Долги за банкротов разрешили отдавать третьим лицам

9319
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В деле о банкротстве Виталия Черномырдина, сына прежнего премьер-министра РФ Виктора Черномырдина, Верховный Суд допустил, что за гражданина-должника задолженность вправе погасить и третьи лица. В рамках данного дела стало возможным частичное погашение долгов за банкрота другим лицом с дальнейшей заменой кредиторов. Но высшая инстанция отметила, что такую «схему» можно применять, если конкурсная масса гражданина-банкрота не уменьшится.

Спор возник потому, что за Виталия Черномырдина его долг перед Газпромбанком погасил Фуркат Сатторов. Задолженность в размере 17,84 млн руб. была погашена за несколько месяцев до инициации процедуры несостоятельности.

Финансовый управляющий Виталия Черномырдина решил эту сделку оспорить. Он указал, что Газпромбанк получил финансовое удовлетворение раньше остальных кредиторов. Поскольку это противоречит положениям ст. 61.3 Закона о банкротстве, не допускающим предпочтения одному из кредиторов, сделку нужно было отменить. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с доводами финансового управляющего и обязали банк вернуть почти 18 млн руб. в конкурсную массу должника.

Однако ВС допустил погашение долгов за банкрота третьими лицами. Высшая инстанция напомнила, что погашение долга с предпочтением — это ситуация, когда банкрот из личных средств решил вернуть средства одному из кредиторов. Именно тогда уменьшается размер конкурсной массы и причиняется ущерб другим взыскателям.

В данном деле долг был погашен сторонним лицом, потому конкурсная масса самого должника не уменьшилась. Фуркат Сатторов стал новым кредитором Виталия Черномырдина, что также возможно в процедурах банкротства. Финансовый управляющий не доказал, что третье лицо лишь формально погасило задолженность, на самом деле используя для этого средства гражданина-банкрота, или что погашение кредита перед банком было одной из форм взаимозачета требований.

Если дело о банкротстве возбуждено, то есть прямой запрет погашать задолженность перед одним из кредиторов за счет средств третьих лиц, но исключения составляют налоговые платежи, говорит арбитражный управляющий Дмитрий Краснощёк, руководитель юридической компании «Стратегия». Одновременно с этим кредиторы активно взаимодействуют друг с другом и могут покупать права требования к должнику в уже возбужденном деле о банкротстве. На практике таких случаев, по словам эксперта, много.

«Решением ВС РФ могут злоупотреблять должники, желая погасить долги перед одним из кредиторов за счет третьих лиц, не показывая аффилированности. Например, погасить долг перед банком, чтобы вывести имущество из-под залога (особенно, если это единственное жилье, которое потом не смогут забрать другие кредиторы). Подобной «схемой» могут воспользоваться и чересчур активные кредиторы, в том числе банки. Они будут предлагать пойти на риск и привлечь деньги третьих лиц, чтобы получить финансовое удовлетворение, понимая, что дела у должника идут плохо», — говорит арбитражный управляющий.

Он отметил, что такая практика существует и при банкротстве юридических лиц, но оспаривать такие сделки в преддверии банкротства арбитражным управляющим будет сложнее. При этом эксперт положительно воспринимает решение ВС. Оно расширяет инструментарий арбитражных управляющих как при защите должника, так и для оказания помощи кредиторам, чтобы отстаивать свои права и получать максимальное удовлетворение через процедуру банкротства.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"