Частный взыск: РФ все ближе к негосударственным приставам
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфНа прошлой неделе анонимный Telegram-канал «Незыгарь» опубликовал ноябрьский протокол с заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под председательством Первого вице-премьера – Министра финансов РФ Антона Силуанова. В нем имеется постановление для руководителя ФССП Дмитрия Аристова о подготовке предложений по внедрению института частных судебных исполнителей.
Аристову разрешили воспользоваться помощью любых органов государственной власти, а сами предложения должны ответить на вопрос – как стоит разграничить работы по осуществлению исполнительного производства между частными и государственными службами?
ДОЛГ.РФ спросил экспертов об их отношении к инициативе, о том, каких предложений можно ожидать от ФССП, и почему 2020 год может стать переломным для всей отрасли в целом.
Скорая частная помощь
Статистика для страны неутешительная – половина судебных решений в России не исполняется, о чём говорили на пресс-конференции 10 октября, в пресс-центре МИЦ «Известия», которая была посвящена законопроекту «О негосударственных судебных исполнителях» или проще говоря – о создании института частных судебных приставов. ДОЛГ.РФ подробно рассказывал о мероприятии.
Так, озвучивались цифры: на одного государственного исполнителя приходится 3,7 тыс. дел в год. На ФССП возложено огромное количество работы, с которой нет возможности справиться физически, об этом говорил член комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Анатолий Выборный.
В самой службе судебных приставов признавали наличие серьезной проблемы. Заместитель начальника управления организации исполнительного производства ФССП РФ Дмитрий Желудков уже сообщал, что в среднем за день государственный пристав закрывает 11,5 исполнительных производств (примерно 40 минут на одно дело), что подтверждает колоссальную загруженность. Таким образом, создание в России института частных судебных приставов поможет разгрузить ФССП РФ и ликвидировать задолженность в 4,6 трлн рублей за 2-3 года.
ДОЛГ.РФ решил обратиться в ФССП РФ, чтобы узнать их мнение о поручении Правительственной комиссии. Нас интересовало, в первую очередь:
-
какую позицию занимает служба отношение создания института частных судебных приставов?
-
есть ли опасения, что лучшие сотрудники могут перейти в частную практику?
-
можно ли говорить уже о каких-то конкретных структурах, которые войдут в группу по подготовке предложений?
Полученный ответ мы цитируем в полном объеме:
ДОЛГ.РФ решил отказаться от интерпретации данного ответа и каких-либо последующих выводов об оценке ситуации со стороны государственной службы.
В первую очередь польза – не конкуренция
Вопрос о создании института частных судебных исполнителей обсуждается уже более 10 лет. Член рабочей группы по совершенствованию федерального закона «О банкротстве (несостоятельности)» при комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Ивaн Рыков отметил основные моменты реализации данного законопроекта:
Эксперт также отметил, что несмотря на сторонние опасения по поводу возможной конкуренции ФССП РФ и частных судебных исполнителей, ожидать развития ситуация вряд ли стоит. Поскольку основными и социально важными задачами государственных приставов является обеспечение выполнения социальных взысканий, например, с физических лиц в части алиментов и заработной платы, а также формирование бюджета, – и создание института частных судебных исполнителей позволит государственным исполнителям сконцентрироваться на выполнении этих самых значимых функций.
Переломный момент наступит в 2020 году
Ивaн Рыков также считает, что 2020 год должен стать переломным в становлении идеи негосударственных судебных исполнителей, поскольку та критическая масса всевозможных обсуждений накопилась до такой степени, что должна уже перейти на новый и более качественный уровень.
Также указав на факт затяжной реализации данной инициативы:
Поставят ли знак равенства между частными приставами и недобросовестными коллекторами?
Преподаватель Института ДПО МФЮА им. Кутафина Дмитрий Гладышев весьма критично оценивает такую инициативу. Он считает, что «государственник» наделен определенными полномочиями, поэтому несёт ответственность за свои действия, в том числе за превышение должностных полномочий, а будут ли исполнять все требования «частники»?
В качестве примера Дмитрий Гладышев привел коллекторов. В СМИ и судебной практике присутствуют факты возбуждения уголовных дел против недобросовестных взыскателей. Такие работники данной сферы выходят за рамки правового поля – это и физическое, и психологического давление на должников. Известно немало случаев, когда происходили ложные сообщения о минировании различных учреждений, детских садов и школ, физическое насилие, а также факты незаконного воздействия на третьих лиц, связанных с должниками.
В связи с этим, Дмитрий Гладышев считает, что, если вводить частных судебных приставов, то в обязательном порядке необходимо предусмотреть и усиление ответственности за их действия.
Для того, чтобы избежать этого со стороны государства необходима осторожность и детальная проработки вопроса. Этому также может предшествовать, например, опыт какого-то одного региона в качестве «прокатки» идеи. Кроме того, Дмитрий Гладышев указал на важность вопроса о контроле структуры:
Эксперт уверен, что законопроект должен содержать прямые нормы, не только дающие права, но и ограничивающие деятельность частных судебных приставов, и самое главное, – определяющие правила, которые устанавливают для них административную и уголовную ответственности.
Кто может стать частными приставами?
В необходимости института частных судебных приставов уверен и Председатель общероссийского профсоюза арбитражных управляющих Михаил Василега, более того, эксперт сразу предлагает свой вариант ответа на кадровый вопрос:
Логика ясна, ведь законодатель уже начал наделать арбитражных управляющих полномочиями, которые выходят за пределы Закона о банкротстве. Так в этом году был принят закон, наделяющий арбитражных управляющих правом оказывать услуги по публикации данных в федеральный реестр сведений о деятельности юридических лиц.
Раньше было понятно, как менять правила игры, но делать это было опасно: вспомним о том, что частными сборщиками долгов себя давно называют коллекторы и представители крупных кредиторов в лице банков, а также взыскатели при финансовых организациях, однако расширять их полномочия весьма рискованно – за один 2019 год поступило 23,4 тыс. жалоб на коллекторские агентства, которые опубликовала ФССП РФ в своем отчете. И если раньше в официальных документах отмечалось внушительное число случаев несоблюдения положений закона № 230-ФЗ, то сейчас видна возможность для всех участников процесса избежать ошибок и найти рациональные ответы на вопросы о внедрении института частных судебных исполнителей.
Евгений Зленко