Назад в XX век: Арбитражные управляющие в недоумении, зачем публикации в «Коммерсанте»?

7413
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

10 декабря прошло заседание экспертного совета по цифровой экономике в Государственной Думе РФ. Главной темой для обсуждения был вопрос о необходимости уменьшить затраты на процедуры банкротства. Одним из вариантов уменьшения затрат на ведение процедуры несостоятельности как юридических, так и физических лиц может стать отмена обязательных публикаций в газете «Коммерсант». 

Как озвучено на заседании, на публикацию объявлений в издании тратится более 1 млрд руб. из конкурсной массы должников. А с учетом того, что газета «Коммерсант» в печатном виде продается в 17 российских городах, то ее «охват аудитории» не кажется всеобъемлющим. 

ДОЛГ.РФ решил узнать у арбитражных управляющих, действительно ли отсутствие публикаций в «Коммерсанте» поможет существенно снизить затраты на процедуры банкротства? Или все же публикации объявлений в газете имеют важное значение?


Происходит дублирование информации

Арбитражный управляющий Илья Юсов, член Ассоциации саморегулируемых организаций (СРО) «Центральное агентство арбитражных управляющих», считает, что публикации сведений на Федресурсе было бы более, чем достаточно. Фактически за одну и ту же операцию приходится платить дважды, причем «Коммерсант» требует за свои услуги куда большую плату, чем ЕФРСБ. Публикации в печатных изданиях можно назвать устаревшей формой работы в процедурах банкротства. 


Одно объявление в «Коммерсанте» равно 8-10 сообщениям на Федресурсе

Арбитражный управляющий Марат Джакупов рассказал, что необходимость публикации сведений в «Коммерсанте» «съедает» большую часть конкурсной массы должника. И он рассказал, почему:

  1. Размещение одной публикации в газете стоит около 7-8 тыс. руб. При этом издание не разграничивает физических и юридических лиц. Расценки одинаковы для всех и рассчитываются в зависимости от площади занимаемого текста (единицей измерения служит 1 см2 печатной полосы). 

  2. На Федресурсе есть фиксированный прайс цен, и стоимость одной публикации варьируется в пределах 430-860 руб. в зависимости от того, кто будет признан банкротом – гражданин или организация. Получается, что одно объявление в «Коммерсанте» можно оценить 8-10 сообщениями в ЕФРСБ. Выгода от использования Федресурса очевидна.

Марат Джакупов также считает, что необходимо внести изменения в ст.28 «Порядок раскрытия информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом» в законе «О банкротстве» № 127-ФЗ отменив обязанность направления объявлений в официальные издания. Например, у «Коммерсанта» есть один важный минус: все объявления о несостоятельности еженедельно публикуются в субботу. Но, чтобы информация попала в субботний выпуск, нужно успеть отгрузить в редакцию документы до полудня среды по московскому времени. Даже если по объективным причинам арбитражный управляющий не успел передать информацию сотрудникам «Коммерсанта», публикация переносится на следующую неделю. А с учетом того, что именно с даты публикации объявления нужно отсчитывать 30-дневный срок для подачи иска о банкротстве, процедура необоснованно затягивается. 


Неинформативность и сложность подтверждения расходов

Дмитрий Гладышев, преподаватель Института дополнительного образования МФЮА им. Кутафина, рассказал, что для кредиторов публикации в «Коммерсанте» малоинформативны. Через них кредиторы смогут ознакомиться только с фактом начала или прекращения какого-либо юридически значимого действия. С отчетами арбитражных управляющих заинтересованные лица в газете ознакомиться не могут, для этого им все равно придется переходить на портал ЕФРСБ. Вдобавок, на Федресурсе нет лимитов по количеству символов, тогда как «Коммерсант» ограничивает должностных лиц печатной площадью. 

Также Дмитрий Гладышев отметил, что арбитражным управляющим бывает сложно подтвердить расходы, направленные на публикацию объявлений в газете. Сотрудники «Коммерсанта» высылают счета с запозданием, и они не всегда доходят до должностных лиц. Цены на публикации ежегодно индексируются, и за последние 3 года услуга по размещению банкротных объявлений подорожала в 1,5-2 раза. 

Эксперт считает, что законодателям следовало бы сократить количество обязательных публикаций, размещая в интернете только информацию о наиболее значимых событиях. Например, можно было бы отменить обязательную публикацию в «Коммерсанте» результатов собрания работников. 


Защита экологии и поддержка социального банкротства

Интересные подсчеты в своем профиле Facebook сделал арбитражный управляющий Алексей Попов. Он решил выяснить, сколько нужно спилить и переработать деревьев, чтобы напечатать объявления о банкротстве в «Коммерсанте». Еженедельно издание выпускает в среднем 105 тыс. газет. В одной газете 32 страницы. Получается, что в неделю печатается 3,36 млн страниц, что равно 33,6 тыс. кг бумаги.

В году 54 недели. Получается, что за 12 месяцев на печать объявлений о банкротстве в газете уходит 1 814 тонн бумаги. А чтобы произвести 1 тонну бумаги, нужно переработать в среднем 17 деревьев. Путем несложного перемножения можно выяснить, что ежегодно ради объявлений о банкротстве, которые мало кто читает, уничтожается 31 тыс. деревьев. А это негативно сказывается на российской экологии. 

Алексей Попов считает, что деньги, которые направляются на публикацию объявлений в «Коммерсанте», можно было бы направить в Фонд поддержки социального банкротства. Такая инициатива могла бы решить проблему наполнения Фонда деньгами, ведь сейчас законодатели планируют обложить дополнительными взносами СРО. 


Если не отменить, то хотя бы удешевить

Арбитражный управляющий Сергей Домнин, член СРО АУ «СЕМТЭК», рассказал, что раньше публикации о банкротстве компаний или граждан печатались в «Российской газете», поскольку она была самым широко распространяемым изданием, которое можно было приобрести в любом населенном пункте в ближайшем киоске. Впоследствии эта привилегия перешла к «Коммерсанту». Эксперт вспомнил, как раньше участники процедуры несостоятельности покупали газету, вооружались фломастерами и искали те самые объявления, которые относятся к их делу. 

Сейчас же из-за развития интернет-технологий дублирование информации в печатных изданиях кажется неактуальным:

«Очень сложно найти в России населенный пункт, даже маленькую деревню, в которую по техническим причинам нельзя провести интернет. Сторонники публикаций в «Коммерсанте» утверждают, что они необходимы гражданам, у которых нет доступа к всемирной сети. На мой взгляд, это маловероятно, а потому печатные публикации устарели. Если у кого-то из сторон процедуры банкротства нет интернета, то они всегда могут попросить арбитражного управляющего направлять им письменные уведомления на почтовый адрес», – резюмирует Сергей Домнин.

Но, если законодатели все же не захотят отменять объявления в официальных изданиях, арбитражный управляющий считает, что их можно было бы удешевить. В частности, сделать равными публикации для физических и юридических лиц. Например, при банкротстве гражданина достаточно лишь указать, что против конкретного человека в ближайшем времени начнется процедура несостоятельности. Поиском остальной информации уже занимаются исключительно его кредиторы. В отношении организаций арбитражные управляющие должны отчитываться в газетах обо всем: от намерения подать банкротный иск до результатов торгов. Сергей Домнин считает, что и для компаний достаточно указания сведений о начале банкротства. А остальную информацию кредиторы могут найти самостоятельно через Федресурс или напрямую общаясь с арбитражным управляющим. 


Федресурс тоже не решение проблем

Член рабочей группы по совершенствованию федерального закона «О банкротстве (несостоятельности)» при комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Ивaн Рыков считает, что операторы Федресурса необоснованно завышают цены на публикацию информации о ходе процедуры банкротства. Средняя цена публикаций на ЕФРСБ – 860 руб., что очень много. По мнению эксперта, максимальная стоимость объявления не должна превышать 100 руб. А направление информации в печатные издания и вовсе следует считать атавизмом. 


Альтернативный вариант – публикация информации о банкротстве на Госуслугах

Михаил Сачёв, президент РОСАНТИ, считает, что законодатели излишне стараются проконтролировать ход процедуры несостоятельности, внедряя все новые обязательства о публикации тех или иных этапов банкротного судопроизводства. Арбитражным управляющим в рамках ведения одного дела приходится публиковать около 100 объявлений. С учетом действующих расценок неудивительно, что конкурсная масса должников очень быстро уменьшается.

«Государство заинтересовано в продвижении сервисов Госуслуг. Так почему бы не сделать отдельный раздел о банкротстве в этой информационной системе, которая охватывает всю страну? Так и арбитражные управляющие, и кредиторы, и должники смогут быстро найти информацию о своем деле. А поскольку этот ресурс содержится за счет государства, то и публикации могут стать бесплатными», – считает Михаил Сачёв. 

Остается главный вопрос: для чего арбитражных управляющих вынуждают по старинке публиковать сведения в печатном издании, которое реализуется только в 17 российских городах? Почему Федеральная антимонопольная служба РФ не обращает внимание на то, что процедуры банкротства затягиваются, ведь «Коммерсант» фактически стал монополистом рынка объявлений о несостоятельности? 

Интернет в России доступен даже в самых отдаленных уголках страны. И риск того, что какой-то сомнительный процент населения останется неуведомленным о начале или окончании банкротства, о результатах торгов, иных юридически значимых действиях, почти отсутствует. Большинство исков о банкротстве также подается в электронной форме. Так зачем поддерживать деятельность, которая на самом деле никому и не нужна? Ведь сами арбитражные управляющие утверждают, что всегда проверяют информацию на ЕФРСБ, игнорируя «Коммерсант».

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"