Сроки конкурсного производства растут от года к году из-за стагнации экономики и противостояния кредиторов и должников

1387
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Средний срок прохождения процедуры конкурсного производства в России превысил свой рекорд и увеличился до двух лет за последнее время. Вероятно, это связано с нестабильной экономической ситуацией в РФ, а также с обострением борьбы между бывшими собственниками бизнеса и его кредиторами.

Федресурс провел исследование в отношении прохождения процедуры конкурсного производства среди юридических лиц за исключением банковских организаций и установил, что ее длительность возросла на 8,5 % с прошлого года и составляет сейчас в среднем 732 дня. Основной причиной увеличения длительности процедуры эксперты считают использование завуалированных схем вывода имущества компаний незадолго до объявления банкротства. В этой связи назрела необходимость внедрения новых методов борьбы с незаконными схемами.

За первые девять месяцев текущего года было подано почти 6 200 заявлений об оспаривании сделок должников. Это на 30 % больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом удовлетворенных заявлений стало меньше: если в 2018 году их доля составляла 43 %, то в текущем — только 37,9 %.

Еще одной причиной, по которой сроки производства увеличиваются, может быть тяжелое экономическое положение российского населения. Так, например, становится все меньше людей, которые располагают свободными средствами для покупки и развития какого-нибудь производства или другого бизнеса.

Личное банкротство граждан, в свою очередь, протекает быстрее, однако его средняя продолжительность начала увеличиваться. Так, реализация имущества граждан, которая закончилась в первые девять месяцев текущего года, в среднем протекала дольше на 4,7 %, чем в аналогичный период годом ранее.

Средний срок прохождения механизма банкротства гражданина составил 274 дня. В целях оспаривания сделок было подано 1 465 заявлений, что на 36,8 % больше, чем в прошлом году. При этом суды удовлетворили на 0,2 % меньше заявлений. В общей сложности доля удовлетворенных оспоренных сделок составила 22,7 % в 2019 году.

«Состояние отечественной экономики сейчас заставляет представителей малого и среднего бизнеса практически постоянно находиться в стрессе. Низкая покупательная способность в купе со сложностью привлечения финансирования не позволяет МСП развиваться и крепнуть. Не удивительно, что участились процедуры банкротства среди представителей малого и среднего бизнеса. Это логичное следствие, ожидаемое», — считает Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital, член Совета ТПП РФ по инвестиционной политике.

По мнению эксперта, следующим шагом должно стать активное противодействие кредиторам со стороны собственников «упавшего» бизнеса. Агрессивная борьба за остатки компаний и имущества естественным образом приводит к тому, что банкротство начинает затягиваться на неконтролируемо длительные сроки.

«Уверен, что данный тренд будет еще долго актуален. Два года — это еще не предел. Пока российская экономика не покажет внушительный рост, все останется именно так. МСП — это активный, постоянно эволюционирующий и привыкший к смелости слой населения. Ждать от собственников малого и среднего бизнеса инертности не стоит. Банкротства будут идти все дольше, а кредиторы будут получать все меньше. Это закономерно», — подчеркнул Сурен Айрапетян.

 

Доля возращенных кредиторам средств с каждым годом уменьшается

Доля возвращенных кредиторам средств действительно снижается, как и доля удовлетворенных заявлений об оспаривании сделок. Так, при корпоративных делах о несостоятельности организаций кредиторы за 9 месяцев текущего года получили только 4,7 % из заявленных требований. Это на 1,6 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

При прохождении личного банкротства показатель возврата средств еще меньше. Однако в этом секторе наметилось увеличение доли с 2,8 % до 3,5 % при сравнении первых девяти месяцев 2019 и 2018.

В основном средства возвращают кредиторы, чьи займы были обеспечены залогом. Доля таких кредиторов составляет 7,4 % при банкротствах организаций и 10,4 % при банкротствах физических лиц.

Погашенными оказались требования залоговых кредиторов при должнике-юридическом лице в 32,4 % случаев, при банкротствах физических лиц — в 17,3 % случаев. Не получили возврат средств 63 % кредиторов должников-юридических лиц. Годом ранее этот показатель составлял 65 %. При открытии процедуры конкурсного производства должники не имели активов в 38 % случаев и в 37 % — в 2018 году. О том, что разрешить проблемы с низкими показателями взыскания задолженности с юрлиц поможет появление института частных судебных приставов ДОЛГ.РФ писал в одном из предыдущих материалов.

Физические лица объявляли себя банкротами, не располагая имуществом для удовлетворения требований кредиторов в 74 % случаев годом ранее и в 77 % случаев — в текущем году. При этом остались ни с чем 66 % кредиторов в 2018 и 65 % кредиторов в 2019 году.

Павел Замалаев, арбитражный управляющий, считает, что, безусловно, на продолжительность процедуры конкурсного производства повлияли и усложнившееся законодательство, и более изощренные схемы вывода активов, и, как следствие, возросшая нагрузка на судебную систему, и отсутствие достаточного объема свободных денежных средств в экономике и длительные сроки реализации имущества банкротов. Еще одной причиной увеличения сроков эксперт видит «большой объем формализма».

«Очень часто арбитражный управляющий под угрозой получить иск о взыскании убытков или быть привлеченным к административной ответственности в отсутствие каких-либо объективных оснований вынужден обращаться в суд с формальными заявлениями о привлечении к субсидиарной ответственности или с заявлениями об оспаривании сделок. По итогам рассмотрения такие заявления остаются без удовлетворения, однако срок производства по делу затягивается», — отметил Павел Замалаев.

По мнению эксперта, законодательно необходимо пройти два шага для того, чтобы ситуацию со сроками изменить в лучшую сторону.

«Необходимо снизить давление на арбитражного управляющего со стороны контролирующих органов, тем самым позволив ему действовать добросовестно и разумно, вместо действий по принципу «на всякий случай», — рассуждает эксперт. — И, конечно, надо менять культуру ведения бизнеса в целом; осознание субъекта экономической деятельности того факта, что по долгам платить придется — пусть даже и через 2-3 года процедуры банкротства, но придется обязательно! Это осознание исключит схемы вывода активов перед банкротством. Это в принципе просто станет бессмысленным. Неотвратимость исполнения обязательств сподвигнет собственников начать разговаривать и договариваться с кредиторами вместо того, чтобы прятать активы и убегать. Это не только снизит сроки процедур банкротства, но и увеличит количество реабилитационных процедур и позволит повысить процент удовлетворения требований кредиторов».

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"