Авиакомпании хотят пролететь мимо банкротства

19368
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила письмо министру транспорта РФ Евгению Дитриху с просьбой продлить мораторий на банкротство еще на 6 месяцев. Напомним, что Правительство РФ запретило кредиторам банкротить компании, работающие в отраслях, сильнее всего пострадавших из-за пандемии коронавируса. Мораторий был введен в апреле 2020 года, и срок его действия заканчивается в октябре. Однако эксперты относятся скептически к возможному банкротству авиакомпаний, указывая на ряд определенных причин.

АЭВТ сообщила, что авиационная отрасль до сих пор не восстановилась в полной мере, а потому продление запрета на банкротство авиакомпаний помогло бы сохранить их финансовую стабильность. Сама Ассоциация сообщила, что за I полугодие 2020 года воздушные перевозчики остались в убытке на 121 млрд руб., а к концу года они могут увеличиться до 300 млрд руб. Для сравнения: в 2019 году убытки авиакомпаний составили 38 млрд руб., которые поэтапно сокращались.

Причиной убытков стало снижение пассажиропотока из-за коронавируса и высокие цены на керосин. Негативным фактором стал и рост курса валют, на котором «завязаны» лизинговые сделки. Восстановить авиационную отрасль не смогли даже удешевившиеся до 30 % билеты на воздушные перевозки.

За продление моратория на банкротство выступал и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Экономисты, предприниматели и арбитражные управляющие по-разному отнеслись к такой идее. Одни считают, что это только продление неизбежной «смерти» компаний, в то время как кредиторы находятся на невыгодном положении и тоже рискуют уйти из бизнеса из-за недостаточности средств. Другие считают, что мораторий, напротив, поможет предпринимателям восстановиться и наладить производство / оказание услуг / продажи.

Несмотря на просьбы АЭВТ и пока действующий мораторий, руководители и владельцы ранее обанкротившихся авиакомпаний привлекаются к субсидиарной ответственности. В Арбитражном суде Республики Татарстан появился иск против Рашида и Светланы Мурсекаевых, бывших контролирующих лиц несостоятельного «ВИМ-Авиа». Их обвиняют в хищении денег пассажиров. По версии следствия, авиакомпания продавала билеты на рейсы, хотя знала, что не сможет их осуществить из-за нехватки топлива. Средства «ВИМ-Авиа» выводились за рубеж, и в результате правоохранители пришли к выводу, что воздушного перевозчика обанкротили преднамеренно. А потому всегда есть риск, что мораторий на банкротство может послужить хорошим прикрытием для нелегальных сделок.

В свою очередь, ДОЛГ.РФ направил запрос об оценке инициативы в крупнейшие авиакомпании России. В «Уральских авиалиниях» сообщили, что они поддерживают запрос АЭВТ. Но сам воздушный перевозчик с марта 2020 года реализует собственную антикризисную программу, включающую взаимодействие с банками и иными кредитными организациями, чтобы не допустить просрочек по выплате займов. В «Уральских авиалиниях» подчеркнули, что за 27 лет существования авиакомпания ни разу не допустила просрочек по кредитам. Остальные участники рынка на момент публикации на запросы не ответили.

Об отсутствии смысла банкротства авиакомпаний сообщил Анатолий Вакуленко, аналитик ГК «ФИНАМ». Действующие авиакомпании — это и налоги в бюджеты всех уровней, и многочисленные рабочие места, и обеспечение транспортной доступности ряда регионов страны, и загрузка других отраслей, которые снабжают воздушные перевозки необходимыми товарами и услугами. Аналитик считает, что государство не ограничится только продлением моратория. Так, авиационную отрасль поддержат регулированием цен на топливо, льготами по аэропортовым сборам и ослаблением санитарных требований для перевозок.

Светлана Ковалевская, эксперт системы «Актион Бухгалтерия», считает, что мораторий на банкротство продлят не всем, а только компаниям из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. Если судить по оценкам «Национальных кредитных рейтингов» (НКР), то самыми уязвимыми в российской экономике считаются отрасли авиаперевозок, коммерческой недвижимости, добычи угля и машиностроения. Для их полного экономического восстановления понадобится более 5 лет. Остальные же предприятия, в том числе малый бизнес, вряд ли смогут рассчитывать на дополнительные льготы. Системообразующие предприятия государство будет поддерживать.

К числу пострадавших отраслей Правительство РФ может отнести и сферу выездного туризма, эстрадно-концертную деятельность, считает Вадим Резниченко, руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании a.t.Legal. Он напомнил, что мораторий на банкротство не является «панацеей» от неблагоприятных экономических последствий для бизнеса. Для стабилизации экономики требуется комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, действующих согласованно. К числу таких мер стоит отнести: льготное кредитование, государственный заказ, прямое финансирование и иные меры.

Ранее ДОЛГ.РФ сообщал, что в Торгово-промышленной палате РФ прошла презентация и первое обсуждение поправок в закон о несостоятельности (банкротстве) в части, касающейся инструментов санации. Отмечалось, что в документе прописаны «революционные» для России инструменты досудебного оздоровления предприятий, столкнувшихся с финансовыми трудностями.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"