Мусорный кризис: операторы отказываются вывозить отходы из-за вероятности банкротства

75
1 минута
Мусорный кризис: операторы отказываются вывозить отходы из-за вероятности банкротства

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) проанализировала финансовое положение 221 регионального мусорного оператора. Выяснилось, что многие из них, ожидая прибыли после начала реализации мусорной реформы, требующей перерабатывать и утилизировать отходы, фактически оказались на грани банкротства.

Основные проблемы операторов:

  • изменение условий сотрудничества с управляющими компаниями уже после подписания договоров;

  • необоснованный пересмотр тарифов, снижающий стоимость услуг за вывоз отходов;

  • неплатежи как со стороны жильцов, так и со стороны управляющих компаний.

Как выяснила НАКДИ, в некоторых субъектах РФ услуги вывоза мусора оплатили только 20 % жильцов. В среднем за полгода операторам удается покрыть менее 60 % своих расходов. Ситуация осложняется тем, что финансовые организации не заинтересованы в выдаче кредитов мусорным компаниям. Банки, которые соглашаются сотрудничать с организациями, попавшими в непростое положение, пытаются на них заработать, устанавливая ставки по займам до 20 % годовых.

Изменение тарифов также ведет к росту расходов. В одних регионах (например, Пермском и Алтайском краях) тарифы повышались, в других (например, Республике Крым и Нижегородской области) понижались. Отсутствуют единые расценки: тарифы устанавливаются в пределах 0,01-38,74 % по стране.

Также операторы жаловались на изменение условий оказания услуг после заключения контракта. Одна из мусорных компаний Архангельской области сообщила, что управляющие компании вынудили их обслуживать в 2 раза больше объектов при неизменной оплате.

Из-за невысокого уровня платежей ряд операторов отказался выполнять свои обязанности. Частные компании выкупаются государством или муниципалитетами. Низкая прибыльность сферы не позволяет закупать современное оборудование по утилизации и переработке отходов. А потому воплощение мусорной реформы находится под угрозой.

О возможном банкротстве региональных мусорных операторов скорее преувеличение.
Да у регоператоров можно выделить три основных проблемы:
•    Трудности в заключении договорных отношений
•    Трудности в сборе средств
•    В экономической эффективности деятельности.

В свою очередь законодатель существенно облегчил их работы по сравнению в прошлыми годами.
Так в соответствии с пунктом 4 статьей 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) и собственник жилого дома или части жилого дома обязанность «обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором», которая продиктована необходимостью соблюдения требований части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее Правилами обращения с ТКО) если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
Таким образом, отказаться от заключения договора с региональным оператором потребитель не вправе.

Возникает вопрос в организации работы по оказанию услуг и по сбору средств за услугу, так и тут законодатель сделал шаг на встречу регоператорам.
Порядок оказания услуги определен в ст. 9 Правил обращения с ТКО, согласно которой потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
При этом в России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то - на порталах субъектов РФ.
Таким образом, регопереторам нужно более плотно работать с местными властями и управляющими организациями.

Что касается оплаты и сбора средств с населения. Тарифы на обращение с ТКО утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты - Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила № 354). Обязанность оплаты коммунальных услуг закреплена в ЖК РФ, не исполнение данной обязанности является основанием для взыскания долга в судебном порядке.
Таким образом, с точки зрения закона у регоператора достаточно рычагов для организации эффективной работы по получению средств за оказанные услуги.

Сложности возникающие у регоператоров при подтверждении размера тарифов в РСТ, возникает на мой взгляд больше из-за устаревшего фонда полигонов, содержание которых не позволяет максимально эффективно использовать получаемый ресурс. В большинстве полигонов отсутствует мусоросортировачные станции, новые полигоны строятся вне не достаточном количестве, отсутствует раздельный сбор отходов. Однако вопросы дешёвых и длинных денег для устранения именно этих преград, это вопрос совместной работы регоператоров и федеральных властей.

Александр Кузнецов
Специалист в области взыскания долгов и регистрации, реорганизации, ликвидации юридических лиц.
Нравится 0
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0



Поделиться новостью:

Читайте также

Новости партнеров