Первый блин комом. Минэкономики не удалось переписать закон о банкротстве

7195
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) раскритиковало поправки к закону о банкротстве, которые подготовило Министерство экономического развития РФ. Эксперты пришли к выводу, что новая версия закона, в случае одобрения поправок, предоставит слишком большое преимущество ФНС как кредитору, запутает действующих игроков рынка и не улучшит эффективность процедур оздоровления, ради которых, собственно, документ и написан. ГПУ рекомендовало не принимать законопроект в этой редакции. Отметим, что совсем недавно замминистра экономического развития Илья Торосов, комментируя законопроект, отмечал, что никаких глобальных правок в документ не ожидается.

 

Чем ФНС лучше?

Как следует из заключения ГПУ (документ есть в распоряжении ДОЛГ.РФ), в документе Минэкономразвития выявлено восемь концептуальных недостатков, которые не позволяют внести его в Государственную Думу РФ. Явная ангажированность в сторону ФНС, путаница с оценкой деятельности арбитражных управляющих, возложение лишних обязанностей на судей — все это, по мнению управления, противоречит принципам закона о банкротстве и многолетней судебной практике.

В числе первых замечаний к документу управление указывает на наделение ФНС правом преимущественного залогового кредитора. Ранее эта норма вызвала немало дискуссий среди экспертов, которые заявляли, что наделение «налоговиков» подобными преференциями нарушит сложившийся баланс интересов между публичными и частными кредиторами.

Такого же мнения придерживаются и в ГПУ. Там отмечают, что введение этой новации может привести к концептуальному изменению подходов к оценке рисков предоставления заемных средств частным лицам. Ранее замминистра экономического развития Илья Торосов в интервью «Интерфаксу» пояснил, что неоднозначная поправка была доработана и представлена в новой редакции, которая требует дополнительного согласования.

 


Три убрать, одну оставить

Много вопросов у управления вызвало и предложение Минэкономразвития полностью упразднить процедуры наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, заменив их реструктуризацией долгов как единственной реабилитационной процедурой.

В ГПУ согласны с тем, что закон о банкротстве давно требует введения более эффективных процедур «оздоровления», поскольку сейчас в нем превалируют ликвидационные мероприятия. Однако полная отмена уже имеющихся механизмов не улучшит ситуацию.

В управлении обращают внимание, что на ознакомление с новой процедурой арбитражным управляющим и другим участникам банкротств потребуется много времени. Помимо этого, как считают в ГПУ, замена сразу трех процедур реструктуризацией долгов фактически сводит на нет всю судебную практику, наработанную за 18 лет.

В ГПУ президента подчеркивают, что после отмены моратория на банкротство в 2021 году ожидается волна исков о несостоятельности. И ни суды, ни арбитражные управляющие в таком аврале просто не смогут разобраться с новыми нормами. В качестве альтернативы эксперты правового управления предлагает запустить реструктуризацию в пилотном режиме, сохранив при этом все имеющиеся процедуры. Это позволит изучить работу механизма без стресса для участников процесса.

 

Сколько вешать в баллах?

Особенно много претензий у правового управления возникло к системе оценке деятельности арбитражных управляющих. Минэкономразвития предлагается выставлять им баллы, число которых будет зависеть как от деятельности конкретного арбитражного управляющего, так и «среднего арифметического оценок всех членов СРО, в которой он состоит».

В ГПУ указывают, что такая система приведет к множеству трактовок и отсутствию единого механизма начисления баллов, соответственно ни о какой объективности этих оценок арбитражных управляющих речи идти не будет.

«Предлагаемая система учета баллов фактически не является рейтинговой, поскольку она предполагает списание баллов за участие в каждой из процедур, а не исчисление некоего среднего балла арбитражного управляющего с учетом всех процедур (то есть среднего балла, который позволял бы определить общую эффективность участия арбитражного управляющего во всех процедурах). Из этого следует, что введение баллов арбитражных управляющих в большей степени направлено на ограничение количества процедур, в которых они могут принять участие, а не на оценку их эффективности, что представляется необоснованным», — пояснили в ГПУ.

Подверглась критике управления и поправка, касающаяся электронной системы учета требований по текущим и реестровым платежам на базе арбитражных судов. В ГПУ отмечают, что Министерство экономического развития фактически дублируют инициативу, ранее предложенную Верховным судом РФ и уже находящуюся на рассмотрении в Государственной Думе.

Не посчитали правомерным в ГПУ и наделение правом голоса по отдельным вопросам кредиторов по текущим обязательствам должника и обязательствам, возникшим по обязательным договорам с контрагентами. В управлении подчеркивают, что эти категории кредиторов итак находятся в приоритете перед реестровыми. Принятие поправки позволит голосовать на собраниях кредиторов арбитражным управляющим и привлеченным им контрагентам (например, оценщикам). Это противоречит основным принципам закона о банкротстве и приведет к ангажированности итак не слишком объективного процесса банкротства.

 

Судьи — не менеджеры

В ГПУ также не согласны с возложением дополнительных полномочий на судей, описанных авторами законопроекта. В частности, Министерство экономического развития предлагает судьям самим оценивать, насколько эффективным, например, был план санации предприятия, верны ли принятые в его рамках управленческие решения. Согласно действующему законодательству, судейский корпус так глубоко не анализирует ситуацию, а работает только с доказательствами, представленными сторонами, и на их основании принимает решения.

«Возложение новых функций на суд не представляется возможным в отсутствии в законодательстве Российской Федерации специальных положений, обеспечивающих наличие у судей, рассматривающих дела о банкротстве, специальной квалификации в сфере менеджмента и экономики, которая бы позволяла оценивать экономическое состояние должника и обоснованность принимаемых управленческих решений», — считают в ГПУ.

Непонимание у ГПУ вызвало и предложение Министерства экономического развития о наделении функциями арбитражных управляющих государственных корпораций в тех случаях, когда банкротятся стратегические предприятия и организации. В качестве успешного примера такого делегирования авторы законопроекта приводят Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сейчас полностью отвечает за банкротство банков.

Однако в случае с банкротствами стратегических предприятий такая схема может не сработать. В ГПУ отмечают, что, как правило, все стратегические организации так или иначе связаны и между собой, и с государственными корпорациями, в том числе и долговыми обязательствами. Таким образом, если новая норма будет принята, госкорпорация в некоторых случаях может быть одновременно и кредитором, и арбитражным управляющим, а это делает невозможным объективное проведение процедуры банкротства. В ГПУ считают, что во избежание таких прецедентов, норму следует исключить из законопроекта.

 

Реестр на реестре

И наконец, последняя концептуальная претензия ГПУ коснулась информационных систем, которые обеспечивают «трансляцию» всех этапов процедур банкротства. Например, предлагается создать государственный реестр арбитражных управляющих. Его составление обойдется федеральному бюджету в 350 млн руб., а ежегодные расходы на обеспечение его деятельности составят 21,9 млн руб.

Вместе с тем уже давно существует «Реестр саморегулируемых организаций», содержащий в себе сведения в том числе и об арбитражных управляющих. Его также «спонсируют» из федерального бюджета. На «апгрейд» этого реестра до указанных в законопроекте требований потребуется всего 3,5 млн руб., что в 10 раз дешевле создания некой новой информационной системы, подразумеваемой авторами законопроекта.

Законопроектом также предлагается определить в качестве оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСДЮЛ и ЕФРСБ). Судя по всему, без проведения торгов. При этом авторы документа не уточняют, во сколько обойдется бюджету такое нововведение. В ГПУ подчеркивают, что такое предложение требует согласования Счетной палаты и правительства РФ. Кроме этого, в управлении отмечают, что ввод каких-либо новых информационных систем внесет путаницу в существующий порядок учета всех юридически значимых сведений о ходе процедуры банкротства.

Подытоживая правки, ГПУ подчеркивает, что предложенный Министерством экономического развития законопроект получил немало замечаний как от государственных органов — Банка России, Росреестра, Минобороны, Верховного суда, так и от экспертного сообщества в лице крупнейших банков страны, общественной организации «Деловая Россия» и «Интерфакса» (владеет сервисом «Федресурс»). В управлении считают, что их мнение также необходимо учитывать, редактируя законопроект.

«Учитывая изложенное, законопроект требует существенной переработки и не может быть поддержан в представленной редакции», — резюмировали в Государственно-правовое управление президента РФ.

Отметим, что совсем недавно замминистра экономического развития Илья Торосов, комментируя законопроект, отмечал, что никаких глобальных правок в документ не ожидается. Минэкономразвития рассчитывало, что законопроект будет принят в рамках весенней сессии Госдумы в 2021 году. Однако, судя по «разносу» от ГПУ, планам авторов законопроекта едва ли суждено сбыться.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"