Бюджетный дефицит: из-за низких цен на нефть и коронавируса Россия ушла в минус на 272 млрд рублей

2173
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Аналитики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» спрогнозировали надвигающиеся проблемы для регионов. По их мнению, к концу года 70 % российских субъектов полностью израсходуют ликвидные резервы и будут нуждаться в дотациях из федерального бюджета. В свою очередь, Министерство финансов опубликовало предварительную оценку исполнения федерального бюджета за первые два месяца года. Доходы выросли на 13,8 %, до 2 817 770,6 млн. рублей, а расходы – на 15,8 %, до 3 089 953,7 млн. рублей. В итоге сформировался дефицит бюджета в размере 272 183,1 млн. рублей.
Как выживет Россия в сложившихся обстоятельствах, продолжит ли развиваться негативная тенденция и что ждет экономику в 2020 году, рассказывают эксперты ДОЛГ.РФ.


Регионы нарастят задолженность и попросят о дотациях

Стресс-факторами для региональных бюджетов аналитики НКР называют коронавирус, колебания нефтяных цен и падение курса отечественной валюты. Они предсказали, что большинство российских регионов ждет «нулевой рост доходной части бюджетов и индексация расходов на 10 %».
Помимо того, в регионах с большой вероятностью увеличится размер задолженности. В АКРА назвали совокупную сумму в 220 млрд руб., и это только предварительные данные. Увеличивая размер задолженности, регионы нарушат соглашения с Минфином. Если динамика увеличения долга будет значительной, это приведет к переоценке их долговой устойчивости и скажется на степени самостоятельности бюджетной политики.
Потребность регионов в дотациях будет выражена в текущем году сильнее, чем раньше. Однако большой вопрос, найдет ли государство средства на такие дотации, когда само должно справиться с дефицитом бюджета.
Интересно, что мнения политиков и министров в вопросе федерального бюджета кардинально расходятся. Пару дней назад Антон Силуанов, министр финансов России, утверждал, что как бы цены на нефть не колебались, наша страна готова к таким шокам. В то же время председатель Счетной палаты Алексей Кудрин назвал прогноз по бюджету устаревшим в связи с мировыми перестановками. Он также предупредил, что страну может захлестнуть волна бедности.


Закрытие стран продолжится

Генеральный директор рекламного агентства «Сарафан» Сергей Картинцев уверен, что снижение экономических показателей продолжится весной 2020 года.
«Закрытие стран продолжится, что приведет к проблемам с поставками комплектующих и сырья. В России начинается новый сельхозсезон, а семена, добавки и другое поставляется из-за границы. Еще одним тормозом будет прерывание производственных цепочек поставок в реальном секторе, Китай сильно затормозил производство и товарооборот», – отметил эксперт.
По его мнению, на экономику будет давить и снижение покупательной способности населения. Это вполне может вызвать цепной процесс разорения в сфере малого и среднего бизнеса, который ориентирован на услуги населению и зависит от импортного оборудования или сырья.
Сергей Картинцев также отметил, что в текущем году можно ожидать снижения ВВП в реальном выражении по аналогии с 2014 годом.
«В целом страна способна пережить кризис без больших потрясений за счет больших финансовых резервов и способности обеспечить себя основными продуктами питания. Однако последние все же сильно завит от импортных поставок сырья и техники», – прокомментировал ситуацию спикер.

Россию может спасти коррекция ключевой ставки и налоговое стимулирование

По мнению Владимира Михайлова, лидера Партии социальной защиты, чем дольше цены будут находиться на уровне ниже 40 долларов за баррель нефти сорта Brent, тем большим окажется разрыв между доходами и расходами. Когда цены на нефть были на высоком уровне, пополнялся не только бюджет, но и Фонд национального благосостояния. Эксперт отметил, что именно туда поступали «доходы свыше 42,4 доллара с каждой бочки». На 1 марта в Фонде национального благосостояния накоплено около 7,3 % ВВП, или 8,2 трлн рублей, что сегодня позволяет компенсировать выпавшие доходы.
«Если ситуация кардинально не изменится, то этих денег может хватить на 4 года. Но при этом важно, чтобы нефтяные котировки не уходили ниже 30 долларов за баррель, и дефицит бюджета будет более 2-3 %», – отметил Владимир Михайлов.
При этом он предупредил, что негативный сценарий вполне возможен: спрос на нефть падает, а самый большой в мире покупатель нефти, Китай, почти на треть сократил суточное потребление топлива, и несмотря на снижение числа заболевших, карантин пока продолжает действовать.
Возникла и другая проблема: с 1 апреля экс-участники картеля ОПЕК+ планируют наращивать добычу нефти и предлагают огромные скидки, работая практически себе в убыток в надежде перекроить нефтяной рынок. Поэтому пока факторов поддержки мирового рынка нет.
«Все будет зависеть от того, удастся ли Центробанку и Минфину стабилизировать российскую валюту, укрепив ее в парах с долларом и евро. Как показал опыт экономического кризиса 2012 года и сырьевой шок в РФ в 2014-2015 годах, лучшим способом стабилизации финансовых рынков становятся коррекция ключевой ставки и налоговое стимулирование», – утверждает Михайлов.

Надо договариваться в рамках ОПЕК

Ашот Торосян, генеральный директор финтех-компании TWINO, предположил, что одним из возможных решений для регионов с долгами может стать увеличение дотаций.
«Общие потребности регионов в долговом финансировании бюджетного дефицита могут достичь почти 500 млрд руб., но фактическая сумма заимствований может оказаться гораздо выше, особенно такой сценарий вероятен при сохранении низких цен на нефть до начала 2021 года», – отметил эксперт.
По его словам, сейчас трудно предсказать, насколько сильно сократится доходная часть бюджета, поэтому рано говорить о том, насколько могут вырасти дотации. Это станет понятно к началу 3 квартала. При сохранении негативных тенденций в мире у экспортеров снизится прибыль, что неизбежно повлечет сокращение налоговых отчислений.
Ашот Торосян акцентировал внимание, что заявленные ранее темпы экономического роста останутся недостижимыми. Положительный рост возможен при цене нефти выше 40 долларов за баррель, но как себя будет вести нефть предсказать трудно.
«Сейчас основной задачей для России остается выработка мер, которые будут способствовать повышению нефтяных цен. Низкая стоимость нефти в настоящее время не выгодна никому, в том числе ближневосточным партнерам, которые ведут агрессивную политику в отношении России», – поясняет глава TWINO.
Вероятно, России придется заключить новую сделку с ОПЕК. Высокие цены, которые держались за счет предыдущей сделки с ОПЕК, позволили повысить рентабельность проектов по добыче сланцевой нефти, которые существенно нарастили производство за прошедший год. Это, с одной стороны, стратегически не выгодно для России, но при сильном падении доходов бюджета придется пойти на уступки.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"