Как мертвому надбавка: кому поможет льготный кредит под 2 %
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфОтечественные предприятия малого и среднего бизнеса из отраслей, наиболее пострадавших в связи с пандемией коронавируса, получили 37 миллиардов рублей по новой программе льготного кредитования под 2 процента годовых. Она предполагает выплату одного МРОТ на каждого сотрудника за шесть месяцев. На 85 процентов кредит будет обеспечен государственной гарантией со сроком погашения — 1 апреля 2021 года. ДОЛГ.РФ решил выяснить, что об этом думают сами предприниматели и эксперты.
Начало ограничительных мер очень сильно ударило по российскому бизнесу. Нерабочие недели плавно перетекали в нерабочие месяцы, пока предприниматели гадали, во сколько им это обойдется. И чего будет стоить “сохранение заработной платы”, обещанное президентом. Больше всего пострадала сфера услуг: общепит, фитнес и спорт, туризм, гостиницы, косметология, беспошлинная торговля, транспорт и развлечения.По подсчетам Росстата, во время ограничительных мер выручка половины сегментов сферы услуг просела на 50%, а у некоторых обвалилась более, чем на 95%. Как в таких условиях сохранять рабочие места, совершенно непонятно. А ведь это — основное условие помощи малому и среднему бизнесу по новой кредитной программе. Чтобы компенсировать бизнесу выплату того самого МРОТ на каждого сотрудника за шесть месяцев. Минимальный размер оплаты труда в Москве составляет 20 195 рублей, в регионах — меньше.
Убыточная промышленность
Еще серьезнее ситуация у тех, кто создает прибавочную стоимость. То есть, в промышленности. И не в богатой Москве, а в регионах.Также предприятия должны соблюдать новые нормативы САНПИНов: маски, обеззараживание, санитайзеры. Все это дополнительные издержки. То есть себестоимость единицы продукции растет и растет прилично.
Это все ведет к пересмотру всех отношений со всеми контрагентами. С банками в первую очередь. В ситуации неопределенности они стараются не рисковать. Любой кредит — это работа кредитных комитетов банков. То есть, банки должны видеть отсутствие рисков, объем залогов и т.д. Предприятия, которые работают сейчас, имеют высокую закредитованность, а свободных залогов у них немного. Никто не хочет кредитовать убытки. Компенсация убытков, связанная с внешними воздействиями, — это субсидии государства, а банки финансируют прибыльную коммерческую деятельность.
Определенная часть продукции Череповецкого литейно-механического завода шла на предприятия, связанные с авиастроением. За год-два производство на этих предприятиях не восстановится. Соответственно, рассчитывать на заказы оттуда нельзя.
Ситуация с муниципальным и государственным заказом не легче. Бюджеты сильно сократились, и промышленность не может на них рассчитывать. Отмена ограничительных мер совершенно не гарантирует, что будут пересмотрены секвестрированные бюджеты.
Снятие такого рода заказов приведет к падению производства во многих других крупных компаниях, связанных с переработкой металлов и углеводородов. Соответственно, те поставки, которые промышленность делала в этот сегмент, не вырастут.
Если рассчитывать, что российский ВВП будет не расти, а падать, то восстановление спроса в этом году по определению невозможно. А если не будет восстановления спроса, то о возвращении производства на привычный уровень работы речи не идёт.
В этой ситуации говорить о каких-то инвестпрограммах или модернизации производства не приходится. Для машиностроителей сейчас стоит вопрос выживания, сохранения текущей технологии и возможности оставаться на рынке.
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Растерянные эксперты
По отчетам ЦБ, в начале мая было некое оживление экономической активности. Во многом благодаря снятию ограничений в регионах и реализации отложенного спроса. В российских регионах ограничения не были такими жесткими, как в Москве, а те, что были, начали игнорироваться. После майских праздников отклонение от нормального уровня уменьшилось до 11,3% — то есть в 2,5 раза по сравнению с концом марта. С 25 по 29 мая — отклонение входящих платежей (без учета добычи полезных ископаемых, производства нефтепродуктов и государственного управления) снизилось до 6,6%.Но что примечательно, различные экономические эксперты, которые обычно щедро ссылаются на статистику и показатели, отказываются называть какие-либо внятные сроки выхода из сложившейся ситуации. И даже затрудняются оценить нанесенный экономике ущерб.
Свое производство. С дешевыми кредитами и низкими налогами
Что примечательно, так положение вещей оценивают не только либералы из Высшей школы экономики, но и консерваторы, ратующие за протекционизм.По словам Лапушкина, все запуганы предстоящим кризисом. Люди должны создавать какие-то резервы, а они всегда создаются в долларах. Сам факт того, что курс рубля к доллару повышается, говорит о том, что спроса на доллары нет. Людям просто не на что их покупать.
Что делать при сохранении текущей экономической ситуации, эксперты сказать затрудняются. Но сходятся во мнении, что ее необходимо менять.
- Мягкая кредитно-денежная политика. Дешевые и длинные целевые кредиты на развитие производства и создание рабочих мест.
- Стимулирующая налоговая политика. Если предприниматель вкладывает большую часть в развитие производства, налогов он должен платить минимум. Либо не платить совсем.
- Протекционизм. Мы должны определить для себя приоритетные отрасли и обеспечить равные условия конкуренции с западными производителями.
Иван Афонин