Много помощи неискушенному малому бизнесу

1831
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Число граждан, которые занимаются малым и средним предпринимательством в России достигает 19 миллионов человек – около 13% населения. Ежегодно на поддержку МСП государство выделяет миллионные средства и задействует огромное количество ресурсов, однако о том, как получить эти средства и облегчить себе жизнь, знает только 30% бизнесменов. Еще меньший процент в курсе того, как можно сэкономить на займах и кредитах, бесплатно получить консультацию практически по любой проблеме бизнеса и как провести обучение сотрудников на льготных условиях.

Печальная статистика была приведена на прошлогодней Всероссийской международной конференции «Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития МСП в субъектах РФ», которую организовало Российское агентство поддержки МСП.

Портал ДОЛГ.РФ рассказывает о вариантах поддержки бизнеса, которые предоставляет государство, а специалист по вопросам развития промышленности и МСП Алексей Хижняк делится информацией о передовых национальных проектах, о которых мало кто слышал.


Основные инструменты поддержки МСП

Поддержка МСП – отрасль, которая сглаживает негативные последствия кризиса, формирует новые рыночные ниши и рабочие места, поэтому она является одним из важнейших направлений работы государства.

ЦБ РФ в прошлом году провел исследование, в котором отразил основные меры, которые представляют собой прямую поддержку бизнесменам:

  1. Субсидии.

  2. Гранты.

  3. Льготное кредитование.

  4.  Микрозаймы.

Помимо прямых инструментов предусмотрены и косвенные меры, например:

  1. Компенсация ставок по кредитам и лизинговым платежам.

  2. Поручительство по кредитам (гарантии).

  3. Аренда муниципальной собственности.

  4. Компенсация расходов на обучение и участие в выставках.



Займы по дисконту, субсидии, конкурсы и помощь в кредитовании

Воспользоваться займом на льготных условиях можно почти в любом регионе страны. Их выдают в основном государственные МФО. Ставки здесь значительно интереснее рыночных – в среднем составляют 3-7%.

По данным регулятора, 17% существующих МФО финансируют МСП в рамках осуществления программ государственной поддержки. За 2017 год такие МФО выдали субъектам МСП в качестве поддержки 15,5 млрд руб.

Помимо МФО половину проекта по модернизации предприятия могут профинансировать Фонды развития промышленности. Ставки варьируются от 1-5%.

Для кредита нужен поручитель? Его можно найти в специализированной гарантийной организации. С ее помощью реально покрыть до 2\3 залога, который требует банк, либо найти иную кредитную компанию с лучшими условиями.

Определенные категории бизнеса могут поучаствовать в конкурсе и получить внушительные субсидии. Обычно такие программы организует Минэкономразвития или Фонды содействия МСП. Центры занятости выдают субсидии до 60 тыс. руб. безработным, намеренным открыть собственный бизнес.

 

Аренда недвижимости

Региональные и муниципальные власти предоставляют на безвозмездной или льготной основе помещения для ведения бизнеса. Обычно такие преференции предусмотрены для стартапов, детских садов, медицинских кабинетов, пекарен и прочих небольших бизнесов. Списки доступного имущества и льгот публикуются на официальных сайтах местных властей.

 

Конференции, тренинги и бесплатное обучение

Ежегодно государство организует сотни мероприятий для бизнеса: мастер-классы, конференции, бизнес-акселераторы, тренинги и т.д. В основном вход на них свободный. Есть и такие, где 80% расходов покрывает государство.

Эти мероприятия не постоянны, их просто нужно отслеживать. Яркий пример – бизнес-школа «Сколково». Плюс в том, что здесь можно в свободном доступе или за небольшую плату получать передовые знания из своего сектора и сэкономить на обучении сотрудников.


Консультации на бесплатной основе
На страницах Фондов поддержки МСП и портала «Мой бизнес» можно найти информацию о предоставлении бесплатных консультационных услуг практически в любой сфере, начиная со стандартной юридической консультации или HR-поддержки, заканчивая поиском зарубежных партнеров.


Закупки у малого и среднего бизнеса

Существует перечень из более чем 1000 заказчиков, которые обязаны организовывать сотрудничество с малым и средним бизнесом по крайней мере в пределах 15%-ной доли своего заказа. В прошлом году список увеличился на несколько крупных компаний из нефтегазового и энергетического секторов.

Регионы периодически проводят закупочные сессии, где можно бесплатно проконсультироваться по условиям участия и завести полезные знакомства.

 

Участие в выставках и ярмарках

Власти регионов и муниципалитетов организовывают ярмарки и выставки, в том числе профильные или приуроченные к определенным праздникам, или с выездом в соседние регионы, страны. В них может принять участие любой желающий и представить свою продукцию новой целевой аудитории. Обычно для этого нужна только оплата организационного сбора.

 

Программы для экспорта

На базе Российского экспортного центра организуются специальные программы поддержки экспорта. Кроме того, существуют и региональные центры поддержки. Такие организации организовывают форумы, акселераторы, участие в международных выставках, помогают с поисков зарубежных партнеров и способствуют улаживанию вопросов с сертификацией и ввозными пошлинами. Участвуя в таких программах, можно, например, рассчитывать на получение субсидий на обучение.


Актуальные программы поддержки и законопроекты

Алексей Хижняк, специалист по вопросам развития промышленности и МСП, рассказал о наиболее важных актуальных программах федерального уровня, в которых можно принять участие уже сейчас, а какие законопроекты скоро будут введены в действие.

Ключевым механизмом поддержки МСП эксперт назвал Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» (Нацпроект МСП), который улучшает условия ведения бизнеса, расширяет доступ к льготному финансированию, поддерживает фермеров и популяризирует предпринимательство.

«Для реализации проекта уже приняты поправки в закон  «О развитии МСП в РФ» по гарантийной поддержке субъектов МСП со стороны профильной Корпорации и установлен предельный объем гарантий со на 2019-2024 годы в размере 326,1 млрд рублей: в 2019 году - 44,1 млрд рублей, в 2020 году - 46,8 млрд рублей, в 2021 году - 53,3 млрд рублей, в 2022 году - 57 млрд рублей, в 2023 году - 62,5 млрд рублей, в 2024 году - 62,5 млрд рублей», – отмечает Хижняк.

Одновременно с достижением целей Национального проекта «Международная кооперация и экспорт», внесен и поддержан законопроект о создании и финансировании региональных центров поддержки субъектов МСП, ориентированных на экспорт. А буквально в ноябре этого года Правительство внесло в Госдуму законопроект с правкой закона о малом бизнесе, который изменит порядок распределения средств федерального бюджета на развитие региональных гарантийных организаций, обеспечивающий получение кредитов субъектами МСП.

Хижняк также обратил внимание на то, что в госкорпорациях сейчас активно формируются специализированные центры управления знаниями и инновациями и венчурные фонды. Основная их задача – поиск малых и средних компаний, чьи компетенции и разработки комплиментарны основным направлениям развития госкорпораций.

«Зачастую такие структуры находят команды и компании, которые успешнее, дешевле или быстрее решают необходимые задачи или проводят ключевые операции. Таким образом малые инновационные компании попадают в орбиту крупных государственных монополий», – объясняет эксперт.

Аналогичной работой занимаются и ведущие институты развития страны, которые имеют определенный бюджет на финансирование перспективных проектов, создающих высокотехнологичные рабочие места и производящих инновационную конкурентоспособную продукцию. В этом сегменте Хижняк выделил федеральный партийный проект ВПП «Единая Россия» - «Локомотивы роста», координатором которого является депутат Госдумы, зампредседателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко.

Проект предполагает поиск перспективных проектов и идей в регионах, которые требуют поддержки и могут стать точками роста в местах своего представительства.

«Локомотивы роста» – это фактически интерфейс, который позволяет региональному бизнесу продвигать идеи любого масштаба, от маленьких до глобальных, которые могут создать макроэкономический эффект», – пояснил Денис Кравченко.

Компании МСП в силу мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные ниши, формировать новые точки экономического роста, а также решать проблему занятости. Поэтому основная задача государства, которую оно успешно реализует в этом направлении – своевременное создание комфортной, прозрачной, понятной конкурентной среды, в которой они могли бы развиваться и стимулировать реальный рост российской экономики.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"