Падение спроса на краудфандинг – затишье перед бурей
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфАктуальность краудфандинга в России резко упала в 2019 году – за 9 месяцев объем рынка сократился на 40 %. Однако эксперты прогнозируют выход на рынок новых игроков, которые смогут его «взорвать», и это далеко не площадка Сбербанка.
Портал ДОЛГ.РФ узнал, почему в текущем году сложилась такая ситуация с платформами краудфандинга и из-за чего новый механизм финансирования никак не может прижиться в России, а объемы рынка постоянно снижаются.
Что такое краудфандинг?
Краудфандинг – явление относительно новое для РФ и крайне популярное за границей. Оно представляет собой платформы, на которых практически любой желающий может разместить идею своего стартапа и попросить ее профинансировать. Это отличная возможность привлечь спонсорскую материальную помощь, если нет собственных средств на открытие бизнеса или если стандартными способами найти инвесторов не получается.
Существует четыре типа краудфандинга:
-
Обе стороны сделки являются физическими лицами.
-
Физическое лицо финансирует компанию.
-
Компания финансирует компанию.
-
Некоммерческое финансирование, когда в результате инвестор получает не материальное возмещение, а «подарок» в виде приглашения в новый ресторан, футболки с логотипом и пр. в зависимости от характера профинансированного проекта.
Последний вариант краудфандинга строится исключительно на альтруизме и желании поддержать идею, но три первые типа, их иногда называются краудинвестингом, могут принести достаточно высокий доход инвесторам по сравнению с банковскими вкладами или вложениями в ценные бумаги.
С другой стороны, есть и минусы. Краудфандинг – довольно рискованный инструмент, потому что нет никаких гарантий успешности профинансированного проекта.
Рынок падает
В четверг, 14 ноября, финансовый регулятор сообщил участникам рынка, что объемы краудфандинга в текущем году существенно упали. Если в первые 9 месяцев 2017 году финансирование через краудфандинговые платформы составляло 7,7 млрд руб., в 2018 – 8,9 млрд руб., то в текущем году с января по сентябрь показатель сократился до 5,2 млрд руб.
Регулятор также отметил, что показатели прошлого года могли бы быть еще лучше, если бы не недобросовестный игрок, который ушел с рынка в конце года. Если учитывать его, то показатели 2018 года бы равнялись 11,4 млрд руб. Название компании ЦБ отказался раскрывать.
В расчетах учитывались только добровольная отчетность платформ. Однако с начала следующего года сегмент попадет под регулирование Банка России, вступит в юридическую силу соответствующий закон, а игроки будут обязаны предоставлять отчетность ЦБ.
Самое значительное падение показал сектор b2b, когда юридическое лицо инвестирует в другое юридическое лицо. Объем инвестиций упал на 80,5 %. Финансирование физическими лицами физических лиц сократилось на 70 %. Зато сегмент инвестиций от физических лиц в компании и нематериального краудфандинга немного увеличился.
Причинами сокращения объемов в первую очередь называют конкуренцию со стороны банков, которые стали активнее кредитовать сегмент МСП на лояльных условиях и понизили требования к скорингу заемщиков.
Считается, что ситуацию в следующем году сможет спасти краудфандинговый проект от Сбербанка — «СберКредо». Платформу уже пытались запускать, но проработала она всего несколько дней. К слову, на рынке уже функционирует банковский аналогичный инструмент от Альфа-Банка.
Это все затишье перед бурей
Сергей Картинцев, директор по маркетингу Hello Computer, раскрыл порталу ДОЛГ.РФ инсайдерскую информацию о ближайшем будущем российского рынка краудфандинга.
Второй причиной спада Сергей Картинцев назвал замораживание экономической активности в стране. Огромное количество субъектов МСП испытывают значительные финансовые трудности, поэтому боятся высокорисковых инструментов. Однако эксперт уверен, что второй квартал 2020 года подарит рынку краудфандинга и краудинвестиций второй дыхание, которое будет сильнее первого.
Причина спада активности — стагнация доходов
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, отметил, что интерес в России к краудфандингу всегда был ниже, чем в Европе или США, где подобная идея близка потенциальным пользователям, готовым вложиться в продукт на начальной стадии и получить прибыль, либо просто поддержать начинание за нематериальные выгоды.
Сколько бы ни было причин, почему объем рынка краудфандинга в России сокращается, пользователи платформ отметили одну специфическую вещь. Если за границей люди готовы вкладываться в высокотехнологичные проекты, инициаторы которых предоставляют инвесторам сложные бизнес-планы и подробные отчеты о деятельности, то в России же больше привлекают внимание творческие идеи, создатели которых могут «наобещать» золотые горы в будущем. Остается надеяться, что через несколько лет, когда в России «распробуют» краудфандинг ситуация изменится в значительно лучшую сторону и для инвесторов, и для инициаторов новых бизнес-идей.