Падение спроса на краудфандинг – затишье перед бурей

1591
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Актуальность краудфандинга в России резко упала в 2019 году – за 9 месяцев объем рынка сократился на 40 %. Однако эксперты прогнозируют выход на рынок новых игроков, которые смогут его «взорвать», и это далеко не площадка Сбербанка.

Портал ДОЛГ.РФ узнал, почему в текущем году сложилась такая ситуация с платформами краудфандинга и из-за чего новый механизм финансирования никак не может прижиться в России, а объемы рынка постоянно снижаются.

 

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг – явление относительно новое для РФ и крайне популярное за границей. Оно представляет собой платформы, на которых практически любой желающий может разместить идею своего стартапа и попросить ее профинансировать. Это отличная возможность привлечь спонсорскую материальную помощь, если нет собственных средств на открытие бизнеса или если стандартными способами найти инвесторов не получается.

Существует четыре типа краудфандинга:

  1. Обе стороны сделки являются физическими лицами.

  2. Физическое лицо финансирует компанию.

  3. Компания финансирует компанию.

  4. Некоммерческое финансирование, когда в результате инвестор получает не материальное возмещение, а «подарок» в виде приглашения в новый ресторан, футболки с логотипом и пр. в зависимости от характера профинансированного проекта.

Последний вариант краудфандинга строится исключительно на альтруизме и желании поддержать идею, но три первые типа, их иногда называются краудинвестингом, могут принести достаточно высокий доход инвесторам по сравнению с банковскими вкладами или вложениями в ценные бумаги.

С другой стороны, есть и минусы. Краудфандинг – довольно рискованный инструмент, потому что нет никаких гарантий успешности профинансированного проекта.

 

Рынок падает

В четверг, 14 ноября, финансовый регулятор сообщил участникам рынка, что объемы краудфандинга в текущем году существенно упали. Если в первые 9 месяцев 2017 году финансирование через краудфандинговые платформы составляло 7,7 млрд руб., в 2018 – 8,9 млрд руб., то в текущем году с января по сентябрь показатель сократился до 5,2 млрд руб.

Регулятор также отметил, что показатели прошлого года могли бы быть еще лучше, если бы не недобросовестный игрок, который ушел с рынка в конце года. Если учитывать его, то показатели 2018 года бы равнялись 11,4 млрд руб. Название компании ЦБ отказался раскрывать.

В расчетах учитывались только добровольная отчетность платформ. Однако с начала следующего года сегмент попадет под регулирование Банка России, вступит в юридическую силу соответствующий закон, а игроки будут обязаны предоставлять отчетность ЦБ.

Самое значительное падение показал сектор b2b, когда юридическое лицо инвестирует в другое юридическое лицо. Объем инвестиций упал на 80,5 %. Финансирование физическими лицами физических лиц сократилось на 70 %. Зато сегмент инвестиций от физических лиц в компании и нематериального краудфандинга немного увеличился.

Причинами сокращения объемов в первую очередь называют конкуренцию со стороны банков, которые стали активнее кредитовать сегмент МСП на лояльных условиях и понизили требования к скорингу заемщиков.

Считается, что ситуацию в следующем году сможет спасти краудфандинговый проект от Сбербанка — «СберКредо». Платформу уже пытались запускать, но проработала она всего несколько дней. К слову, на рынке уже функционирует банковский аналогичный инструмент от Альфа-Банка.

 

Это все затишье перед бурей

Сергей Картинцев, директор по маркетингу Hello Computer, раскрыл порталу ДОЛГ.РФ инсайдерскую информацию о ближайшем будущем российского рынка краудфандинга.

«В ближайшие полгода рынок должен увидеть рождение несколько новых ярких и сильных игроков краудинвестиционного рынка. И их куда больше, чем проект от Сбербанка. Сейчас наблюдается затишье перед бурей. Это первый фактор, который заставил объем краудфандинга упасть», — прокомментировал ситуацию эксперт.

Второй причиной спада Сергей Картинцев назвал замораживание экономической активности в стране. Огромное количество субъектов МСП испытывают значительные финансовые трудности, поэтому боятся высокорисковых инструментов. Однако эксперт уверен, что второй квартал 2020 года подарит рынку краудфандинга и краудинвестиций второй дыхание, которое будет сильнее первого.

 

Причина спада активности — стагнация доходов

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, отметил, что интерес в России к краудфандингу всегда был ниже, чем в Европе или США, где подобная идея близка потенциальным пользователям, готовым вложиться в продукт на начальной стадии и получить прибыль, либо просто поддержать начинание за нематериальные выгоды.

«Есть и финансовая причина, по которой интерес к рынку со стороны россиян снизился – это уменьшение реальных доходов населения. Россияне были бы не против потратить средства на интересные проекты. Примером тому может стать фильм «Двадцать восемь панфиловцев», средства на который собирали на краудфандинговой платформе. Он пришелся по душе зрителям и получился по-настоящему народным. Поэтому то, что объем рынка краудфандинга за девять месяцев 2019 года сократился более чем на 40 %, говорит лишь о невозможности россиян на данный момент оплачивать новые проекты», — считает эксперт.

Сколько бы ни было причин, почему объем рынка краудфандинга в России сокращается, пользователи платформ отметили одну специфическую вещь. Если за границей люди готовы вкладываться в высокотехнологичные проекты, инициаторы которых предоставляют инвесторам сложные бизнес-планы и подробные отчеты о деятельности, то в России же больше привлекают внимание творческие идеи, создатели которых могут «наобещать» золотые горы в будущем. Остается надеяться, что через несколько лет, когда в России «распробуют» краудфандинг ситуация изменится в значительно лучшую сторону и для инвесторов, и для инициаторов новых бизнес-идей.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"