Путин узнал, что тревожит российский бизнес: встреча с деловыми кругами страны на съезде РСПП
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньгиТрадиционно Президент принял участие в «Неделе российского бизнеса» и выступил на съезде Союза промышленников.
Обсуждались проблемы мотивации инвесторов, вопросы, появившиеся в строительной области, ответственность предпринимателей за экологию и законы, которые будут регулировать развитие цифровой экономики.
Первым выступал Владимир Владимирович Путин. Президент подчеркнул, как важно на данном этапе развития страны, скоординировать взаимодействие государства и предпринимательского сектора, сделать все, чтобы бизнес рос и развивался. Конкурентоспособность предпринимательства — прогресс всей страны, считает Президент.
Путин отметил, что кране важно детально проработать проект по защите инвестиций и снизить инвесторские риски. Кроме того, не менее важно разрешить вопрос со специальным инвестиционным контактом, повысив его эффективность.
Президент также предложил поговорить о проблемах, которые возникают в сфере экологии, что мешает предприятиям перейти на наилучшие доступные технологии, обновленные экологические стандарты. Путин четко обозначил свою позицию, что ситуацию с экологией нельзя затягивать или оставлять так, как есть. Иначе страна так и не сдвинется с мертвой точки в плане качества жизни людей и эффективности экономики.
В своем выступлении глава государства захотел отдельно остановиться на строительном вопросе. Напомнил, что все строители с середины года должны перейти на работу по эскроу-счетам, когда деньги дольщиков будут оставаться в банке до тех пор, пока строители не сдадут объект.
Здесь Путин отметил, что необходимо давать стимулы банкам для выдачи кредитов, а также наладить прозрачную схему взаимодействия между кредитными организациями и застройщиками. Кроме того, важно сделать понятными источники финансирования социальной инженерной инфраструктуры.
Цифровая информация
Введение цифровых технологий позволяет уйти от многих анахронизмов. Например, в трудовой сфере, наконец-то, планируется избавиться от бумажных трудовых книжек и постепенно внедрить электронный кадровый документооборот.
В техническом регулировании необходимо активизировать разработку стандартов для индустрии 4.0 и сократить сроки на такую разработку. Сейчас они составляют 16 месяцев.
В контрольно-надзорной деятельности стоит задача перейти на механизмы онлайн контроля, риск-ориентированный подход и реализовать принципы регуляторной гильотины.
Повышение предсказуемости и прогнозируемости в фискальной сфере
Законодатели уже добились выведения движимого имущества из-под налогообложения, зато назрел вопрос, как разделять виды активов. Для этого вскоре будут внесены поправки в ГК РФ.
Это же касается и неналоговых платежей, государство хотело упорядочить такие платежи, ввести некоторые из них в кодекс. Так, Минфин предложил 6 категорий для внесения. Однако эта попытка успехом не увенчалась: ответственность увеличилась (и уголовная, и блокировка счетов, и т.д.), а, с другой стороны, многие проблемы остались за бортом, например, возможность обнуления этих платежей за счет реальных инвестиций в улучшение экологии. Поэтому сейчас ведется неторопливая работа по внесению в НК РФ тех неналоговых платежей, которые соответствуют характеристикам государственных пошлин.
Инструменты поддержки инвестиционной деятельности компаний
Важно сделать поддержку инвестиций ориентированной на бизнес. Сейчас этому мешают бюрократические процедуры, завышенные требования к отчетности, к проектам и прочие проблемы. Это резко снижает востребованность мер поддержки и развития в данной сфере.
Государство рассчитывает в решении данных вопросов на:
-
платформенные решения: скорейшее принятие закона о защите инвестиционной деятельности;
-
специализированные инструменты: обновленное законодательство о специальных инвестиционных контрактах, корпоративные программы повышения конкурентоспособности и т.д.
Самое важное, чтобы эти меры были выстроены системно и не конкурировали друг с другом.
Новый закон об инвестициях содержит три важных положения:
-
Во главу угла поставлен размер инвестиций. В частности, законом предлагается 5 миллиардов, из которых ⅕ собственных средств. Эта сумма может меняться, но самое главное, что любой инвестор может стать стороной такого соглашения. Второй стороной будет выступать Правительство РФ.
-
Инвестор получает фиксирование тех регуляторных оснований, на которых реализуется проект, на достаточно долгий срок (приблизительно 18 лет). Кроме того, предусмотрено специальное регулирование в особых случаях, что соответствует цели — сделать закон прозрачным и предсказуемым.
-
Налоговый вычет. В любые 5 лет из 10 лет существования проекта инвестор может получить налоговый вычет.
Бизнес-сообщество в результате обсуждения нового закона вынесло ряд замечаний к положениям проекта, которые они считают нецелесообразными.
Во-первых, для крупных инвестпроектов, особенно в районах Сибири, предприниматели хотят, чтобы была законодательно закреплена обязанность муниципалитетов по налаживанию инфраструктуры на соответствующих территориях, а также предусмотрены определенные меры наказания в случае задержки или невыполнения обязательств. По мнению предпринимателей, если инфраструктурой будет заниматься инвестор, проект станет менее выгодным и гораздо более затруднительным.
Второй момент касается налогового вычета. В законе точно не сформулировано, когда конкретно происходит изъятие. Есть намёк, что можно прийти за ним через 10 лет, однако тогда терминальная стоимость денег уже будет близка к нулю, поэтому сообщество предлагает внести поправки и изменить формулировку так, чтобы инвестор сам смог выбирать, когда ему идти за вычетом.
Третий момент, отмеченный предпринимателями, — специальный инвестиционный характер. Он предусматривается по следующим основаниям: Минфином будут разработаны специальные методики расчёта рентабельности проекта, и, если проект не подпадает под эти условия, тогда возникают определенные специальные условия, которые позволят сделать проект более инвестиционно привлекательным.
Бизнес-сообщество считает, что такие расчеты, сделанные кем-то кроме инвестора, стоит минимизировать или вообще убрать из закона. Только инвестор должен решать, будет он вкладывать деньги в проект или нет, а все специальные условия должны носить публичный характер. То есть если они инвестора устраивают, он подает заявление, чтобы к ним присоединиться.
Четвертый важный для бизнесменов вопрос оказался связан с крупными инвестиционными проектами, а точнее с полномочиями региональных властей в отношении таких проектов. Предприниматели предложили Президенту забрать у регионов властно-распорядительные полномочия. Для понимания причин предложения в пример была приведена ситуация, когда инвестиционный проект затрагивает несколько регионов, а власти субъектов начинают злоупотреблять правами, не могут договориться о цене аренды лесополосы, например. Это создает большие проблемы для реализации проектов и стимулирует бюрократизм. Предприниматели предлагают решать такие вопросы на федеральном уровне.
Пятый вопрос касается необходимости внести в закон поправки относительно характера подписания инвестиционного соглашения. Бизнес хочет, чтобы он был заявительным, а не согласовательным. Согласовательный характер также может спровоцировать злоупотребления со стороны властей.
Строительный вопрос
Среди представителей строительного бизнеса назрело два основных вопроса, которые они озвучили в процессе встречи.
Во-первых, это необходимость нормализации соотношения: банк-заемщик. Строители в силу закона обязаны получать проектное финансирование. На сегодняшний день есть открытые для финансирования банки (Сбербанк и Дом. рф), а остальные требуют дополнительного стимулирования со стороны государства.
Второй момент — необходимость докапитализации фонд социальной и инженерной инфраструктуры и, возможно, выпуска государственных облигаций, которые позволят достичь той же самой цели: финансировать строительство социальной и инженерной инфраструктуры. Так, застройщики смогут брать кредиты в банках исключительно на строительство жилья, а детские сады, школы и перекладка коммуникаций будут отнесены к государственной программе, особенно, в тех регионах, которые не имеют сегодня на это бюджета.
Путин пообещал сделать все возможное, чтобы простимулировать банки и открыть строителям как можно больше возможностей для ведения легального бизнеса. Также он отметил, что государство намерено вернуться к ипотеке в 8%, а к 2024 году — к 7%.