Финансовый маркетплейс: забота о потребителях или новый бизнес для операторов электронных площадок

Компании интересуются новым сервисом, но не забывают о собственной выгоде

5 минут
Финансовый маркетплейс: забота о потребителях или новый бизнес для операторов электронных площадок

Государственная Дума РФ приняла закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», который анонсирует создание до конца 2020 года специальный маркетплейс, объединяющий в себе сотни услуг банков, страховых компаний и других финансовых организаций. Депутаты сочли инициативу прогрессивной, поскольку маркетплейс позволит потенциальным клиентам выбрать наилучшие условия обслуживания (например, для открытия вкладов или оформления страховых полисов). Он будет работать круглосуточно, а потому граждане из разных часовых поясов смогут беспрепятственно заключать договоры с компаниями, свободно распоряжаясь собственными деньгами.

Маркетплейс обещает быть выгодным и для финансовых организаций со страховщиками. Например, им не придется тратить средства на привлечение клиентов и их обслуживание. Все сделки будут проводиться через операторов электронных площадок, которые будут включены в реестр Банка России и соблюдать требования по обеспечению информационной безопасности. Инициатива о создании маркетплейса была предложена Банком России еще в 2017 году.

Как можно будет работать с маркетплейсом?

Для того чтобы начать работать с маркетплейсом, клиентам нужно будет зарегистрироваться на финансовой платформе. После регистрации ему откроется окно с предложением различных финансовых услуг. Удобство маркетплейса в том, что пользователь сможет оформить несколько сделок за один раз. Например, у гражданина есть 40 тыс. руб., и он захотел открыть банковский вклад. В одной финансовой организации предлагают начислять 5 % годовых за депозит в 30 тыс. руб. сроком на год. Клиента привлекают эти условия, но остаются нереализованные 10 тыс. руб. Он видит, что наиболее выгодное предложение у другого банка, который предлагает 4 % годовых за депозит от 10 тыс. руб. сроком на год. Клиент выбирает обе эти услуги и «откладывает» их в корзину. Позднее ему останется только перевести 40 тыс. руб. в маркетплейс, который сам распределит эти деньги сразу на счета обоих банков. Вся процедура занимает буквально «один клик», не нужно каждый раз перечислять деньги отдельно.

Информация об оформленных сделках будет отражаться не только в личном кабинете маркетплейса, но и в личном кабинете гражданина на портале Госуслуг.

На начальных этапах граждане смогут через маркетплейс открывать банковские вклады, инвестировать в ценные бумаги и оформлять страховые продукты. По мере развития сервиса линейка услуг также будет расширяться.

Оценка маркетплейса банками

В пресс-службе Сбербанка отказались комментировать новый закон.

В Управлении по связям с общественностью банка «Русский Стандарт» заявили, что организация положительно относится к инициативам, упрощающим повседневную жизнь населения, расширяющим дистанционное поле для совершения различных финансовых операций. Маркетплейс, позволяющий выбрать лучшее депозитное предложение, не выходя из дома, будет актуален в современных условиях, когда дистанционное обслуживание особенно востребовано населением. Сервис заинтересует самые различные категории клиентов, поскольку их финансовая грамотность растет с каждым годом, и осваивать новые банковские предложения становится все легче. Маркетплейс может стать еще одним каналом привлечения новых клиентов для банков и вызвать рост конкурентоспособности финансовых организаций, что в конечном итоге лишь положительно скажется на качестве и выгодности банковских предложений для клиентов.

Дмитрий Юрин, заместитель председателя правления банка «Зенит», подтвердил заинтересованность в участии в маркетплейсе. У «Зенита» сейчас открыт соответствующий проект, проведены интеграционные работы с Московской биржей.

Татьяна Ерамова, директор стрима Daily Banking «МТС Банка», считает, что это одна из многочисленных мер, которая должна разрушить банковское рабство: когда клиенту неудобно переходить из банка в банк, когда сложно сравнивать предложения. Но на запуске поток клиентов-новаторов будет небольшим.Популяризация новой платформы и повышение финансовой грамотности населения в целом могут через год-два полностью перевернуть рынок вкладов. Но нужно время для «раскачки» и для построения идеально работающих процессов на маркетплейсе.

С некоторой долей критики к идее финансового маркетплейса относится Виталий Костюкевич, директор департамента розничных продуктов «Абсолют Банка». Он рассказал, что уже в течение 3 лет идет обсуждение данной инициативы. И все упиралось лишь в принятии закона об электронной площадке маркетплейса.
«Сейчас маркетплейс предполагает 2 способа идентификации: через биометрию и курьеров (это расходная часть, минимум 200 руб.). При этом в расходы, кроме размещения на внешних ресурсах, банкам придется закладывать комиссию самой площадки (+0,34% годовых), а также стоимость внедрения программного обеспечения на стороне банка для управления процессом. Безусловно, такой процесс снимет расходы на сеть, но с учетом большой линейки продуктов в офисах банка это не даст возможность быстро снизить фонд оплаты труда и другие расходы.

Сейчас многие банки идут по пути аналогичных маркетплейсов. По сути, любой банк может сделать также идентификацию через курьера или биометрию и при этом не зависеть от условий работы биржи, а также не нести расходы», – рассказал ДОЛГ.РФ Виталий Костюкевич.
Сейчас в «Абсолют Банке» считают стоимость такого продукта и сроки его вывода. Предложение от внешнего вендора по интеграции у финансовой организации уже есть. Если участие в маркетплейсе будет экономически оправдано, то «Абсолют Банк» готов к сотрудничеству.

Оценка маркетплейса страховщиками

Дмитрий Литовченко, руководитель Блока цифрового бизнеса ПАО СК «Росгосстрах», сообщил, что компания готова участвовать в проекте маркетплейса от ЦБ РФ. Большинство страховых продуктов уже адаптировано для дистанционных и онлайн-продаж. «Росгосстрах» видит в этой инициативе еще один дополнительный канал продаж. Какую долю будет занимать этот канал от всех продаж агрегаторов, в данный момент сказать сложно. Все зависит от того, какие продукты будут выбраны на старте, какова будет технология взаимодействия площадки ЦБ РФ со страховыми компаниями.

Выводы

Как видно, и банки, и страховые компании проявили интерес к такому новшеству, как финансовый маркетплейс от ЦБ РФ. Однако он рассматривается скорее как дополнительный источник реализации услуг вкупе с работой офисов и персональных сайтов. Долю продаж и размер выгоды еще только предстоит определить. А потому неизвестно, как маркетплейс покажет себя в будущем: присоединятся ли к нему участники финансового рынка, или им захочется создать собственную платформу на своих условиях.
Нравится 104
Ха-ха 56
Удивительно 28
Грустно 23
Возмутительно 14
Не нравится 9




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров