Финансовый маркетплейс: забота о потребителях или новый бизнес для операторов электронных площадок
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Государственная Дума РФ приняла закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», который анонсирует создание до конца 2020 года специальный маркетплейс, объединяющий в себе сотни услуг банков, страховых компаний и других финансовых организаций. Депутаты сочли инициативу прогрессивной, поскольку маркетплейс позволит потенциальным клиентам выбрать наилучшие условия обслуживания (например, для открытия вкладов или оформления страховых полисов). Он будет работать круглосуточно, а потому граждане из разных часовых поясов смогут беспрепятственно заключать договоры с компаниями, свободно распоряжаясь собственными деньгами.
Маркетплейс обещает быть выгодным и для финансовых организаций со страховщиками. Например, им не придется тратить средства на привлечение клиентов и их обслуживание. Все сделки будут проводиться через операторов электронных площадок, которые будут включены в реестр Банка России и соблюдать требования по обеспечению информационной безопасности. Инициатива о создании маркетплейса была предложена Банком России еще в 2017 году.
Как можно будет работать с маркетплейсом?
Для того чтобы начать работать с маркетплейсом, клиентам нужно будет зарегистрироваться на финансовой платформе. После регистрации ему откроется окно с предложением различных финансовых услуг. Удобство маркетплейса в том, что пользователь сможет оформить несколько сделок за один раз. Например, у гражданина есть 40 тыс. руб., и он захотел открыть банковский вклад. В одной финансовой организации предлагают начислять 5 % годовых за депозит в 30 тыс. руб. сроком на год. Клиента привлекают эти условия, но остаются нереализованные 10 тыс. руб. Он видит, что наиболее выгодное предложение у другого банка, который предлагает 4 % годовых за депозит от 10 тыс. руб. сроком на год. Клиент выбирает обе эти услуги и «откладывает» их в корзину. Позднее ему останется только перевести 40 тыс. руб. в маркетплейс, который сам распределит эти деньги сразу на счета обоих банков. Вся процедура занимает буквально «один клик», не нужно каждый раз перечислять деньги отдельно.Информация об оформленных сделках будет отражаться не только в личном кабинете маркетплейса, но и в личном кабинете гражданина на портале Госуслуг.
На начальных этапах граждане смогут через маркетплейс открывать банковские вклады, инвестировать в ценные бумаги и оформлять страховые продукты. По мере развития сервиса линейка услуг также будет расширяться.
Оценка маркетплейса банками
В пресс-службе Сбербанка отказались комментировать новый закон.В Управлении по связям с общественностью банка «Русский Стандарт» заявили, что организация положительно относится к инициативам, упрощающим повседневную жизнь населения, расширяющим дистанционное поле для совершения различных финансовых операций. Маркетплейс, позволяющий выбрать лучшее депозитное предложение, не выходя из дома, будет актуален в современных условиях, когда дистанционное обслуживание особенно востребовано населением. Сервис заинтересует самые различные категории клиентов, поскольку их финансовая грамотность растет с каждым годом, и осваивать новые банковские предложения становится все легче. Маркетплейс может стать еще одним каналом привлечения новых клиентов для банков и вызвать рост конкурентоспособности финансовых организаций, что в конечном итоге лишь положительно скажется на качестве и выгодности банковских предложений для клиентов.
Дмитрий Юрин, заместитель председателя правления банка «Зенит», подтвердил заинтересованность в участии в маркетплейсе. У «Зенита» сейчас открыт соответствующий проект, проведены интеграционные работы с Московской биржей.
Татьяна Ерамова, директор стрима Daily Banking «МТС Банка», считает, что это одна из многочисленных мер, которая должна разрушить банковское рабство: когда клиенту неудобно переходить из банка в банк, когда сложно сравнивать предложения. Но на запуске поток клиентов-новаторов будет небольшим.Популяризация новой платформы и повышение финансовой грамотности населения в целом могут через год-два полностью перевернуть рынок вкладов. Но нужно время для «раскачки» и для построения идеально работающих процессов на маркетплейсе.
С некоторой долей критики к идее финансового маркетплейса относится Виталий Костюкевич, директор департамента розничных продуктов «Абсолют Банка». Он рассказал, что уже в течение 3 лет идет обсуждение данной инициативы. И все упиралось лишь в принятии закона об электронной площадке маркетплейса.
Сейчас многие банки идут по пути аналогичных маркетплейсов. По сути, любой банк может сделать также идентификацию через курьера или биометрию и при этом не зависеть от условий работы биржи, а также не нести расходы», – рассказал ДОЛГ.РФ Виталий Костюкевич.