Как нашу повседневность «захватили» платные подписки?

Все меньше ресурсов и контента можно найти в бесплатном доступе

4 минуты
Поделиться новостью:
Как нашу повседневность «захватили» платные подписки?

Если еще пару лет назад было привычным смотреть фильмы на бесплатных сервисах, читать в режиме онлайн различные книги и журналы, слушать музыку с сомнительных сайтов с вирусами, размещать архив с семейными фото в неоплачиваемых облачных сервисах, то сейчас таковых почти не осталось. Впрочем, люди и бизнес сами предпочтут оплатить какую-нибудь подписку, чтобы получить сервис высокого качества — хорошую картинку, большое облачное хранилище, программу с полным функционалом, гарантию конфиденциальности данных и отсутствия вирусных программ.

Рассмотрим, какие платные подписки актуальны в 2022 году, и почему они — новый шаг в продвижении своих услуг.

Какие услуги предоставляются по платной подписке?

В 2022 году по платной подписке люди и бизнес могут получить следующие услуги:

  1. Чтение книг и эксклюзивных статей в газетах и журналах. Например, сервисы ЛитРес, эксклюзивные статьи издания «Ведомости», платный контент РБК Pro. Чем больше у пользователей доверия к ресурсу, тем выше вероятность, что они будут готовы заплатить за эксклюзивный материал.
  2. Просмотр видео. Например, Netflix получает доход с того, что самостоятельно снимает сериалы и фильмы, предлагая ознакомиться с эксклюзивным видео по подписке. YouTube позволяет пользователям смотреть видео без рекламы. Иные киносервисы — Ivi, Okko, KiON и другие —подбирают в своих библиотеках контент, которому сложно найти бесплатные аналоги. А если бесплатные аналоги и есть, то они, как правило, с размытым изображением, проблемами со звуком или непрерывной рекламой.
  3. Прослушивание музыки. В России популярны сервисы Boom в VK и Яндекс.Музыка. Платные сервисы помогают поддерживать авторов музыкальных творений, позволяют слушателям потреблять контент хорошего качества без рекламы, предоставляют доступ к свежим релизам исполнителей.
  4. Услуги телемедицины. Как и во многих аналогичных сервисах, первые консультации могут быть бесплатными. Однако потом за консультации врачей нужно будет платить. Выгода телемедицины в том, что пациенту не нужно выходить из дома, чтобы рассказать о каких-то симптомах болезни. Вдобавок, онлайн-консультации могут быть дешевле очных посещений доктора.
  5. Подписки на интернет-магазины и платные услуги. Некоторые интернет-магазины предлагают повышенную скидку и доступ к закрытым распродажам для покупателей, оформивших платную подписку. Что касается дополнительных услуг, то, например, Wildberries в августе 2022 года ввел обязательную плату за возврат товара в 75 руб. Исключение — если товар изначально имел дефекты, тогда возврат будет бесплатным. Так маркетплейс снижает свои расходы на транспортировку товаров. Интернет-магазин Ozon с лета 2022 года также перестал выдавать бесплатные пакеты. Теперь за них нужно платить отдельно и заказывать заранее, чтобы он пришел вместе с товаром.
  6. Подписки на доставку. Различные сервисы доставки продуктов и готовой еды предлагают скидку на свои услуги, а то и вовсе бесплатную доставку пользователям, оформившим подписку.
  7. Пакеты услуг экосистем. Различным экосистемам, начиная от банков и заканчивая операторами связи, выгодно продать клиенту сразу большой набор услуг по подписке. Например, СберПрайм предлагает бесплатную доставку товаров, выгодный тариф для просмотра фильмов и сериалов, прослушивания музыки, скидки на еду в ресторанах, продукты, телемедицину и прочие услуги. Яндекс.Плюс предлагает также выгодно смотреть видео и слушать музыку, а также начисление кэшбека за покупки в интернет-магазине экосистемы. VK Combo, помимо фильмов, музыки и скидки на доставку еды также предлагает выгодный каршеринг.
  8. Облачные сервисы. Всем известный Google Drive тоже постепенно перешел на платный формат, переименовавшись в Workspace. Корпорация действовала довольно хитро — сначала «подсадила» бизнес на возможность создавать онлайн-документы, обмениваться информацией с сотрудниками и партнерами. Потом, когда у бизнеса процессы уже не могли существовать без сервиса Google, корпорация вводит платную подписку. И бизнес вынужден ее оплачивать, чтобы продолжать пользоваться удобным сервисом.
  9. Приложения, игры и программы. Разработчики предлагают подписку либо просто за доступ к своему продукту, либо за использование расширенного функционала и бонусов.

Почему бесплатные сервисы становятся платными?

Часто компании в борьбе за пользователей делают бесплатные версии максимально близкими к платным, надеясь, что большинство пользователей перейдет к ним, и кто-то начнет платить. На деле же пользователи привыкают получать все бесплатно, и сама идея платить за веб-сервис для них становится дикой, отмечает Product manager портала ДОЛГ.РФ Александр Тихонов.

«Бесплатные сервисы — это хорошо? Большинству кажется, что да. Но на деле может произойти следующее: нагрузка на платформу возрастает (приходит много пользователей), а доля платящих пользователей снижается (как и доход в целом). Это ведет к закрытию сервиса. В итоге пользователи вместо полезного сервиса за умеренную плату получают отсутствие сервиса. Один закрылся, откроется другой? А кому захочется выходить на рынок, где пользователи привыкли ничего не платить?», — спрашивает эксперт.

Александр Тихонов рассказал о внедрении платного размещения лотов на маркетплейсе ДОЛГ.РФ и итогах такого решения:

«Показатель среднего качества долга на маркетплейсе вырос. Теперь у нас нет объявлений, в которых продавец не удосужился указать минимально необходимую информацию. Продавцы более ответственно относятся к размещенным объявлениям, ведь они за них заплатили. Понимая, что сервис приносит деньги мы активнее стали его дорабатывать и обновили систему фильтров и личный кабинет. Сервис стал лучше».

Product manager портала ДОЛГ.РФ считает, что нужно искать не бесплатные сервисы, а наиболее полезные и выгодные для себя. За хорошее качество услуг пользователям не будет жалко заплатить.

Читайте также