Роструд поборется с безработицей в России при помощи 1 тысячи рублей

1292
Время чтения - 5 минут
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

79 регионов присоединились к программе Роструда по созданию временных рабочих мест. ДОЛГ.РФ выяснил, насколько эффективно она поможет справиться с бедностью и безработицей.

Временные рабочие места для россиян, потерявших работу или находящихся под угрозой увольнения, будут созданы в 79 регионах России. Роструд заключил соответствующие соглашения с местными властями.
«Перечень субъектов РФ по созданию временных рабочих мест сформирован на основе мониторинга ситуации на рынке труда с учетом региональных особенностей и готовности субъектов федерации к созданию таких рабочих мест с учетом эпидемических показателей и складывающейся в сфере занятости ситуации, а также потребности региона в федеральном софинансировании. Более 90 % регионов вошли в программу создания временных рабочих мест", – рассказала замминистра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова.
Наибольший объем поддержки предоставлен Свердловской и Ростовской областям, республикам Татарстан и Башкортостан, Пермскому и Краснодарскому краям. Контролировать расходование средств будет Роструд.
«Мера, безусловно, разумная. Субсидируемая занятость в условиях кризиса – давно известный и хорошо себя зарекомендовавший инструмент активной политики занятости на рынке труда. Таким образом государство поддерживает фактически и безработных, и предпринимателей. Первые получают работу, пусть на ограниченный срок, но все же это лучше, чем безработица, – человек не прерывает трудовой стаж, не теряет навыки, впоследствии он более привлекателен для нового работодателя, чем тот, кто сидел дома без дела. Важен и моральный фактор, ведь люди зарабатывают сами, а не живут на пособие. А вторые получают дешевую рабочую силу, поскольку существенная часть зарплаты и страховые взносы покрываются за счет субсидии государства. Думаю, многие работодатели будут рады воспользоваться такой возможностью, и это повысит их конкурентоспособность за счет снижения издержек производства. И то, что государство наконец переходит от пассивной поддержки безработных в форме пособий к активной политике, стимулирующей занятость и экономику в целом, разумеется, очень похвально», – говорит профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Марина Колосницына.
Однако короткий срок действия программы, по словам Колосицыной, может снизить ее эффективность. Три месяца – это очень короткий временной горизонт. Кроме того, трудно ожидать, что к середине месяца ситуация на рынке труда существенно улучшится. Безработица имеет, как известно, сезонную динамику: летом она снижается, а осенью снова возрастает.

Нынешний год в этом смысле не является исключением, так что в октябре-ноябре можно ожидать обычного роста числа безработных, плюс к тому уровню, который уже сложился на фоне падения экономики. Скорее всего, именно поздней осенью программы поддержки безработных станут более актуальными.

По условиям программы перечень временных рабочих мест и общественных работ сформируют региональные власти. Центры занятости населения на местах заключают соглашения с работодателями и направляют к ним граждан, нуждающихся в источниках заработка. Как уточнили в Минтруде, временная занятость может продолжаться больше трех месяцев.
«Хочется напомнить, что Министерство труда создано в 2012-м. И для меня отрадно, что на восьмом году своей деятельности оно озаботилось не только «цифровизацией» нищеты, о чём как о своём главном успехе министр труда Антон Котяков заявил в интервью Владимиру Познеру, но и занятостью граждан. Считаю, что любые действия по созданию рабочих мест, особенно в условиях кризиса, вызванного последствиями режима самоизоляции, даже такие мизерные, в любом случае благо. Не так давно сам же Минтруд озвучил, что число только официально зарегистрированных безработных у нас превысило 4,5 млн человек. Соответственно, проведя несложные арифметические вычисления, получим, что из выделенных 4 миллиардов на каждого безработного придётся 890 рублей. Это средства, не выдерживающие никакой критики!», – говорит кандидат экономических наук, секретарь федерального совета «Партии Дела» Алексей Лапушкин.
По его словам, в мире существует большой опыт создания крупных проектов по обеспечению занятости безработных. В России до 2025 года работает программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги», согласно которой необходимо отремонтировать 50,9 % дорог регионального значения и дорожную сеть 104 городов.

О том, что выделенных на программу 4 млрд руб. не хватит, говорит и Марина Колосницына:
«Прожиточный минимум, даже без учета районных коэффициентов, это 12 тыс. руб. Плюс социальные налоги, итого около 15 тыс. на человека в месяц, или 45 тыс. на 3 месяца. Этих денег хватит на 90 тысяч человек в стране. То есть чуть больше 1 тысячи человек на регион. Безработных сейчас в России более 4 миллионов человек».
«На таких работах у нас задействованы, как правило, мигранты, которые с точки зрения налогообложения находятся в серой зоне. А заработанные деньги выводят из страны, перечисляя их своим семьям. Почему бы Минтруду не проявить инициативу и не предложить занимаемые ими вакансии нашим гражданам? Я бы порекомендовал господину Котякову открыть учебник и прочитать, как с безработицей во времена Великой депрессии справлялся Франклин Рузвельт, выделявший бюджетные средства на программы общественных работ для обеспечения занятости граждан», – подводит итог Алексей Лапушкин.
Определенные параллели с методами Рузвельта видит и Колосницына:
«Да, в какой-то степени. Общественные работы, в том числе и строительство дорог, а также любые работы по благоустройству городов, помощи пожилым, помощи в больницах и т.п., с одной стороны, полезны для экономики/общества, с другой стороны часто бывают малопривлекательны для работников. Но в ситуации высокой безработицы и отсутствия вакансий это все же лучше, чем открытая безработица и «привыкание» к пособиям с одновременным "отвыканием" работать».
Впрочем, с тем, что касается личности и политики Рузвельта, не все так однозначно. Напомним, что его «Новый курс» привел к удорожанию найма рабочей силы, а значит, и к сокращению количества рабочих мест. В соответствии с законом о восстановлении промышленности была создана Национальная администрация восстановления, которая дала «добро» на создание примерно 700 картелей, чьи уставы в обязательном порядке устанавливали уровень зарплат, превышавший рыночный.

Иван Афонин



Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги