Банкротство или финансовое оздоровление: в Совете Федерации обсудили проблемы закона «О несостоятельности»

Банкротство не должно стать способом побега от долгов

9 минут
Банкротство или финансовое оздоровление: в Совете Федерации обсудили проблемы закона «О несостоятельности»

Фото: http://council.gov.ru

10 февраля в Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «Универсальные реабилитационные процедуры банкротства юридических лиц и повышение доступности института банкротства граждан». Главным спикером мероприятия был Андрей Кутепов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике. На мероприятии присутствовали как сенаторы и депутаты, так и представители федеральных ведомств, эксперты бизнес-сообщества и общественных организаций.

 

Нужно помогать людям сохранять бизнес

Андрей Кутепов привел статистику: в 2019 году у 37 % банкротов не было имущества, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Чаще всего несостоятельными компаниями признаются те, что ведут деятельность в сфере строительства. 20 % банкротов, находящихся на стадии конкурсного производства, оказались застройщиками. Подробнее о банкротстве застройщиков мы уже писали в одном из прошлых материалов.

Сенатор считает, что процедура несостоятельности должна проходить под контролем государства. Сейчас в стране существенная социальная напряженность из-за банкротств граждан, которые не могут выплатить долги. Спикер выразил мнение, что успешность банкротства должна зависеть не от количества удовлетворенных кредиторов должника, а от сохранившихся у него материальных активов после выхода из процедуры несостоятельности.

Андрей Кутепов отметил, что в действующей редакции закона «О банкротстве» № 127-ФЗ не прописаны меры сохранения производственного потенциала предприятия-должника в ущерб кредиторам. Интересы взыскателей стоят на первом месте. Более того, банкротство часто используется как инструмент либо для преднамеренного избавления долгов, либо для поглощения компаний. Потому арбитражные управляющие должны заниматься не только взыскиванием дебиторской задолженности или оспариванием сделок для пополнения конкурсной массы, но и проводить финансовые реабилитационные предприятия. Нужно, чтобы компании могли продолжать деятельность: ведь это и дополнительные налоги в бюджет, и обеспечение граждан рабочими местами. Сенатор считает, что нужно обратить внимание на мировой опыт банкротства и помогать людям сохранять бизнес.

 

Новый законопроект о банкротстве

Илья Торосов, заместитель министра экономического развития РФ, сообщил, что ведомство видит две главные проблемы в действующем законе о банкротстве. Первая из них состоит в малом количестве реабилитационных процедур и в их непопулярности. Финансовым оздоровлением организаций занимаются только в 2 % случаев. Вторая проблема – низкий процент возврата долгов кредиторам (около 5 % взыскателей полностью получают финансовое удовлетворение). В то время как в мировой практике реабилитируют до 30 % компаний, а кредиторы получают удовлетворение в 40 % случаев.

Спикер рассказал, что в закон № 127-ФЗ должны быть внедрены изменения. В 2017 году в I чтении был одобрен соответствующий законопроект, который будет включать в себя следующие нововведения:

  • Кредиторы совместно в зале суда смогут договориться о дисконте в ходе торгов. Эта инициатива позволит предприятию выжить и сохранить рабочие места. Если бизнес восстановится, то компания в будущем сможет погасить все долги перед взыскателями.

  • Сделать более гибкими аукционы (как на повышение, так и на понижение) в зависимости от спроса на актив.

  • Позволить руководству организаций и арбитражным управляющим заранее готовиться к торгам через специальный маркетплейс до начала конкурсного производства. Так они смогут увидеть спрос на активы. Также потенциальные покупатели смогут лучше ознакомиться с форматом имущества, не только читая отчеты должностного лица, но и воочию оценив предлагаемые активы.

  • Идет работа над упрощением банкротства для граждан. Сейчас в России фактически есть около 1 млн несостоятельных. Однако большинство из них находится в «серой зоне», поскольку они не в состоянии оплатить услуги финансового управляющего. После принятия законопроекта около 20-30 % граждан смогут выйти из «серой зоны» и официально объявить себя несостоятельными. Эта мера позволит снизить социальную напряженность. Также она направлена на перспективность: второй шанс для человека поможет ему снова начать зарабатывать и, соответственно, в будущем платить налоги государству.

  • Прожиточный минимум с дохода гражданина предлагается считать неприкосновенным при проведении исполнительного производства.

  • Предлагается продавать на торгах имущественный комплекс в целом, без реестра, для ускорения банкротства.

  • Есть вероятность, что от ряда этапов в ходе банкротства откажутся. Новый законопроект предлагает пойти двумя путями: либо реабилитировать должника, либо окончательно банкротить его. Этап наблюдения кажется нецелесообразным, поскольку на него только тратятся лишние деньги как кредиторов, так и должника.

Илья Торосов рассказал, что законопроект еще дорабатывается, но это основные концепции, на которых он будет строиться.

 

Арбитражных управляющих нужно мотивировать

Константин Чекмышев, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ, рассказал, что за 8 лет количество конкурсных производств, как и задолженность несостоятельных компаний и граждан, увеличились в 2 раза. Должники, понимая, что после банкротства им не придется ничего платить кредиторам, охотно пользуются законодательными инструментами для легального списания долгов. Такой «легкий выход» из правоотношений сильно нарушает платежную дисциплину в сделках, поскольку должники ощущают себя безнаказанными.

В результате участники гражданско-правовых отношений не доверяют друг другу. Огромные деньги уходят на постоянную проверку контрагентов, юридическое сопровождение всех сделок.

По мнению Константина Чекмышева, в поправках к закону «О банкротстве» нужно учитывать следующие проблемы:

  • Предотвращение влияния аффилированных лиц на процедуру несостоятельности. Недопущение контролируемого банкротства. В частности, нужно закрепить запрет на участие в процедуре несостоятельности лицам, причинившим должнику значительный ущерб.

  • Изменение системы мотивации арбитражных управляющих, чтобы они начали эффективнее проводить банкротства. Предлагается вести жесткий учет эффективности тех или иных лиц и, в зависимости от их репутации, назначать на ведение определенных дел.

  • Предотвращение ситуации, когда должник, накопивший задолженность, намеренно продолжает вести убыточную деятельность или препятствует финансовому оздоровлению, чтобы избавиться впоследствии от обязательств.

Представитель ФНС РФ также подчеркнул, что проблемой можно считать и затяжные банкротства. 40 % процедур несостоятельности длится более 2 лет. Хотя в законе прописан срок в 6 месяцев. 

 

Государству доверяют больше, чем СРО

Максим Смирнов, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ (Росреестра), сообщил, что их ведомство может лишь ограниченно контролировать саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих. Но, несмотря на это, участники процедуры банкротства чаще жалуются на арбитражных управляющих именно в Росреестр, а не в СРО.

Сейчас в России работает 48 СРО, с которыми сотрудничает более 10 тыс. арбитражных управляющих. Максим Смирнов считает, что им нужно повышать доверие участников процедуры несостоятельности, поскольку создается впечатление, что государство лучше контролирует банкротство, чем это делают сами СРО. Потому Росреестру нужны дополнительные полномочия, чтобы ведомство могло оценивать деятельность СРО при решении конфликтов и влиять на них.

Также Максим Смирнов считает, что нужно изменить конструкцию привлечения к ответственности арбитражных управляющих. В действующий Кодекс об административных нарушениях (КоАП) РФ предлагается внести изменения, согласно которым должностных лиц будут дисквалифицировать только в случае совершения грубых нарушений или при многократном повторении одних и тех же противоправных деяний. Так арбитражных управляющих не смогут дисквалифицировать за совершение малозначительных проступков.

Также нужно обратить внимание на ситуации, когда дисквалифицированных арбитражных управляющих продолжают назначать на ведение новых дел. Потому следует ужесточить ответственность за назначение дисквалифицированных должностных лиц в процедурах банкротства.

 

Упрощенное банкротство граждан – важная инициатива

Алексей Чирков, начальник Управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, рассказал, что ЦБ РФ уже предпринял много шагов, чтобы обезопасить заемщиков от необдуманных кредитов. Помимо этого, были снижены максимальные ежедневные процентные ставки в микрофинансовых организациях (МФО), банках, кредитных кооперативах. Была учреждена должность финансового омбудсмена, когда граждане могут решать проблемы не через суд, а при участии квалифицированного посредника. Введены «ипотечные каникулы», которые позволяют людям восстановить свое финансовое положение, прежде чем продолжать оплачивать жилищный заем.

Регулятор заинтересован во введении упрощенной процедуры банкротства для малоимущих граждан. Алексей Чирков подчеркнул, что нужно тщательно продумать все нюансы, чтобы недобросовестные заемщики не могли списать долги.

 

Госзакупки и банкротные торги проводятся на одних и тех же площадках

На «круглом столе» обсуждалась и проблема операторов банкротных торгов. Эксперты отметили, что почти нельзя разделить госзакупки от аукционов и публичных предложений в ходе процедуры несостоятельности. А потому нужно либо создавать отдельные торговые площадки, либо упорядочивать структуру уже действующих. Также предлагается ввести вознаграждения организаторам торгов: чем дороже они продают активы банкрота, тем выше у них вознаграждение. Еще одно предложение – отчуждать имущество не по рыночной цене, а по его балансовой стоимости.

 

Мнение профессионалов

Арбитражные управляющие, присутствовавшие на мероприятии, пожаловались на то, что на страхование ответственности им приходится платить больше, чем они в итоге получают в качестве вознаграждения от процедуры банкротства. В результате должностным лицам приходится использовать «серые схемы», чтобы избежать лишних затрат.

Также арбитражные управляющие выступили за то, чтобы им не приходилось заниматься снятием ареста имущества, которое должно быть «свободным» после введения банкротства для совершения с ним юридических действий. Из-за этого начало торгов необоснованно откладывается.

Поднимался вопрос и о несоответствии уровня ответственности арбитражных управляющих с их доходом. Вознаграждение должностного лица должно быть увеличено, чтобы он мог эффективнее возвращать долги кредиторам.

Еще один вопрос – нужно упростить доступ арбитражных управляющих к персональным данным должника. Сейчас в большинстве случаев это можно сделать только по решению суда. Вариант решения проблемы: введение электронного документооборота между арбитражными управляющими и государственными структурами, чтобы быстрее получать необходимую информацию о банкроте и работать с ней. Также в случае замены должностных лиц в процедуре несостоятельности нужно обеспечить полную передачу информации от одного арбитражного управляющего к другому с целью избегания повторных запросов в государственные структуры.

 

Нужен новый закон о банкротстве

Михаил Сачёв, президент Союза «УрСО АУ», президент «РОСАНТИ», считает, что поправками нынешний закон «О банкротстве» исправить не получится. Эксперт рассказал, что в нынешней версии нормативного акта закреплен очень маленький порог вхождения в банкротство: долг от 300 тыс. руб. и отсутствие выплат в течение 3 месяцев.

Спикер также подчеркнул о разности интересов кредиторов. ФНС РФ и банки заинтересованы в максимально возможном возврате долга в короткие сроки. Восстановление бизнеса в их интересах отсутствует.

Из СРО уходят опытные арбитражные управляющие, которые могли бы заниматься финансовым оздоровлением предприятий, поскольку уровень их ответственности слишком высок. Должностным лицам проще объявить о начале конкурсного производства, чем попытаться реабилитировать бизнес.

Михаил Сачёв считает необходимым создать единый орган, который оценивал бы необходимость поправок в закон «О банкротстве», чтобы не было лишних и, в худшем случае, противоречащих друг другу изменений. Также эксперт высказал мнение, что нужно вернуть оценку финансово-экономического состояния предприятий, чтобы можно было решить, стоит его реабилитировать, или нужно «пустить в несостоятельность».

Комментировали:
Андрей Кутепов
Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике
Илья Торосов
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Константин Чекмышев
Заместитель Руководителя Федеральной налоговой службы
Максим Смирнов
Заместителя Руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Алексей Чирков
Начальник Управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ
Михаил Сачёв
Президент Российского антикризисного союза (РОСАНТИ), президент Уральской СРО арбитражных управляющих (Союз "УрСО АУ")
Нравится 793
Ха-ха 408
Удивительно 390
Грустно 204
Возмутительно 248
Не нравится 134




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров