Legal.Tech в России: получится ли внедрить высокие технологии на отечественный рынок юриспруденции?
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфДеятельность Legal.Tech направлена на автоматизацию работы компаний. Однако юридический сектор напрямую не генерирует прибыль организаций, поэтому автоматизация работы здесь происходит с опозданием. Кроме того, Россия в отличие от остального мира имеет свою специфику, поэтому внедрение Legal.Tech-технологий происходит с определёнными проблемами.
Анна Костыра, управляющий партнёр Deloitte Legal в СНГ, рассказала на конференции Skolkovo LegalTech. Black Edition об основных барьерах, с которыми сталкивается развитие отрасли в РФ в настоящее время.
Россия и Европа – два разных полюса
Портал ДОЛГ.РФ уже кратко упоминал о главном отличии развития в России и основной преграде для введения Legal.Tech. В Европе автоматизация направлена на уменьшение рисков бизнеса. В РФ, напротив, юридические службы стараются просчитать регуляторные риски, в том числе постоянно меняющуюся судебную практику, поэтому играть «в чистую» не получается. Минусом для российской юридической сферы была названа «гильотина», в результате которой предприниматели погрязли в проверках.
Другими барьерами для развития отрасли считаются:
-
сложности оценки экономического эффекта от автоматизации и внутренней продажи;
-
специфика юридической автоматизации заключается не в алгоритмизации работы, а в сложных технологиях;
-
необходимо наладить надлежащую работу с большим объемом исторических данных. При этом отсутствуют единый архив, базы знаний и базы данных;
-
есть проблемы с налаживанием связей с уже работающими системами, например, 1С или SAP. Кроме того, функционирующие CRM-системы, Help Desks не удовлетворяют потребностей юристов;
-
российские контролирующие органы в большинстве своем не готовы взаимодействовать с digital;
-
в России считается, что Legal.Tech предполагает сокращение штата юристов. Однако это не более, чем миф: внутренние юристы уже работают в условиях дефицита кадров.
Какие LegalTech-решения необходимы в России?
Россия развивается по пути отличном от европейского, соответственно, и запросы в нашей стране на автоматизацию систем совершенно другие.
Можно выделить 5 основных запросов на российский LegalTech.
Во-первых, роботизация в части договорной работы. Автоматическая подготовка соглашений, доверенностей и документов внутреннего учета, а также автоматический контроль за сроками и взаимодействие с иными системами учета, реестрами собственности.
Второй по важности запрос – личный кабинет, который должен включать управление отделом, ведение статистики выполняемой работы, поступление заявок, документарную базу и архив знаний.
Запрос №3 – корпоративное администрирование группой лиц, которое должно включать конструктор документов корпоративного секретаря, нотификации о сроках и событиях, автоматическую подготовку отчетности.
Чек-листы для проверки комплаенса, которые помогут подготовиться компании к проверке – четвертый запрос.
Последний запрос актуальный для российского LegalTech – управление судебной работой.
Другая ситуация в ЕС, где преимущественно запрашивают следующие решения:
-
управление документами и их жизненным циклом;
-
инструменты установления подлинности;
-
базы знаний;
-
инструменты для управления интеллектуальной и другой собственностью;
-
управление группой лиц;
-
инструменты для проектного управления юридической работой;
-
инструменты для структурирования и извлечения данных;
-
распознавание речи;
-
e-discovery, представляющий собой поиск документов и данных.
Российская специфика Legal Management Consulting
Главной потребностью в РФ пока является конструктор договоров. Основная цель же – унификация документов, процессов в головном офисе и региональных филиалах, а также формирование ОЦО. В то же время в Европе развитие отрасли направлено на контрактный и проектный менеджмент.
В нашей стране достаточно много компаний, которые работают через сеть филиалов и представительств, где используются собственные типовые формы и собственный архив, который зачастую имеется лишь в бумажном виде.
Еще одной отличительной особенностью считается обширная судебная практика. При этом она открыта, но непредсказуема в применении законодательства. В разных судебных округах могут приниматься совершенно противоположные решения по аналогичным делам.
Юридические заключения, управление знаниями и информацией, регуляторные требования и комплаенс, договоры и сделки – это те направления, из-за которых развитие Legal.Tech происходит иным путем, нежели в ЕС. С другой стороны, у нас есть сферы, которые практически не отличаются от европейской практики. Например, корпоративное управление, взаимоотношения с государственными органами и управление активами.
Из-за наличия существенных различий для российского Legal.Tech больше подходят именно российские разработки. Они учитывают всю специфику постоянно изменяющегося законодательства, нашего языка и набирающего популярность импортозамещения, интегрируют работу систем с 1С и другим софтом, который не предназначен напрямую для юристов.
Внедрение Legal.Tech происходит с запозданием и специфическими барьерами, однако инвестиции в сферу увеличиваются с каждым годом. Уже сегодня объем рынка юридических технологий в нашей стране составляет 400 млн долл. и продолжает расти, как и количество проектов, поэтому через год-два ситуация может измениться в кардинально противоположную сторону.