Алексей Головченко

Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»

Президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Комментарии на портале:

Как коммунальные долги в сотни тысяч вешают на несовершеннолетних детей-сирот

Еще в 2015 году поднимался вопрос о долгах ЖКХ, которые получают в подарок к своему совершеннолетию дети-сироты. Откуда появляются эти долги? Пока дети находятся в детском доме или приёмной семье в их жилье пускают нерадивых родственников, которые не считают нужным оплачивать своё проживание. В результате как только сирота выходит в «люди» кроме прочих проблем на него ещё сваливается - погашение долга.

Почему коммунальщики взыскивают задолженность не с тех, кто реально проживал в квартире? Всё достаточно просто, у ребёнка на счету за время его нахождения в детском доме накапливается некая денежная сумма. Складывается она из пенсии по потери кормильца или алиментов, которые взыскивают с родителей. Пока ребёнок растёт деньги не расходуются, поступления идут ежемесячно. Нет ничего проще, чем именно на них обратить своё взыскание, а не на настоящего должника.

Согласно с.153 Жилищного Кодекса РФ именно на собственнике лежит обязанность по оплате жилого помещения.

Что изменилось за эти годы? В 2018 году была внесена поправка в Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В п.2 ст. 8 обязанность контроля за распоряжением жилым помещением законодатель возложил на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, т.е. если в квартире проживали нерадивые родственники, которые не оплачивали коммунальные платежи, а указанные органы не предпринимали никаких попыток к воздействию на данные лица, то органы и должны расплачиваться.

Что требуется для эффективной работы данной нормы? На мой взгляд, механизм решения должен быть таковым:
1. Информация о задолженности должна своевременно поступать от УК в адрес уполномоченных органов власти. Если УК не предоставила такую информацию, то она не имеет право истребовать задолженность с органов.
2. При предоставлении жилого помещения, упомянутые в статье органы должны выдавать документ о том, что данное жилое помещение является «чистым» и свободным от каких-либо притязаний третьих лиц.
3. Если возникают какие-либо проблемы с долгами по жилому помещению, именно уполномоченные органы должны осуществлять полную юридическую поддержку и оказывать помощь, в том числе и представление интересов в суде, они же должны следить, чтобы ни одна копейка со счёта сироты не ушла в счёт погашения чужой задолженности.
4. Закрепить конкретных ответственных лиц за каждым жилым помещением, принадлежащим сироте, и установить индивидуальную ответственность, если поступали сигналы о нарастающем долге, а чиновником не предпринималось никаких попыток к его истребованию.

В СМИ можно встретить информацию о том, что уже к октябрю этого года должен быть разработан проект нормативно-правового акта, где бы был проработан механизм осуществления контроля.

Теперь несколько слов о судебной практике. Администрация муниципального образования обратилась с иском к гражданину Л* о понуждении к исполнению условий договора найма жилого помещения специализированного фонда. Согласно договору, гражданину Л* во временное пользование предоставлено жилое помещение, предназначенное для детей, оставшихся без попечения родителей. Гражданин Л* вначале вносил оплату по коммунальным платежам несвоевременно, а впоследствии перестал вносить, в результате чего образовалась задолженность в сумме больше 15 000 рублей. Администрация просит принудить гражданина Л* исполнить обязательства по договору найма по оплате коммунальных платежей. Иск Администрации удовлетворён в полном объеме.

Департамент ЖКХ обратился в суд о взыскании задолженности с несовершеннолетних собственников в лице законного представителя - матери несовершеннолетних. В ходе судебного заседания было установлено, что несовершеннолетние являются собственниками квартиры, задолженность по ЖКХ составила более 100 тысяч рублей. Несовершеннолетние заявили, что в квартире не проживают, на квартиру судебными приставами наложен арест. Законный представитель в суд не явилась. Суд, сославшись на положения статей 30, 153, 155 ЖК РФ, признал иск Департамента ЖКХ и постановил о взыскании долга с несовершеннолетних в лице их законного представителя.
УК обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по ЖКХ с гражданина Р*, который с полутора лет находился в детском доме. За Р* было закреплено жилое помещение в многоквартирном доме. Р* был назначен опекун, который исковые требования признал и показал, что отказался от опекунства впоследствии из-за плохого поведения опекаемого. Органы опеки и попечительства показали, что Р* находится на полном гос.обеспечении, о чём управляющая компания была уведомлена надлежащим образом. Суд, исследовав показания сторон пришёл к выводу о возможности взыскания задолженности по коммунальным платежам с опекуна Р*.

Как мы видим из судебной практики, взыскание задолженности происходит с законных представителей несовершеннолетних, с лиц, с которыми были заключены договор социального найма жилого помещения.

Хочется отметить, что в данном случае проанализирована судебная практика за 2017-2019 годы. Суды в большинстве своём встают на стороны детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, и находят, с кого можно истребовать долги. Но для этого надо, чтобы эти лица обратились за помощью. К сожалению, часть из них не знает о своих правах. Эта сторона проблемы остается латентной.

Возврат к списку