Иван Рыков

Аналитик долгового рынка



Рыков Иван Юрьевич – российский экономист, аналитик долгового рынка, общественный деятель.

  • Инициатор теории превентивного антикризисного управления как методологического подхода к финансовому оздоровлению.

  • Входит в ТОП-10 антикризисных управляющих России.

  • Основатель антикризисной юридической компании «Рыков групп», входящей в ТОП-50 крупнейших юридических компаний России.

  • Председатель Учебно-методического совета Учебного центра профессионального развития, лидирующего учебного заведения по повышению квалификации арбитражных управляющих.
  • Сотрудничает с телеканалами и ведущими изданиями, включая 1 канал, НТВ, RBK, Ведомости, Коммерсантъ.

  • Общественная деятельность

    - Председатель Подкомитета по финансовой грамотности и финансовому оздоровлению Торгово-промышленной палаты РФ

    - Первый заместитель Председателя Общероссийского профессионального союза арбитражных управляющих

    - Член Президиума Национального союза профессионалов антикризисного управления

    - Член рабочей группы по развитию квалификаций арбитражных управляющих Совета по профессиональным квалификациям по финансовым рынкам


    Научная и публицистическая деятельность

    Автор книг «Субсидиарная ответственность в РФ», «Кредиторы против дебиторов. Антикризисное управление задолженностью», «Бизнес на распродажах имущества банкротов. Гид по антикризисным инвестициям».

    Автор более 100 публикаций по вопросам антикризисного управления, финансовой грамотности, менеджмента.

    Список научных публикаций в журналах ВАК:

    1. Системные аспекты морфологии переходных кризисных явлений в организации – Рыков И.Ю. // Научно-практический журнал Эффективное антикризисное управление. – 2016 г. – №5 (98)  – стр. 50-53.

    2. Использование методов кластерного анализа финансовых показателей деятельности организации в превентивном антикризисном управлении – Рыков И.Ю. // Научно-теоретический журнал ВЕСТНИК РУК – 2016 г. – №3 (25) – стр. 83-88.

    3. Фазовый и стохастический подходы к антикризисному управлению в социально-экономических системах – Рыков И.Ю. // Научно-теоретический журнал ВЕСТНИК РУК – 2017 г. – №1 (27) – стр. 45-50

    4. Теоретико-методические подходы к определению текущего этапа развития организации и предпосылок к переходным периодам в превентивном антикризисном управлении – Рыков И.Ю. // Журнал ВЕСТНИК ПВГУС ЭКОНОМИКА – 2017 – №1 (47) – стр. 125-130

    5. Консалтинг в Российской Федерации: формирование, развитие, перспективы – Рыков И.Ю. // Научно-теоретический журнал ВЕСТНИК РУК – 2018 г. – № 2(32) 2018 – стр. 70-74


    Экспертные области

  • Антикризисное управление и банкротство крупных предприятий и организаций в сфере строительства, транспорта, металлургии, производства и других отраслей

  • Управление проблемными активами

  • Взыскание дебиторской задолженности, деятельность коллекторов

  • Деятельность Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы

  • Банкротство граждан

  • Субсидиарная ответственность по обязательствам должника

  • Инвестиции и организация торгов в процедурах банкротства
  • Комментарии на портале:

    Выкупить имущество банкрота станет легче: Минэкономики выступает за упрощение законодательства

    Хочу заметить, что рынок торгов по банкротству и без законопроекта Минэкономразвития находится в более выигрышной позиции, чем скажем, рынок продажи долговых активов. Торги по банкротству худо-бедно отрегулированны. Понятны площадки по торгам, понятно за счет чего формируется цена на лоты.

    В отличие от торгов по банкротству, рынок долгов в России, на данный момент, слабо организован, его можно назвать стихийным. Вместе с тем, и здесь есть позитивные подвижки.

    Сейчас в России ведется активная работа по консолидации рынка. По мнению аналитика, критериями организованного рынка является прозрачность рынка, то есть наличие статистики по рынку и сводной информации об участниках рынка и истории сделок. Наличие структуры рынка (Ассоциации, площадки, СРО) и профессиональных участников и единые стандарты торговых процедур, оценки, а также сформированные подходы к ценообразованию.

    Преимущества организованного рынка очевидны – долги становятся ликвидным товаром, формируется реальная рыночная оценка долгов на основе истории сделок, появляется возможность стандартизации долгов, рейтингования. Ну и наконец, взысканием будут заниматься профессионалы, непрофессионалы будут предпочитать продажу долга.

    Если говорить о перспективах рынка долгов в России, то на мой взгляд, в ближайшие пару лет существенно повысится количество участников и интерес инвесторов к приобретению проблемных (долговых) активов, а объем рынка в 2020 году превысит 1 трлн. рублей.

    Приватизация Сбербанка и «ФК Открытие»: МЭР обвиняет ЦБ в нарушении баланса интересов

    Банковский сектор в России, в результате действий ЦБ по санации банков действительно стал чрезмерно государственным. 70% всей отрасли приходится на госсектор. Это самый высокий процент среди прочих отраслей экономики страны.

    Таков результат многолетней деятельности Центробанка по регулированию данной области, которая заключается в основном, в постоянном отзыве лицензий у коммерческих банков. И надо заметить, что ЦБ не снижает оборотов. Количество действующих кредитных организаций в РФ сократилось с 561 на конец 2018 года до 414 на 1 сентября 2019.

    На мой взгляд с банкротствами банков надо что-то делать. Сейчас данная сфера очень закрыта. Нет прозрачности процедуры отзыва лицензии. Отсутствует возможность обжалования большей части решений регулятора, нет контактов собственников банка с регулятором - предложения собственников по спасению банка из кризисной ситуации просто не слышат.

    Это накладывается на неэффективную работу АСВ в роли органов управления кредитной организации. В период управления банком, попавшим под санацию, АСВ не пытается эффективно управлять банком, а просто занимается его ликвидацией.

    Добились желаемого: ОРПАУ и РОСАНТИ будут участвовать в рассмотрении законопроектов

    Я положительно оцениваю данную новость. На мой взгляд, ситуация, когда законопроекты, касающиеся деятельности арбитражных управляющих рассматриваются без них, абсолютна не правильная.
    Я в принципе за то, чтобы профсообщество как можно активнее участвовало в разработке законопроектов. Надо учитывать мнения всех заинтересованных сторон, только тогда можно рассчитывать на появление таких законопроектов, которые будут отвечать интересам государства, а не какой-то группы лиц.
    Что касается отрасли арбитражного управления, то не секрет, что в ней достаточно проблем. Одна из главных из них, как я полагаю, это неотрегулированность статуса арбитражного управляющего. Из этого вытекают многие другие проблемы. Именно на этом, как мне кажется, надо сосредоточить усилия ОРПАУ И РОСАНТИ.

    ЦБ может снизить ключевую ставку на 25-50 п.п.

    Центробанк понизил ключевую ставку до 7%. Замечу, что это уже третье снижение ключевой ставки подряд. Я связываю это с тем, что инфляция в России в последнее время практически совпадает с целевыми показателями.
    Снижение ставки это хорошая новость для тех, кто планирует взять кредит, так как вслед за снижением ключевой ставки ЦБ коммерческие банки также понизят ставки по своим кредитным предложениям.
    Кстати, есть один интересный момент. В последнее время ЦБ проводил политику, направленную на уменьшение количества выдаваемых кредитов. В частности, на это направлено введение в октябре коэффициента долговой нагрузки. А снижение ключевой ставки ведет к обратному.
    А вот для тех россиян, у которых имеются вклады в отечественных банках это плохая новость. Их ожидает снижение доходности по их вкладам, особенно это касается тех, у когда в банках открыты депозитные счета.

    Минэкономразвития РФ обозначило единственный возможный вариант подорожания доллара до 70 рублей

    На сегодняшний день для правительства единственный способ защитить инвестиции в российскую экономику – делать все возможное для стабильности курса национальной валюты. Коридор цены мне видится в пределах 60-70 рублей за доллар, с возможными краткосрочными пробоями коридора на 1-2 рубля не больше.
    Вместе с тем, если говорить о курсе нашей национальной валюты, то на рубль больше влияют различные политические комментарии и слухи, которые как раз и вызывают резкие колебания курса рубля на рынке.
    А на вопрос что лучше для развития российской экономики – сильный или слабый рубль, я отвечу, что главное, это приток капитала в страну, что можно обеспечить только стабильностью и экономическим ростом.

    Россияне не смогли расплатиться по 14 млн кредитам за 2019 год

    Просроченная задолженность россиян растет. Это признают сами власти. Однако простой констатацией факта проблему не решить. Нужны меры для того, чтобы исправить ситуацию с ростом просроченных долгов населения. И банки должны быть больше всех заинтересованы в этом.
    Однако сейчас должник, у которого начала копиться просроченная задолженность, находится практически в безвыходной ситуации. Банки неохотно идут на реструктуризацию долгов, или на предоставление отсрочки по кредитам. Напротив, кредитные организации при первой же возможности передают такую задолженность коллекторам.
    И по сути, заемщики ничем не защищены. Да, Банк России рекомендует кредиторам прекращать начисление процентов и неустоек, если они получили судебный акт о взыскании задолженности. Однако законодательного ограничения по соотношению штрафов за просроченные платежи к телу долга нет.
    Так что на сегодняшний день, у граждан, которые накопили большую просроченную задолженность только один выход из долговой кабалы– личное банкротство.
    На мой взгляд, надо обязать кредитные организации при возникновении просроченной задолженности проводить переговоры с должниками и предлагать план по реструктуризации долгов. Возможно, в банках даже должна появиться специальная штатная должность переговорщика по таким вопросам. Задачей которого будет поиск совместно с должником путей выхода из сложившейся ситуации.

    Каждый второй россиянин оказался должником

    Закредитованность населения стала угрозой для экономики России. Об этом, кстати, теперь постоянно говорит и глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Причем, я считаю, что ситуация даже хуже, чем показывает опрос ВЦИОМ. Как показывает статистика, сейчас в РФ почти половина заемщиков физлиц либо вовсе не платят по своим кредитам, либо имеют просроченную задолженность, в итоге банки перекладывают это бремя на добросовестных плательщиков, поднимая ставки по кредитам.

    Банкам пора задуматься над этим. Активнее применять  инструменты по реструктуризации задолженности граждан, перестать бездумно выдавать кредиты и т.д. Что касается государства, то возможно имеет смысл распространить практику ипотечных каникул, которые были введены в России с августа, и на другие кредиты.  Если проблемой не заняться сейчас это может привести к долговому кризису на рынке потребкредитования, а это в свою очередь, создаст угрозу для всей банковской системы РФ.

    АСВ хочет взыскать с прежнего руководства «БайкалБанка» 6,4 млрд рублей

    Привлечение к субсидиарной ответственности остается одним из самых «любимых» механизмом АСВ. Проблема в том, что статистика нам говорит, что почти 70% лиц, которых АСВ пытается привлечь оказываются оправданы в арбитражном суде.
    АСВ стоит тщательнее выбирать компании, которым она отдает на аутсорсинг ведение судебных процессов, так как на это расходуются государственные средства, а полученные за последние годы не впечатляют.

    Экс-руководитель УК «Каховка-Аремэкс» привлечен к субсидиарной ответственности

    В скором времени, стоит ожидать ухудшения ситуации с долгами в ЖКХ. Не так давно Госдумой был принят, так называемый, «закон Яровой», который запрещает передавать долги россиян по ЖКУ не участникам рынка. А в октябре вступит в силу закон, обязывающий при обращении в суд по таким долгам, указывать персональные данные должника, которые они, в свою очередь, не обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям.

    Получается, что энергетики окажутся в некотором тупике. Причем в конечном итоге пострадавшими окажутся конечные потребители, которые получат либо ухудшение качества услуг, либо повышение тарифов по ЖКХ

    Ситуацию еще можно изменить, внеся поправки в закон Яровой. Закон защищает россиян от недобросовестных действий коллекторов, и в этом он абсолютно оправдан. Вместе с тем, имело бы смысл разрешить реализовывать просроченные долги на торгах, где их могли бы приобретать профессиональные игроки. Это улучшило бы положение ресурсоснабжающих компаний, на счетах которых не копилась бы просроченная дебиторская задолженность, и не ухудшило положения добросовестных потребителей.

    Сбавьте темп: Государство посоветовало «Utair» лимитировать увеличение продаж билетов

    Положение авиакомпании Utair, конечно, не назовешь хорошим. По сути, сейчас компания зависит от доброй воли своих кредиторов, а как мы знаем, некоторые из них уже подали в арбитражный суд иск о признании компании банкротом.

    Сейчас можно говорить о том, что в России очень плохо обстоят дела с антикризисным управлением, что это направление в стране практически не развивается, отсюда и многие проблемы отечественных компаний, но я обратил бы внимание на еще одну немаловажную проблему.

    На мой взгляд, сейчас в РФ баланс сильно смещен в сторону защиты интересов кредитора. Кредитор имеет все права, чтобы довести должника до такого состояния, что у него заберут у все. То есть должник не имеет защиты. В российском законодательстве нет аналогов глав, которые есть в законах иностранных государств, которые позволяют должнику защитить себя от агрессивного поведения кредиторов. Проблема требует разработки поправок в закон о банкротстве и я надеюсь, что подобная законодательная инициатива в ближайшее время появится на рассмотрении в Госдуме.

    Кредит на 260 тысяч лет: подмосковная уборщица подписала себе два миллиарда рублей долга

    К сожалению, на рынке кредитования в России по-прежнему можно столкнуться с мошенниками. И как часто бывает, страдает прежде всего та часть населения, уровень финансовой грамотности которой невысок.

    Если говорить о данном случае, то здесь, конечно, должны вмешаться правоохранительные органы, так как налицо явные признаки мошеннической схемы. Однако, это не отменят того факта, что уровень финансовой грамотности в стране необходимо повышать.

    Пока этого не случится наше население и дальше будет нести свои деньги в финансовые пирамиды, инвестировать в «непонятные» брокерские компании и подписывать кредитные договора с мошенниками, обрекая себя на долговую кабалу.

    Арбитражные управляющие будут получать рейтинговые баллы

    У меня скорее негативное отношение к данной инициативе. Дело в том, что совершенно не ясно, как определять добросовестность арбитражных управляющих. Работу управляющих в процедурах банкротства сложно оценить по общим критериям, так как всегда бывают свои нюансы, которые влияют на проведение процедуры.

    Кроме того, если брать причины снижения предполагаемого рейтинга – сейчас управляющий может быть дисквалифицирован за две жалобы, с введением рейтинга появится просто еще один рычаг для давления на управляющих.

    На мой взгляд, стоило бы рейтинговать не самих арбитражных управляющих, а их СРО. Но здесь также надо думать про критерии оценки и приглашать к обсуждению самих управляющих.

    Совет дал добро: коллекторы больше не смогут взыскивать долги по квартплатам

    Совокупные долги граждан за ЖКХ достигли порядка 1,4 трлн рублей. Значительная часть этой суммы приходится на долги перед ресурсоснабжающими компаниями. Ситуация усугубляется сложностью с взысканием этих долгов. Однако вместо того, чтобы попытаться решить эту проблему депутаты ограничивают возможности РСО по работе с долгами. К тому же с 1 октября вступает в силу Федеральный закон № 451, который обяжет управляющие организации и РСО при подаче иска в суд указывать персональные данные должника. Однако должники не обязаны предоставлять эту информацию. То есть, по сути, это закрывает для РСО возможность взыскания задолженности через суд.

    Парламентарии хотят улучшить положение граждан, но если закон будет принят в том виде, в котором он существует сейчас, это напротив, ухудшит положение конечных потребителей. В случае если РСО лишатся ряда инструментов по цивилизованной работе с задолженностью, они будут компенсировать свои убытки иным путем. В итоге это приведет к тому, что РСО будут вынуждены снижать качество предоставляемых услуг или искать иные варианты для снижения убытков. Принятие закона приведет к росту социальной напряженности в обществе и ухудшению положения граждан, то есть своих целей закон не достигнет.

    Последствия чрезмерной закредитованности граждан «всплывут» в 2021 году

    Экспертное сообщество давно уже говорит о том, что рост просроченной задолженности и закредитованность населения стали угрозой для экономики России. Хорошо, что этим вопросом, наконец то, озадачились и власти страны. Однако, то о чем заявил министр лишь часть общей проблемой, вне поля зрения Минэкономразвития остается ситуация с ростом корпоративных долгов, а там ситуация ничуть не лучше.

    В России необходимо срочно внедрять новые механизмы и инструменты по работе с проблемными активами. «Негосударственные судебные исполнители могли бы помочь исправить ситуацию по долгам юридических лиц. А для нормализации ситуации с закредитованностью населения нужно активнее применять инструменты по реструктуризации задолженности граждан.

    Пенсионные накопления россиян теперь будут погашать долги корпораций

    Мне, как и любому гражданину РФ, конечно не хотелось бы, чтобы корпорации решали свои долговые проблемы за счет пенсий россиян, но в данном случае речь идет не о том, что пенсионные накопления населения утекли непонятно куда. Просто управляющие компании негосударственных пенсионных фондов инвестировали в долговые облигации «Роснефти», учитывая статус корпорации, это решение можно назвать разумным.

    С другой стороны, в настоящее время в обращении находится 41 выпуск биржевых облигаций «Роснефти» на 2 трлн 901 млрд рублей и 7 выпусков классических облигаций на 90 млрд рублей. Такая стратегия работы с долгами Мне кажется несколько рискованной. Возможно российским компаниям имеет смысл задуматься о других механизмах снижения долговой нагрузки?

    У ВЭБа спишут долги за счет облигаций федерального займа

    Вопрос, как быть с долгом Внешэкономбанка перед ЦБ впервые был поднят, по-моему, еще в 2016 году. Напомню, что эти деньги регулятор выделил ВЭБу в кризис 2008–2009 гг. на санацию двух рухнувших банков – Связь-банка и «Глобэкса».

    Потом госкорпорация безуспешно пыталась продать эти банки, однако не договорилась по цене с потенциальными покупателями.
    Что касается нового соглашения между правительством, ВЭБом и ЦБ, то вопрос возникает прежде всего из-за закрытости схемы. Ее детали не ясны и участники сделки не торопятся раскрывать их.

    Главный вопрос на кого спишут убытки по сделке? Пока, складывается ощущение, что в убытке окажется правительство РФ, а, следовательно, федеральный бюджет.

    Как АСВ привело Пробизнесбанк и еще 8 000 кредиторов к банкротству

    К работе АСВ, в принципе, много вопросов. Например, статистика показывает, что около 70% лиц, проходящих по искам Агентства по страхованию вкладов, бывают оправданы арбитражными судами. Проблема в излишней забюрократизованности всех процессов АСВ.

    Очень большое количество работы АСВ отдает на аутсорсинг, и складывается впечатление, что не всегда контролирует процесс. Агентство не дает оценку эффективности и качества работы привлечённых юридических компаний. Все это делает работу агентства не слишком эффективной.

    Причем, стоит заметить, что на это расходуются средства, выделяемые агентству Центробанком. Возможно имеет смысл подумать о новых механизмах и инструментах, которые сделают работу АСВ более эффективной.

    Банк «Открытие» выйдет «из-под крыла» ЦБ РФ к 2021 году

    Завершении процедуры санации банка «Открытие» еще не означает завершения всех процессов, связанных с этим банком. Напомню, что председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что все контролирующие лица, которые причастны к проблемам банка, будут привлечены к субсидиарной ответственности. Уже сейчас сумма иска банка к бывшим собственникам составляет 289,5 млрд рублей.

    Однако, здесь есть один тонкий момент. Даже если их удастся привлечь к СО, сложно будет вернуть средства. За 11 лет работы АСВ в рамках субсидиарной ответственности с КДЛ было взыскано около 100 млрд. рублей и всего порядка 200 млн. рублей получено. Проблема не только в неэффективной работе компаний, которые привлекаются для этого Агентством по страхованию вкладов, в стране не работают механизмы и инструменты по взысканию задолженности. И без принятия новых законодательных инициатив ситуация вряд ли изменится

    Неквалифицированные инвесторы могут лишиться доступа к валютным депозитам и ОМС

    Законопроект о разделении инвесторов на категории квалифицированных и неквалифицированных вызывает много вопросов. Как заявляют чиновники, это делается для защиты граждан, чьи вклады могут пострадать, в случае банкротства банка.

    Однако, как мне кажется, было бы правильнее если бы правительство сосредоточилось на том, чтобы не допускать банкротства кредитных организаций, а не ограничивало доступ населения к финансовым инструментам.

    У нас в стране и без того достаточно запретов и ограничений, чтобы плодить еще и новые. А защиту интересов населения лучше решать не запретительными мерами, а развитием и модернизацией экономики РФ.

    Банк России хочет получить новые полномочия для влияния на сроки и ставки кредитов

    Рост закредитованности населения в РФ действительно становится проблемой. Регулирующие органы активно разрабатывают и внедряют механизмы по ограничению потрекредитования. Например, с 1 октября 2019 года в России вводятся надбавки к коэффициентам риска в зависимости от уровня долговой нагрузки. Кроме того, с 2015 года в стране появилась возможность банкротства физлиц. Но все эти меры ощутимого результата не дали. Закредитованность населения растет.

    Банки не снижают агрессивной рекламы потребительских кредитов и активно продвигают свои кредитные продукты, используя все возможные способы коммуникации. А население продолжает подходить к кредитам слишком эмоционально, что ведет к увеличению закредитованности населения. Так что Центробанк совершенно справедливо «бьет тревогу».

    Вместе с тем, на мой взгляд, ЦБ следует сосредоточиться не на запретительных мерах, а на финансовом просвещении населения. Чтобы граждане лучше просчитывали последствия взятого кредита. И подходили к кредитованию не эмоционально, а более взвешенно.

    Это в итоге будет выгодно и для населения, и для кредитных организаций

    Сбербанк готов уступить 500 млн руб. прав требования к «Агротехнике»

    Продажа прав требований на торгах на сегодняшний момент – это один из самых интересных механизмов по работе с проблемными активами. От других методов его отличает скорость получения «живых» денег по долгам.

    Если процедура банкротства и привлечение по долгам компании бенефициаров могут затянутся на годы, то продажа долгов на торгах – дело пары месяцев.

    Впрочем, нельзя не упомянуть и о сложных моментах развития этого механизма в России. Дело в том, что зачастую, в нашей стане, на торги выставляются совершенно не структурированные пакеты долгов. Разумеется, инвестору в этом случае сложно сориентироваться, а покупать «кота в мешке» никто не хочет. Помочь могла бы система рейтингования долгов, и уверен, что рано или поздно мы к этому придем.

    «Эксперт РА»: 10 банков из ТОП-100 могут лишиться лицензии к апрелю 2020 года

    Данный прогноз показывает, что зачистка финансового сектора все еще продолжается. Обратимся к статистике. В прошлом году лицензии лишились 57 банков, в 2017 году таких оказалось 47. Так что прогноз по отзыву лицензий у 46-ти банков вполне реалистичный, как видим, эта цифра похожа на то, что происходило в банковской сфере в предыдущие года.

    В чем причины? На мой взгляд, в сложной экономической ситуации в стране, а также в увеличении суммы проблемных активов во всех отраслях экономики. Количество долгов неуклонно растет, что порождает проблемы с ликвидностью у все большего количества компаний. По сути это напоминает цепную реакцию.

    Что касается вкладчиков проблемных банков, то в принципе, их средства частично защищены системой страхования вкладов. Но, конечно, стоит отслеживать ситуацию на рынке и не доверять банкам, в отношении которых ЦБ вводит ограничения, и у которых низкий рейтинг.

    Обжаловать действия арбитражного управляющего теперь можно не только в суде

    Арбитражные управляющие в процедуре банкротства являются самой незащищенной стороной. Достаточно нескольких жалоб в суд, чтобы управляющий был дисквалифицирован. И это притом, что процедура банкротства – это процесс, в котором почти всегда есть недовольные. Поэтому данную инициативу ФНС РФ можно назвать позитивной для арбитражного управления в России.

    То, что теперь работу управляющего можно проверить без обращения в суд, повысит эффективность работы управляющих, не снижая степень их ответственности в случае нарушений с их стороны.

    Кроме того, это разгрузит арбитражные суды, которые сейчас крайне загружены.

    Что стало с внешним долгом России к апрелю 2019 года?

    Ситуацию с внешним долгом РФ по-прежнему можно назвать благоприятной и не вызывающей беспокойства. Даже увеличение долга по сравнению с январем на 13,8 млрд долларов не должно вызывать тревоги. Особенно учитывая, что из общих 467 млрд долларов долга на долю государства приходится всего около 53 млрд. Остальное приходится на долговые обязательства компаний.

    Так что, если говорить о государственном долге, его сумма ни в коем случае не может быть названа угрожающей экономической ситуации в стране. Тем более что объем золотовалютных резервов РФ на начало апреля составляет 489,1 млрд долларов. Поэтому, однозначно можно сказать, что на сегодняшний день России не грозит дефолт по внешнему долгу.

    Госдума планирует ограничить долговую нагрузку субъектов РФ

    Цель появления законопроекта понятна. Экономическая ситуация в России сложная. Регионам пора задуматься о том, чтобы жить «по средствам». Мы говорим о том, что населению страны надо развивать финансовую грамотность, чтобы не допускать закредитованности, но то же самое можно сказать и российским регионам.

    То есть властям субъектов РФ тоже надо вспомнить о финансовой грамотности и ответственной долговой политике. Именно на сохранение долговой устойчивости региональных и местных бюджетов направлен этот законопроект. Это особенно важно, учитывая, что число субъектов РФ, которые сталкивались с трудностями при исполнении долговых обязательств, растет. А ведь в конечном итоге, расплачиваться по долгам регионов приходится всему государству. У нас нельзя объявить дефолт отдельной области, или края.

    Итоги мартовской конференции НАПКА

    Повышение прозрачности и параллельная цифровизация приведут к образованию организованного рынка долгов. В 2018 году на нём было совершено порядка 60 сделок. Я думаю, что в 2019 году эта цифра будет больше в несколько раз.

    Как развивался банковский сектор в 2018 году?

    Следует признать, что 2018 год оказался более спокойным для банковского сектора, чем 2017. Создан и функционирует на базе банка «Траст» банк плохих долгов - безусловно важная мера, которая должна способствовать улучшению финансовой ситуации в банковском секторе.

    Вместе с тем, замечу, что «зачистка» банков в РФ продолжается. За прошлый год количество банков в России сократилось на 14%. Как это соотносится с тем, что год был более спокойным, чем 2017? Дело в том, что банки, которые были лишены лицензий, относились к сравнительно небольшим. Ни один банк из ТОП-50 принудительно лицензии за прошлый год не лишился. Статьи о том, что у того или иного банка ЦБ отобрал лицензию, ушли с первых полос СМИ, да и общество стало воспринимать эти новости спокойнее.

    Из важных моментов прошедшего года необходимо отметить разделение российских банков на базовые и универсальные. Напомню, что для базовых банков предусмотрено упрощенное регулирование, например, сниженные требования по банковским резервам. Такие банки, по замыслу ЦБ, должны работать с населением и малыми предприятиями, отказавшись от рискованных направлений бизнеса, тогда как универсальные банки продолжат работать на прежних условиях. Если судить по росту количества выданных кредитов для физлиц, эта идея сработала, однако, как и везде, есть другая сторона.

    Если говорить о росте количества выданных кредитов, то этот показатель может рассматриваться и как позитивный фактор, и как негативный. С одной стороны, кредиты – это то, на чем банки зарабатывают, с другой стороны, рост процентной ставки однозначно показывает, что просроченная задолженность по кредитам растет, и банки страхуются, повышая ставки, чтобы компенсировать просрочки по кредитам за счет добросовестных плательщиков. Но если в России продолжится рост просроченной дебиторской задолженности, это может привести к краху, в том числе, и банковской системы. И вовсе не факт, что у государства, учитывая сложную экономическую ситуацию, найдется достаточно средств для спасения отечественных банков.

    За I квартал 2019 года российские застройщики почти ничего не сдали в эксплуатацию

    Сейчас стоит больше беспокоиться о сфере строительства, потому что в этом году ожидаются достаточно серьезные пертурбации в этой сфере. Но бояться таких ситуаций не стоит, они в экономике всегда были, есть и будут в случае банкротства, мы их не вылечим никогда. Но их нужно смотреть заранее и готовиться за год, а лучше – полтора.

    С моей точки зрения, в принципе на каждом крупном предприятии должен быть отдельный человек, который занимается антикризисными вопросами, то есть вопросами адаптации предприятия при изменениях экономики. Это важное дело. Тогда и не будет таких сюрпризов внезапных – раз! – и что делать с недостроенным жильём? То есть уже будет потихоньку готова и площадка, и направления, и заранее с властью проработаны эти вопросы – и с местной, и, если нужно, с властью региона.

    Куда несли деньги российские граждане в 2018 году

    Рост числа привлеченных банками средств от населения свидетельствует, что граждане России в целом продолжают доверять национальной банковской системе. И увеличение количества отзывов банковских лицензий, а также экономические санкции в отношении российских банков на это не повлияли.

    Вероятно, это результат работы системы страхования вкладов. Население верит, что свои средства можно будет вернуть, даже если банк «лопнет». На эту веру работает также отсутствие за последнее время громких скандалов с невозвратом средств вкладчиков разорившихся банков.

    По сути, из подобных случаев на ум приходит только конфликт между частью вкладчиков разорившегося банка «Югра» и Агентством по страхованию вкладов. Но даже в этом случае граждане видят, что вкладчикам было выплачено 173 млрд рублей, что кстати является самым крупным страховым случаем в истории банков РФ.

    В связи с этим интерес вызывает новый законопроект, внесенный в ГосДуму, и по которому планируется изменить очередность удовлетворения требований при банкротстве банка. По проекту закона требования АСВ отправят во вторую очередь, вместо существующей первой. В свою очередь, требования вкладчиков-физлиц будут включены в первую очередь. Право требования будут иметь граждане, сумма вкладов которых превышает сумму гарантированного возмещения – 1,4 млн рублей, но не превышает 10 млн. рублей.

    По этому законопроекту есть различные мнения, но безусловно, он увеличит доверие населения к банкам, что повлечет за собой увеличение количества вкладов.

    Структура и объем государственного долга субъектов РФ в марте 2019 года

    Проблема долгов субъектов РФ, является частью общего вопроса о комфортности ведения бизнеса в РФ. Именно об этом говорил Президент России Владимир Путин в своем последнем обращении к Федеральному собранию, когда призывал правительство страны улучшать качество национальной юрисдикции.

    Региональные власти должны стараться создавать условия для роста экономической активности в своих регионах, а не создавать дополнительные препятствия для ведения бизнеса в стране. Это приведет к увеличению налоговых отчислений в бюджеты субъектов РФ, а значит к сокращению долгов субъектов.

    На долю федеральных властей ложится та же задача, но в масштабах всей страны. Требуется изменения в законодательстве, чтобы компаниям было комфортно вести экономическую деятельность в России. Например, стоит задуматься о том, как создать действующие механизмы по работе с проблемными активами, которые бы способствовали решению проблемы бесконтрольного роста просроченной задолженности в стране. Сейчас, в условиях затрудненного доступа к иностранным кредитам, России нужно сосредоточиться на поиске внутренних резервов для наполняемости бюджетов и сокращения долгов субъектов РФ, и решение проблемы роста «токсичных» активов это одна из важнейших задач на этом пути.

    Матвиенко и Набиуллина выступили против МФО

    Это не первое предложение, когда микрофинансовые организации в РФ хотят ограничить. Существуют даже предложения и вовсе запретить МФО в России. Почему так происходит? Дело в том, что в России сложилось крайне негативное отношение к подобным кредитным организациям.  Мы постоянно слышим о случаях сокрытия кредитором существенной информации при выдаче кредита, а также об агрессивном поведении кредитора при возврате кредита.

    Конечно, можно запретить МФО. Однако, даже если так сделать, то потребность в деньгах у людей не исчезнет. И появятся частные теневые ростовщики, как в 90-е, которые также будут кредитовать население «легкими» деньгами. Поэтому, МФО не запрещать нужно, а заставить их ответственно относиться к выдаче кредитов.

    Я в принципе считаю, что одна из причин роста долгов граждан в том, что в России пока не сформировалась кредитная культура. Это как раз то, о чем сказала глава Совета Федерации, что люди берут кредит, не вдумываясь в условия.  Замечу, что Центральный банк сейчас активно ведет просветительскую работу в этом направлении. Пока же, ситуация такова, что в стране 57% невозвратов по кредитам. И получается, что добросовестные должники платят за всех, т.к. МФО вносят в свои процентные ставки по кредиту риск невозврата.

    ФНС составила рейтинг СРО и арбитражных управляющих за 2016-2018 годы

    Первый подобный рейтинг ФНС России опубликовала еще в октябре прошлого года. Тогда профсообщество неоднозначно восприняло его результаты. Дело в том, что к созданию рейтинга профсообщество арбитражных управляющих не привлекалось. Поэтому были сомнения в его объективности, так как он мог не учитывать ряд важных параметров. Кроме того, профсообществу не была раскрыта система присвоения баллов, коэффициентов по тому или иному критерию.

    Как видим, фундаментальные проблемы рейтинга были не устранены. Например, на прошлогоднем Уральском форуме арбитражных управляющих победителями в номинациях «СРО года» стали совсем не те организации, которые сейчас возглавляют рейтинг, составленный ФНС. Вероятнее всего, так происходит потому, что арбитражные управляющие к составлению рейтинга по-прежнему не привлекались. Хотя, на мой взгляд, это было бы правильно.

    Автомобильный бренд Ford покидает Россию

    В принципе, было понятно, куда приведет Ситуация с Ford раньше или позже. Если динамика продаж машин отрицательная и спрос падает, раньше или позже с заводом это бы случилось. Теперь он может быть продан за небольшие деньги, потому что действующее производство действительно стоит больших денег, а по сути полупустующая площадка уходит всегда за бесценок

    Опять задержали зарплату: самые неблагонадежные регионы страны

    Большинство невыплат зарплат связано с отсутствием у предприятий собственных средств. Это, в свою очередь, может быть связано с долгами предприятий: дебиторской задолженностью или задолженностью перед кредиторами. Но наличие долгов не является неразрешимой проблемой, так как большинство из них можно взыскать, было бы желание. Таким образом, я вижу одним из способов решения проблемы невыплат зарплат – направление усилий предприятий на взыскание долгов. Однако не каждая фирма имеет ресурсы для эффективной работы в этом направлении. В таком случае следует обратиться к юридическим консультантам.

    Интервью с Иваном Рыковым. Частные взыскатели помогут ФСПП

    Я считаю, что с появлением такого важного звена, как частные приставы, мы можем получить обновление отрасли и всплеск интереса к совершенно новой профессии, а значит, увидим новые данные статистики, которые не будут навевать печальные мысли о долговом кризисе.

    Почему «Мечел» продаёт активы?

    У Мечела, как и многих игроков рынка, наблюдаются временные проблемы с платёжеспособностью, так как подошли сроки платить по своим кредитам. Это нормальная ситуация для любого предприятия, поэтому Мечел продаёт часть своих наименее рентабельных активов для того, чтобы погасить свою кредиторскую задолженность.
    Утверждать, что нет никакого риска, связанного с подачей кредиторами заявления о банкротстве, мы не можем. Мы видим, что последнее время подаются заявления о банкротстве в отношении и других гигантов. Сейчас хорошее положение на рынке и известность компании не гарантирует, что кто-то из кредиторов (особенно банков) не подаст заявления о банкротстве. Банки тоже научились считать деньги и прибегают зачастую к крайним мерам, чтобы вернуть их обратно.

    Возврат к списку