Кирилл Малиношевский

Старший юрист практики разрешения споров TAXmanager

Старший юрист практики разрешения споров TAXmanager; Член Президиума Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами; Член Экcпертнo-кoнсультативного советa в Совет Федерации

Комментарии на портале:

С должников будут взыскивать больше средств из-за инфляции

На мой взгляд, право «справедливости» смягчает излишнюю суровость позитивного права (суровость является характерной чертой нашей судебной системы при разрешении некоторых категорий споров), разрешая судам более гибко использовать собственную точку зрения (судебное усмотрение) и применять правосудие в согласии с естественным правом.

Глава Совета судей РФ Виктор Момотов неоднократно заявлял, что: «Право не должно и не может быть казуистичным: законодатель не успевает уловить все общественные изменения и оперативно реагировать на них, принимая новое правовое регулирование. Чем богаче общественная жизнь, чем свободнее человеческая инициатива, чем многообразнее конфликты, тем больше будет судейского усмотрения, так как никаких законов не хватит, чтобы охватить всё разнообразие жизненных ситуаций».

Однако в реальной жизни мы не встречаем: ни гибкости судебной системы, ни адекватного судебного усмотрения, а только казуистику, бюрократизм и полное нежелание судей «мыслить» независимо.

А ведь судейское усмотрение - это признак развитого правопорядка и необходимый институт, позволяющий применять абстрактные правовые предписания к конкретным жизненным ситуациям. Оно связано с возможностью выбора в условиях альтернативы.

В суды вызовут через Интернет

Внесенные Минюстом предложения являются оправданными и идущими в ногу со временем, так как проблема своевременного извещения сторон о дате и времени судебного заседания существовала всегда. Зачастую, судебные повестки (извещения) либо вообще не приходят, либо приходят с большим опозданием, что создает дополнительные проблемы для сторон судебного процесса.
Информация по делу на сайтах судов общей юрисдикции также публикуется не всегда корректно, поэтому предложенные новеллы, в случае их принятия, должны значительно структурировать механизм извещения участников процесса.
Получение судебного акта в судах иногда вообще превращается в процедуру «танцев с бубнами» вокруг персоны помощника судьи или секретаря судебного заседания, на которую приходится тратить достаточно большое количество времени, поэтому идея дополнительной отправки копий судебных актов через портал Госуслуг значительно упростит эту процедуру, сбережет время и нервы многих судебных юристов и их помощников.
Безусловно, предложенные изменения должны поспособствовать ускорению рассмотрения дел в судах, а также минимизировать количество случаев злоупотреблений. Однако арбитражные суды уже давно решили большую часть данных проблем путем использования официального сервиса kad.arbitr.ru (Мой Арбитр), на котором своевременно публикуется вся необходимая для участников процесса информация по делу.
Возможно, при разработке данных поправок не стоит забывать об удачном опыте арбитражной системы и сервиса kad.arbitr.ru, который хорошо себя зарекомендовал на практике.

Новый закон о банкротстве может появиться весной

Вице-премьер Андрей Белоусов называет данные изменения реформами, Минэкономразвития и ФНС называют данный процесс поправками в действующий закон, однако изменения настолько глобальны, что данную инициативу можно смело считать новым законом о банкротстве.
Это фундаментальные изменения всего института банкротства в РФ. Если данные изменения будут приняты (теперь в этом уже не приходиться сомневаться), то расстановка фигур на доске банкротства кардинально поменяется, а некоторые фигуры так вообще могут выпасть из игры.
Смущает усиливающаяся роль ФНС, чрезмерно жесткая ответственность Арбитражных управляющих и СРО, притом, что уровень вознаграждения АУ явно может стать меньше.
Если проанализировать последнее интервью заместителя главы ФНС Константина Чекмышева, то прослеживается явно «агрессивная»  риторика службы в отношении арбитражных управляющих.
По его словам главный «враг» устаревшего института банкротства (который, по мнению ФНС уже не отвечает современным реалиям) - это «схемы» и арбитражные управляющие, которые их реализуют на практике, для того, чтобы в первую очередь вывести активы компании с минимальными потерями для бенефициара.
Мнения экспертов «банкротного сообщества» по данным поправкам сильно разделились, кто-то считает их панацеей, а кто-то предрекает полный крах. Среди этих мнений (как с одной, так и с другой стороны) присутствовали здравые идеи и инициативы, все-таки практический опыт дает более глубокое понимание вопроса, чем анализ сухих данных в кабинетах чиновников.
Но законодатель по большей части остался глух к мнению экспертного сообщества, к чему это может привести, скорее всего, мы сможем оценить в самое ближайшее время, а именно весна-лето 2021 года.

Главное за неделю: расширение «субсидиарки» и ужесточение налоговой политики

Не стоит забывать, что часто в делах о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности «основным» кредитором выступает ФНС, а с этими ребятами шутить не стоит. Их ресурсы и возможности реально позволяют «испортить жизнь» многим руководителям, причем даже разумным и добросовестным.
Но чаще всего, основной проблемой в таких спорах является то, что привлекаемые к субсидиарной ответственности лица занимают пассивную процессуальную позицию «как страус прячут голову в песок», а это, как правило, приводит к тотальному поражению.
Это связано с особенностями распределения бремени доказывания в данной категории дел. По общему правилу, заявителю достаточно обосновать разумные подозрения в недобросовестности контролирующего лица. После этого, бремя доказывания переходит на ответчика.
А когда ваш оппонент ФНС, то суды с еще большим доверием будут относиться к правовой позиции налогового органа, чем какого-то по их «уже немного предвзятому мнению» явно «нечистому на руку» руководителю какой-то там «технички». Такая уж «проналоговая политика» судов.
Не верите, тогда открываем статистику о привлечении к субсидиарной ответственности на «Федресурсе», актуальную судебную практику в «КонсультантПлюс» и начинаем утирать «горькие слезы», ведь все «розовые мечты» сразу же разобьются о жестокие скалы судебной реальности.

В России заговорили об упразднении ИП

Не очень согласуется с сегодняшними высказываниями Главы Федеральной налоговой службы, я думаю после таких заявлений руководителя налоговой службы интерес к ИП не угаснет.
Глава ФНС России Даниил Егоров выступил на сегодняшнем заседании Совета Федерации (10.02.2021).
В своем выступлении руководитель ФНС указал, что ФНС России намерена упростить получение статуса индивидуального предпринимателя (ИП) по аналогии со статусом самозанятого.  Процедура будет занимать несколько минут.
- «Мы сейчас готовим решение, которое упростит вход в статус индивидуального предпринимателя, близкий по входу, как это реализовано на налоги на профессиональный доход (самозанятых), где это займет несколько минут», - сказал Егоров на заседании. Он отметил, механизм, введенный при регистрации самозанятых, уже доказал свою эффективность.
Кроме того, Егоров анонсировал скорый запуск автоматического имущественного и инвестиционного вычета по налогу на доход физических лиц (НДФЛ).
- «С марта мы готовы, уже полностью оттестировали систему, приступить к автоматическому вычету имущественных и инвестиционных вычетов», - сказал Егоров, напомнив, что соответствующий законопроект сейчас рассматривается в третьем чтении в Госдуме.

Также комментировал материалы:

С должников будут взыскивать больше средств из-за инфляции

Минюст РФ внес на общественное обсуждение законопроект, предлагающий проводить индексацию сумм, ранее взысканных через суд, в случае, если должник длительное время не погашает задолженность. Размер надбавки будет определяться индексом потребительских цен на конкретный временной период. Поправки будут внесены в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Возврат к списку