Наталья Шилова

Руководитель направления экономических экспертиз и финансового анализа ООО «Инвест-аудит»

Общие сведения:
Образование - экономический факультет Высшей школы экономики (Пермский филиал).
Опыт работы в сфере бухгалтерского учета и аудита более 15 лет.

Компетенции:
Сопровождение процедур банкротства юридических лиц
Финансово-экономические экспертизы
Бухгалтерская экспертиза
Налоговая экспертиза

Общественная деятельность:
Спикер конференций Пермского государственного национального исследовательского университета и Профессионального союза налогоплательщиков

Комментарии на портале:

Права конкурсных управляющих – быть или не быть: предложения Госдумы и Правительства РФ негативно воспринимаются экспертами

Честно говоря, странная схема финансирования процедуры - СРО как известно предпринимательской деятельности не ведет и доходов от неё не получает. Оно живет за счет средств самих арбитражных управляющих. Если СРО должно будет платить ежемесячные взносы в Фонд поддержки внесудебного банкротства граждан, то это средства самих же управляющих. То есть управляющие платят сами себе?! Очень смахивает на круговую схему движения денег.

Это было бы конечно очень смешно, если бы не было так печально. Институт банкротства граждан инструмент конечно относительно новый, но зачем же так его популяризировать. Доля возвращенных кредиторам средств стремиться к нулю, тогда как требования кредиторов, наоборот, растут от процедуры к процедуре. Инициатива крайне сомнительная и непродуманная, на мой взгляд.

Должностная инструкция защитила руководителей от субсидиарной ответственности

Еще одно доказательство того, что мелочей в документообороте компании не бывает. И именно такие мелочи могут повлиять на исход дела. Кадровые документы - это брешь в системе документов. На практике их оформление осуществляется по остаточному принципу, за исключением пожалуй крупных компаний, в которых есть кадровая служба. Там, где кадрами занимаются "по совместительству" бухгалтерия или секретарь, порядка как правило нет. А когда начинаются суды и налоговые проверки нужно быстро документы оформить, но!!! экспертизу на давность они не выдержат.

Давность и добросовестность: конкурсный управляющий не смог привлечь руководителя «Автоперевозчика» к субсидиарной ответственности

Вопрос субсидиарной ответственности стал просто "хитом" в банкротных делах. Привлекают всех и вся. Самое интересное, что раньше так интересы кредиторов суд не отстаивал. Практика же последних двух лет говорит о том, что суд перешел все чаще и чаще встает на сторону кредиторов. Тем более если это касается долгов перед государством. С одной стороны это конечно хорошо, поскольку процент погашения требований кредиторов ничтожен по сравнению с объемом долгов. А с другой, иногда границы лиц, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности становятся сильно размытыми. Хотелось бы конечно верить в добросовестность с обеих сторон баррикады банкротства, но паритета интересов в данном случае достичь крайне сложно. А директору в данном случае повезло, что срок исковой давности истек, иначе не миновать ему обязательств по субсидиарке, которые даже при личном банкротстве никуда не денутся. Потому что формальные признаки неплатежеспособности всё чаще становятся основанием для "субсидиарки".

Станет ли «Utair» банкротом?

Анализ отчетности Utar за 2018 год и за 1 квартал 2019 года, которая опубликована на сайте компании, показал, что финансовое положение перевозчика оставляет желать лучшего.  Собственные средства компании отрицательны, это говорит о том, что она не сможет погасить все свои обязательства даже за счет продажи всех своих активов. Деятельность Utair убыточна, причем уже на уровне валовой прибыли, что также негативно влияет на финансовое положение.

Проценты к уплате только за первый квартал 2019 года составили около 888,5 млн рублей. То есть годовое обслуживание кредитных средств обходится Utair более чем в 3,5 млрд рублей. Это подтверждается данными «Отчета о финансовых результатах за 2018 год», в котором соответствующий показатель составил - 3,6 млрд рублей.

Следует отметить, что в 2018 году большая часть долгосрочных кредитных обязательств «перешла» в раздел краткосрочных обязательств. На 31.12.2018 года размер краткосрочных кредитов составил 67,7 млрд рублей, что в 6 раз превышает кредиторскую задолженность. В связи с этим можно отметить, что при наличии оснований, указанных в законе «О несостоятельности (банкротстве)» и принятии соответствующих решений со стороны банков, последние могут инициировать введение процедуры банкротства даже на таком крупном предприятии со всеми вытекающими последствиями. Плюс ко всему банки при подаче заявления о признании перевозчика банкротом могут подать заявление о принятии обеспечительных мер и попросту заморозить счета компании.
 
Что касается требований банка «Русь», то их намерения, скорее всего, являются инструментом влияния, не более того. Хотя в нашей практике встречались случаи, когда крупные компании «ломались» именно по причине того, что кредиторы с незначительными суммами начинали подавать заявления в суд о признании компании несостоятельной, и дальше включалась цепная реакция. Сбербанк и банк Россия, да и другие банки однозначно отслеживают появление подобных исков по своим крупным клиентам. Поэтому, на наш взгляд, руководству Utair следует задуматься о том, чтобы договориться с банками.

Положительных прогнозов финансового состояния компании на основании представленной отчетности сделать не удастся. Динамика показателей преимущественно негативная. Поэтому если просрочки по кредитам будут расти, и руководство перевозчика не сможет договориться с банками, банкротство будет вполне реальной перспективой.

Возврат к списку