Николай Скляров

Директор ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания"

Эксперт в области антикризисного управления.  Более 1000 проведенных арбитражных процессов. С 2010 г. по 2016 г. арбитражный управляющий. В настоящее время специализация компании правовая защита предпринимателей и сопровождение процедур банкротства. Работаем в Сибирском Федеральном округе

Комментарии на портале:

Детская проблема: в долгах по алиментам виноваты юристы, а государство хотят сделать посредником между родителями

Излишнее внимание  к  вопросу ответственности мужчин  в  межличностных отношениях в т.ч. в семейных рано или поздно  приведет  к трансформации семейных отношений в некие договорные.  Частью  вполне возможно будет обязательное согласие мужчины на зачатие женщиной  от него ребенка и соответственно только после этого принятие  всех последствий этого в т.ч. алиментных.  В гражданском браке  тем более.  Т.е. полная рационализация  интимной сферы и сферы чувственных отношений. Не очень хочется жить в таком обществе. Так же  как и не очень приятно жить  в обществе в котором  женщины пытаются решить  проблемы качества своей жизни  за счет  рождения  детей  не от любимого человека , а от  любого соответствующего  критериям обеспеченности. Но при капитализме другого не бывает. Самое сокровенное и сакральное  стало товаром.

«Центр санации бизнеса»: оздоровление предбанкротов посодействует развитию экономики РФ

Извиняюсь за резкое выражение, но это маниловщина в чистом  виде. Работать не будет по определению. Фактически предложена схема доверительного управления бизнесом.  В текущих рыночных условиях: без гарантированных рынков сбыта, без гарантии платежей  нет разницы  какая команда управляет  бизнесом.  Проблемы у подобного поверенного   возникают  с момента  когда  он становится  лицом, действующим от имени  санируемого предприятия. Даже у внешнего управляющего, по текущей практике привлечения к ответственности  за причиненные убытки, отсутствует  финансовый иммунитет за последствия  управленческих решений, то что можно говорить  о поверенном. Для него это  прямой и очень быстрый путь  к субсидиарной ответственности.  Без прямого включения санируемого предприятия в систему распределения (именно распределения ,а не торговой процедуры по ФЗ-223 или ФЗ-44) государственного заказа (аналогичного  госзаказу в системе производства вооружения) и соответственно  гарантированного рынка сбыта  восстановление финансов  предприятия невозможно. Но это  путь с другой  управленческой  вертикалью в котором нет места бизнес интересов доверительных управляющих (как бы они себя не называли).

Рано или поздно госаппарат  от регулирования  перейдет к прямому управлению, альтернативы нет. И целью профессионального сообщества должно быть формирование запроса именно на  создание новой системы государственного управления  проблемными  активами и включение  членов профсообщества в эту систему.

О чем не молчат данные банкротного сектора

Любые рассуждения о позиции Минэкономразвития, Арбитражных судов  и участников процедур банкротства  не имеют смысла в экономике долгов. Формально практически все хозяйствующие субъекты за исключением  привилегированных предприятий естественных монополий  имеют  просроченную задолженность  превышающую 3 месяца в суммах достаточных для возбуждения  процедур банкротства.  Экономика задыхается от постоянного снижения денежной массы и нерентабельной работы.

Долги банкротных предприятий уже с десяток лет не оседают  в карманах собственников или топ-менеджмента, а  распределяются  тонким слоем  между  всеми получателями  их продукции или услуг, а так же среди трудовых коллективов и как бы это нелепо не звучало -бюджета.  

А механизмом этого распределения  является:   необходимость выполнения общественно-необходимых функций при директивно установленных  и экономически необоснованных ценах,   проблемы с оплатой  санкционированных государством торгов по законам о закупках 44-ФЗ и 223- ФЗ, значительно возросшие затраты на управленческие и торговые процедуры и взрывной рост административных санкций. Арбитражные управляющие ближе всего  к негативным последствиям этого , но из-за  вовлеченности именно в последнюю стадию процесса и постоянный  поиск источников финансирования процедур  ими не всегда замечаются, а  иногда  и внутренне не принимаются   причинно-следственные  связи. Так как они сами поставлены в те же  самые условия выживания.  

Именно  перераспределение  ресурсов от их собственников в пользу неограниченного числа лиц в ходе осуществления  социально ориентированной деятельности  и приводит к невозможности  расчетов с кредиторами. К моменту процедур банкротства  отсутствует  база для  удовлетворения  требований. И чем быстрее  профессиональная среда арбитражных управляющих внутренне согласится с этим  и  и перестанет безоглядно  применять механизм субсидиарной ответственности,  тем  легче произойдет  переход к  модели банкротства по принципу "банкротство -защита должника от кредиторов". Возможно некой панацеей в сложившейся ситуации может выступить  единовременный зачет взаимных требований, как это осуществлялось  в середине 90-х. Но кардинально и это  ничего не поменяет.

Предприятие не имеет права вести деятельность с отрицательной рентабельностью  и отрицательным балансом денежных потоков. Но исключение  по названным основаниям  из хозяйственной жизни  субъектов экономики  к сожалению не приводит к оздоровлению, а чаще всего вызывает эффект домино в отрасли или смежных отраслях.

«Быть незаметными»: налоговая при Михаиле Мишустине

Надежды на  только технические способы  реализации  управленческих полномочий  без  учета  интересов  элитных групп, не реализуемы по определению. Новому Премьер-Министру предстоит  тяжелейшая работа по  нахождению изящного  компромиссного варианта или если не получится, то слому действующей управленческой парадигмы.  Реализация и послания  Президента и Национальных Проектов, а так же внешнее экономическое и геополитическое окружение требует уже не регулирования отраслей экономики, а прямого управления соответствующими  отраслями и временного приостановления действия значительного числа нормативных актов,  ограничивающих права государства  на названный метод управления. Все достижения  последних лет связаны именно с применением  "ручного управления", а не системного правового  регулирования  экономической жизни. Все попытки регулирования, идущие параллельно административно-волевому режиму ,  приводят  лишь к значительному  усложнению общественной  жизни и нагромождению трудно согласуемых правовых конструкций. Консолидированный общественный запрос , его же можно рассматривать  как  основной управленческий вызов - это  упрощение  общественной жизни и универсализм управленческих решений, интуитивно  понятный для всех участников  социума. Главе Правительства удачи как и всей его команде.

В частные руки и вперед: государственное имущество на выданье

С точки зрения пристроить активы в нужные руки -  замечательная инициатива, с точки зрения избавится от  содержания  низко-доходных, но социально-ориентированных  или выполняющих специальные функции предприятий,  так же замечательная инициатива, с точки зрения привлечения инвестиций абсолютно бесполезная. Рост  государства в ВВП,  о котором говорят  эксперты, это последствия роста  рабочих мест с бюджетным финансированием, распространение  на  бюджетные организации  правил исчисления  налогов, применимых в принципе только для небюджетной сферы и включения в расчеты  ВВП  сумм, оказанных государственных услуг.

По сути  это последствия манипулирования,  как учетными,  так и отчетными данными, а так же методами анализа.  Сам вопрос своевременности и необходимости  приватизации - это вопрос  не сферы экономики, а вопрос борьбы двух противоположных идеологических  направлений: консервативного, ориентирующегося на суверенный путь и предполагающего контроль в т.ч. силовой за  базовыми отраслями экономики и либерального предполагающего отсутствие участия государства в собственности производственной сферы. Однако, Россия это не только  одна из самых богатых ресурсами  стран, но и прежде всего  северная  страна с очень дорогой инфраструктурой, содержание и развитие которой  возможно только путем  консолидации средств на государственном уровне и путем  создания вертикальной  системы непосредственного управления, а не только  регулирования. Нужно смирится  с фактом  необходимости государства содержать инфраструктуру, а для этого  со времен Петра Великого  лучше казенных предприятий   никто  не придумал. При этом коммерческие предприятия  могут  на равных конкурировать с  госсектором и это демонстрирует тройка  сотовых операторов.

В части инвестиционного климата  применимы следующие подходы: растет деловая активность внутри страны- инвестиции  придут  сами, придется их сдерживать,чтобы не перегреть экономику  снижается деловая активность- необходимо ограничить  доступ на  внутренний рынок  иностранных инвесторов в целях сохранения национальной предпринимательской среды. И в первом и особенно в втором случае речь идет о сдерживании внешних инвестиций в целях сохранения  возможности  развития  собственного человеческого капитала и соответственно суверенитета.

Индустриализация и переход на новый технологический уровень возможны только в эпоху протекционизма. Средств для инвестиций в  стране накоплено достаточно. Нет самого главного государственного заказа на создание же 100% государственного производственного сектора, основанного на заимствованных высоко-технологических решениях  прежде всего в сфере производства средств производства- базиса для дальнейшей модернизации и самостоятельного перехода на новый технологический уклад.

«Россия плавно движется к режиму с главенствующей ролью государства в экономике» – большое интервью Павла Пенкина о своей книге «Схемы больше не работают»

В принципе необходимо разделять предпринимателей на имеющих  четкую цель в создании  действующего бизнеса, направленного на  постоянное развитие и   зарабатывание прибыли, и не представляющие себе другого, так называемые "барыги по жизни"    и  на  "так  называемые"  предприниматели,  вынужденные заниматься  мелким бизнесом или оказанием услуг, только лишь потому, что не могут обеспечить  в соответствии со своей квалификацией трудовые отношения  в бюджетной сфере, сфере управления  или в  госкорпорациях.  Что для первых, что для вторых  усиление государства в экономике благо, а если произойдет чудо и  государство вернет себе и производственную сферу, создав на государственных предприятиях (подчеркиваю государственных,  а не с государственным участием)  25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест, то  "так называемые" предприниматели  с радостью переместятся во вновь открывшийся сектор экономики.  А для  первой категории предпринимателей   вернется  золотое время цеховиков и фарцовщиков.  Если же будет происходить дальнейшее сжатие предпринимательской среды, без создания  для высвобождающихся из нее  рабочих мест государством  это  рано или поздно приведет к упрощению общественной жизни, через ,  неуправляемый сброс накопленного негативного потенциала возможно по сценарию Украинского майдана.  Движущей силой будут именно предприниматели, и часто основным, но не совсем  осознаваемым желанием, будет просто  разрушение сложившейся системы власти до предельной степени  ее упрощения и до  возврата управленческих механизмов прямого действия.   Запрос в обществе ( в т.ч. в предпринимательской сфере)  на усиление государства в экономите существует , но это не запрос  на усиление регулятивных функций государства или усиление наказаний и тем более фискальных функций . Более важен запрос  на  возврат государства в производственную сферу и создание высокотехнологичных государственных предприятий  работающих на принципах государственного планирования. Но это уже совсем другая парадигма,  не совместимая с текущими общественными отношениями.  

Место силы: Москва «бежит» от остальной России

Самый главный вызов для российской государственности  это невозможность  на всей территории страны создать  условия жизни и хозяйствования  отвечающие  прописанным  законодателем  стандартам.  Закономерным итогом  становится консолидация ресурсов в отдельно взятом регионе или в  нескольких отдельно взятых.  Решения  этой проблемы в действующей модели  государственного устройства  не существует.  Путем  решения ее возможно  является отказ от Федеративного устройства в пользу унитарного государства  и включения  местных органов самоуправления в систему государственной власти и введение распределительной системы  бюджетов, основанной на выполнении программ  развития ( в нашем варианте нацпроектов).  

Бег с барьерами – что мешает экономике и предприятиям России уйти в светлое цифровое будущее

К сказанному  хочется добавить:
-существует колоссальный технологический разрыв между  программным обеспечением и исполнительными механизмами. Вся цифровизация заканчивается на уровне офиса.   Т.е. она   затрагивает только сферу управления но не опускает на уровень материальной технологии. Отрасль КИПовского оборудования, автоматизированных линий и станков  ЧПУ  в России перестройку не пережила.  Технологическое оснащение  подавляющего большинства предприятий относится к старому, до цифрового, укладу. Цифровизация преждевременная, она опережает технологический уклад и положительного эффекта принести не может, так ка фактически создает дополнительный  информационный поток  параллельный существующему и соответствующему старому технологическому  укладу. С этим  как раз и связано  увеличение бумажного документооборота. Приходится  постоянно  сверять цифровой поток  и создаваемые им модели с  фактически  существующим управленческим потоком данных,  основанном на старом технологическом укладе.  

Почти 2 млрд рублей на шестерых: «субсидиарка» грозит директорам «Управления механизации ТДС»

Рекомендую всем кто  пишет о субсидиарке к физическим лицам , возникающей из не оплаты  муниципальными  властями  принятых на себя обязательств провести предельно простой эксперимент:
1.Откройте картотеку  арбитражных дел  в поле сторона дела  ответчик введите по очереди слова: администрация,  правительство МБОУ, МКОУ, МБДОУ,  МКДОУ, КГБУЗ, ФГУП, МУП и введите период  календарный год. Фиксируйте  данные  по каждой выборке. Вы получите количество принятых исков связанных с неисполнением муниципалитетами и властями субъектов принятых на себя обязательств.
2. Затем  просмотрите общее количество принятых исков за этот же период.
3. Рассчитайте  удельный вес суммы выборок  по видам ответчиков  к выборке ко всем принятым  за этот же период  искам.  
Результаты  Вас неприятно удивят.  А затем  можете сделать выборку  на сайте Федерального казначейства в разделе "Взыскания на средства Федерального бюджета" по таким же категориям  ответчиков. Полученные данные Вас так же неприятно удивят.  Результатами Ваших рассуждений скорее всего  станут два вывода:
-если вы радикал вы придете к выводу:"к субсидиарной ответственности необходимо привлекать  всех от кого зависит  финансирование  государственных и муниципальных закупок (руководителей администраций, правительств субъектов РФ ,министров финансов или председателей комитетов по финансам  субъектов РФ, министра финансов РФ";
-если не радикал ваш вывод будет мягче: "приостановить действие института субсидиарной  ответственности в банкротстве и использовать иные  механизмы  в т.ч. уголовного характера для пресечения  явно преступных действий руководителей и собственников предприятий любых форм собственности".
Страх перед субсидиарной ответственностью, страх  перед принятием  института длящегося правонарушения в отношении налоговых правонарушений, не адекватные размеры штрафов в отношении юридических лиц, не учитывающие объемные показатели бизнеса, многочисленные  факты  невыполнения государственным и  муниципальным заказчиком обязательств по оплате, социально ориентированная, но экономически необоснованная  тарифная политика властей субъектов, это факторы приводящие к  стагнации и сворачивания активности   в сфере малого и среднего бизнеса.  При наличии  достаточного количества рабочих мест в бюджетной сфере и в сфере  государственных монополий. этот процесс пошел бы лавинообразно. Так же сдерживает лавинообразное  сворачивание деловой активности  в сфере малого и среднего бизнеса  цена выхода из бизнеса,  Основная часть предпринимателей осознала что цена выхода из бизнеса  превышает стоимость чистых активов и они физически не имеют средств для  компенсации этого превышения и вынуждены продолжать свою деятельность просто оттягивая неминуемое.

Убийства, угрозы, преследования: методы работы китайских коллекторов

Учится надо у Поднебесной. Абсолютно здравое использование технологий и абсолютно правильно понимаемое  эксклюзивное право государства на насилие. Отношение к коллекторам как к ОПГ - это закономерный процесс в сильном государстве. Так же как и негативное отношение к любым частным военизированным формированиям. Нельзя передавать государственную функцию  в частное использование. Рано или поздно подобные структуры, даже если и создавались первоначально с благой целью, перерождаются в жестко структруированные организации, отстаивающие свои денежные а затем и политические интересы любой ценой и любыми способами. И в этот момент управлять их деятельностью не сможет ни одна из ветвей власти. Пресечь может быть, но управлять - никогда, т.к. они идеологически выросли из культа насилия и понятийного понимания мира.  

Банк «Югра» будет проходить конкурсное производство до апреля 2020 года

Проблема АСВ в том, что  персональный состав сформирован из сотрудников никогда не занимавших даже средних позиций в иерархии кредитных организаций. Получая контроль над кредитными портфелями  банков банкротов, он не обладают ни  практическими навыками  работы  с  активами банков, ни  необходимым кругозором  отраслевых бизнес течений. А самое главное у сотрудников АСВ отсутствует внутренние  принятие права хозяйствующего субъекта (в рассматриваемом случае банка) на  применение главы 26 ГК РФ "Прекращение обязательств ".  Весь процесс  управления активами  действующей кредитной  организации строится именно на применении всех возможностей  предоставленных   ГК РФ .  И кредитный портфель представляет на самом деле  сложный симбиоз различных финансовых и правовых  инструментов, не сразу видимых и не всегда очевидных способов хеджирования рисков, а так же формальных и неформальных  отношений  руководства банка с  базовыми  клиентами и собственниками кредитной организации, а иногда и с властями субъектов РФ.   Сотрудник  АСВ. не имея опыта практической работы   в сфере принятия решений,  принимая в управление кредитный портфель банка, никогда  не  увидит ни  логики его  формирования , ни тех  взаимосвязей и инструментов хеджирования,  которые  позволяли управлять  активами банка. Соответственно  действия АСВ при банкротстве банка это не прецизионная хирургическая операция направленная на сохранение активов и расчет с кредиторами, а часто действия, напоминающие поведение слона в посудной лавке. Хотя и выполняемые  в рамках закона и должностных регламентов АСВ. Но кредиторам   банка  банкрота нужен возврат  денежных средств,  а не  формальное соблюдение закона. Проблема системная для РФ, и не только в банковской сфере. Корень ее - имитация уполномоченными органами   процесса управления при фактическом  выполнении статистической функции.

Эндопротезы не выдержали налоговую нагрузку

Мы сами смотрели на эту сферу деятельности с точки зрения реализации подобного проекта и она нам  близка, т.к. мы ее прорабатывали с технологической точки зрения. Это самое перспективное направление, мешает  только коррупционная  составляющая закупок  аналогов у зарубежных поставщиков.
По обсуждаемой теме: идеальный вариант прямой  выкуп государством  этого предприятия и создание на его основе ФГУП или  интеграция имущественного комплекса и коллектива в  действующее государственное предприятие ортопедии Новосибирской области.
Подача заявления   о банкротстве со стороны налогового органа  к предприятию с  колоссальным  потенциалом и колоссальной инновационной составляющей   говорит  прежде всего о полном отсутствии  у  областной и городской власти  контроля  над действиями  МИФНС и полной самостоятельности  деятельности фискального органа, а так же  о независимости принимаемых им решений  от любых обстоятельств  хозяйственной и общественной жизни  региона.  Встает закономерный  вопрос: а принимает  ли региональное подразделение ФНС  участие в системе  управления субъекта РФ? И кто будет нести ответственность за негативные результаты  конфликта  интересов инновационного развития  с фискальными запросами?
Безусловно вопрос должен решаться  не через процедуру  банкротства, а через систему  государственной поддержки инноваций.  

Искажение реальности или что на самом деле стоит за «успехами» СРО

Крайне неоднозначная тема. С моей точки зрения  СРО это рудимент  феодального строя, некий аналог цеховой организации профессионального сообщества. Превозносить  подобную форму профессиональной организации  как прогрессивную  это по меньшей мере  как  идти против  прогресса. За внешним оформлением идеи СРО стоит примитивная суть : переложить ответственность  государства за выполнение одной из функций управления (правоохранитеьной)  на некие  коллективы с общинной ответственностью.  Если вспомните  классическую  структуру правоохранительных органов, то в ней как, органическая часть,  присутствуют: нотариусы, адвокаты, и конечно арбитражные управляющие.  Все они часть правоохранительной системы. Правоохранительная система не может финансироваться ни из какого источника кроме  государственного. СРО  в сфере арбитражного управления и форма работы арбитражного управляющего - частная практика -  это прямое  нарушения монополии  государства на применение властных полномочий в сфере экономики и общественной жизни.  Арбитражные управляющие  должны быть безусловно государственными служащими. Институт  СРО мягко говоря не соответствует  ни целям государства  ни общественно политической формации. На практике  СРО превратились  в  форму монетизации полученного  СРО  права назначения  арбитражных управляющих на процедуры  и  монетизации процесса  аккредитации привлекаемых для целей процедур банкротства  организаций:  оценочных компаний, организаторов торгов, страховых компаний и т.д.  

«Неприкасаемые»: новая инициатива Росреестра об освобождении чиновников от «субсидиарки» спорно оценивается экспертами

 Инициатива в ключе последних трендов на создание новой аристократии из высшего чиновничества.

 Однако проблема значительно сложнее.Тема субсидиарной ответственности применительно к процедурам банкротства требует научных исследований о последствиях применения субсидиарной ответственности и одновременного влияния применения института субсидиарной ответственности на деловую активность и деловую среду РФ. Не решенным в РФ является самый главный вопрос: банкротство это защита должника от кредиторов или защита кредиторов от должника, или это наказание руководителя и собственника должника за проблемы кредиторов и уполномоченных органов?

В настоящий момент в правоприменении преобладает вторая и третья позиция. Логическим следствием является жесточайшая позиция контролирующих органов по вопросу субсидиарной ответственности руководителей и собственников предприятий должников. При подобной практике исключение из числа лиц которых возможно привлекать к субсидиарной ответственности государственных и муниципальных чиновников это прямое нарушение конституции. И возможно только перенесение на чиновников бремени ответственности за принимаемые решения остановит практику возложения ответственности на руководителей хозяйствующих субъектов.

«Тайный заговор» ЦБ РФ или зачем регулятор закрывает банки?

Ликвидация банков это закономерный процесс для ограничения инфляции и для накачивания ресурсной базы контролируемых государством банков.

Причина до предела банальна: монопольное положение на рынке позволяет всегда иметь конкурентное преимущество. Хотя и реальных оснований для закрытия банков по экономическим основаниям предостаточно: краткосрочными кредитами пытаются кредитовать долгосрочные проекты субъектов экономики. Эта проблема существовала и в 90-е и в 2000-е , ничего не изменилось и сейчас.

Проблема "обналички" не проблема банковской системы, а проблема администрирования фактов хозяйственной деятельности контролирующими органами. Закрытие кредитных организаций по основаниям недостаточного исполнения ФЗ 115 "О противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма" это проявление беспомощности и ФСБ и ЦБ РФ , т.к. это означает что абсолютно не работает организованная названными организациями система внутреннего контроля.

Возврат к списку