Павел Пенкин

Член Комиссии по финансовой безопасности Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике

Член Комиссии по финансовой безопасности Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

Входит в TOP-10 налоговых консультантов России согласно авторитетному рейтингу ИД «КоммерсантЪ» в 2017 году.

Старший партнёр антикризисной юридической компании «Рыков групп»

Эксперт по профилактике налоговых рисков и защите активов.
Соавтор проекта #СХЕМЫБОЛЬШЕНЕРАБОТАЮТ.

Советник государственной гражданской службы.

Муниципальный советник.

Автор книги "СХЕМЫ БОЛЬШЕ НЕ РАБОТАЮТ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО СНИЖЕНИЮ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ" 2019 год.

Комментарии на портале:

Бизнес не выдержит давления: предложение Минфина вынудит МСП уйти в тень или вовсе закрыться

В условиях экономического кризиса уничтожать МСП это «хороший тон» Минфина РФ. Любые подобные инициативы лежат вне здравого смысла базовых канонов микро- и макроэкономики.
Практика показывает, что наоборот стоит стимулировать этот сектор, потому что именно там рождаются самые креативные идеи. Прежде чем увеличивать страховые взносы, без привязки к каким-либо индикаторам, которые способны обеспечить экономическую корреляцию, стоит провести детальную аналитику. Наверно, этот как раз тот случай, когда «семь раз отмерь – один раз отрежь».
Сейчас действительно сложнее уйти в тень. ФНС России присматривает за всеми. И получается, что весь креатив МСП, который мог бы быть направлен на благо региональной, например, экономики, будет направлен на поиск новых способов ухода в тень.

Ищите инвестора: зачем АСВ нужны партнеры по взысканию долгов

АСВ из реального инструмента, способного генерировать доход от привлечения лиц контролирующих деятельность банков с отозванной лицензией, к ответственности по долгам, – превратилось в управляющую компанию, которая занимается привлечением сторонних организаций, способных действовать эффективно и добиваться реальных результатов. Но недостаточно просто просудить долг, нужно обеспечить поступление денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
В перспективе – стратегические партнерства, это те, которые покроют убытки АСВ ввиду его неэффективности.
В части банковской субсидиарки, даже несмотря на положительную практику денежных средств в конкурсную массу вернуть удается не так много. На мой взгляд – институт себя исчерпал, на замену ему необходимо придумывать новую структуру, которая будет интегрирована в банковский сектор и будет управляться может быть даже банковскими структурами, саморегулирующимся обществом. АСВ – банкрот, выражение фигуральное, но прямо отражает положение дел компании, которая превратилась в бюрократическую машину и с которой работать крайне неудобно.

Заражение оптимизмом: эксперты прокомментировали борьбу правительства с последствиями коронавируса

Ситуация складывается удивительная – поправки в конституцию, обнуление президентских сроков, мировой кризис в решительной стадии – ещё и коронавирус.
С одной стороны, это растущие акции ритейлеров, которые снимают сливки с возросшего спроса на товары отдельных категорий, с другой стороны – падение продаж туроператоров и перевозчиков, потери ресторанов и ТРЦ.
Сказать однозначно, как вирус повлияет на экономику мира в целом, сложно. Одни зарабатывают – другие несут убытки. Это рынок и его механизмы, выводы будем делать по истечении времени. Очевидно, что малый и средний бизнес пострадает больше всех, а государство скорее поддержи крупные системообразующие предприятия и холдинги.
Очевидна всеобщая паника, которая связана с человеческим фактором. Здесь должны действовать правительство и ЦБ, чтобы спекулятивный «пожар» совсем не разбушевался.

Уничтожая нишу: поправки к закону «О банкротстве» могут лишить АУ конституционных прав

Общая тенденция рынка банкротства такая же как тенденция экономики в целом. Любой сектор сейчас контролируется государственными холдингами и корпорациями. То же самое законодатели хотят плавно сделать и со сферой услуг. Рынок банкротств всегда был лакомым куском для всех конкурирующих группировок. Если в цивилизованных странах – это переход активов от неэффективного собственника к эффективному, то у нас – передел собственности и высокорентабельных активов.
Собственно, по этим изменениям мы видим больше не практический, а теоретический подход, и «он тащит» нас к монополизации крупными игроками, которые будут все контролировать сверху (зримо или незримо).
Второй момент – это явный отбор угодных арбитражных управляющих и отсев неугодных. Очень дискуссионная тема, ведь эффективность проведения процедуры банкротства в меньшей степени зависит от арбитражных управляющих и в большей – от игроков, которые учувствуют в той или ной процедуре, тех кредиторов, которые включены в реестр требований.
Мы видим очередную попытку государственных и окологосударственных деятелей взять ситуацию под чуткий контроль. Снова подкручивать гайки там, где нужно и наоборот.
Если поправки в закон пройдут в этом ключе – о конституционных правах арбитражных управляющих говорить, не приходится.

Бюджетный дефицит: из-за низких цен на нефть и коронавируса Россия ушла в минус на 272 млрд рублей

Стало уже очевидно, что действовавшая до выхода стран из сделки ОПЕК по добычи нефти система не является совершенной, и Россия в этой системе наиболее уязвима. В свете последних событий, когда весь мир ополчился на Россию время играет против. И видно, что в рамках такой системы для страны отведено место сырьевого придатка и сейчас нам в очередной раз на него указывают.
В этой связи, если наши управленцы не предложат креативные варианты решения проблем, не пересмотрят отношение к бизнесу внутри страны во время начавшегося кризиса, то он может выкосить базисы и драйверы роста страны, которая еще учится основам рыночной экономики.
Я не верю в то, что старыми мерами можно решить текущие проблемы экономики России в целом и какими-то иными инструментами, кроме нефти, влиять на ситуацию.

Нефтяное дежа-вю: Эр-Рияд действует по сценарию, завершившемуся развалом СССР

Боюсь, что за 35 лет, которые прошли с последней атаки саудитов на СССР, наши «управленцы» так ничего и не поняли, и, на первый взгляд, не научились нивелировать их последствия.
Очевидно, что натиск стран ОПЕК в плане дешевой нефти – это продуманная политика, которая ведет к дестабилизации ситуации внутри России. Это очередное доказательство того, что никакой протекционизм экономику страны спасти не может. Везде все взаимосвязано, мы – лишь звено в крупной мировой торговой цепи, и правила поведения внутри этой системы, к сожалению, диктуем не мы.
Все что можно было сделать за прошедший период – это научиться не зависеть от подобных ситуаций и строить экономику, которая была бы не то что диверсифицирована, но менее волатильна по динамике мировых цен на нефть. Только в этом случае мы были бы лишь наблюдателями, а не активными участниками дестабилизации мировой экономики.
Остаётся надеется, что из этого сложно урока стране и управленцам удастся извлечь правильный урок, сделать серьезные выводы и, может быть, обезопасить следующие поколения от нефтяных атак.

Внесудебное банкротство граждан нарушает Конституцию: эксперты раскритиковали предложенный законопроект

Я неоднократно высказался ранее относительно законопроекта об упрощенном банкротстве граждан. На самом деле единственное, что я могу добавить, это то, что государство активно идёт в новый политический цикл. Полагаю, стоит смириться с тем, что некоторые решения сейчас пойдут вразрез с интересами бизнеса и некоторыми основами здравого смысла.

Подозрительных операций по отмыванию денег стало меньше: итоги работы Росфинмониторинга в 2019 году

Из доклада Росфинмониторинга я обратил внимание на 3 цифры. Согласно приведенной статистике, Службой пресечены незаконные действия в строительной отрасли. Общая сумма убытка оценивается в 750 млн. руб. Далее – нецелевое использование бюджетных средств Фондом развития промышленности (2,5 млрд руб.), по сути – коммерческий риск при финансировании реальных производственных проектов. И, самое, главное – вопросы пресечения коррупции, т.е. коррупционные схемы. А это не много не мало – 30 млрд. руб. Полагаю, эти цифры более чем красноречиво говорят о том, в каком государстве мы живём. 

В 2019 году Верховный суд рассмотрел 85 500 дел о банкротстве

Говоря о статистике дел, рассмотренных арбитражным судом в 2019 году, стоит отметить снижение их количества в сфере государственных и муниципальных закупок. Такие споры действительно влияли на предпринимательский климат и исполнение бизнесом встречных обязательств. Глобально неплатежи со стороны государственных заказчиков наблюдались в стройке, которая реагировала разорением компаний и проблемами с окончанием инфраструктурных проектов. Дополнительная нагрузка на бюджет состояла не только от недопоступивших в казну налогов, но и от просуженных пени и штрафов в пользу бизнеса. Увеличение количества банкротных дел, в т.ч. банкротство физиков – тенденция устоявшаяся. С этим ничего не поделаешь. Полагаю, действительно назрела необходимость сформировать институт, который занимался бы проблемами взыскания долгов. Нужно внедрять новые и более эффективные механизмы по предотвращению ситуации с замораживанием огромных денег в виде дебиторской задолженности. 

Семейное дело: как в России развивается фамильный бизнес

Мне не совсем понятна идея помогать исключительно семейному бизнесу в нашей стране, и я далек от мысли о том, что в той же самой Европе, в США, Австралии или Канаде, государство каким-то образом стимулирует семейный бизнес или предоставляет значимые преференции. Семейный бизнес у нас является малым и средним и едва заметен на фоне монополий и государственных корпораций. В этой связи скорее придерживаюсь мысли о том, что государству не стоит акцентировать внимание на семейном бизнесе, а заняться развитием малого и среднего бизнеса с участием сформированных институтов развития.

Нас ждет коммунальный коллапс: энергетики просят Правительство решить проблему с триллионными долгами за ЖКУ

Относительно письма энергетиков ситуация на самом деле прогнозируемая. Когда им «ударили по рукам» и законодательно запретили передавать долги коллекторам, то, по сути, заставили заниматься не своим делом. Взыскание долгов – это специфическая сфера. Сумма задолженности нарастает с каждым годом все больше и больше, следовательно, отмахиваться от проблемы уже нельзя и нужно что-то с этим делать. Очевидно, что без реформирования института взыскания ничего не получится. Каждый должен заниматься своим делом. Мне кажется, тема долгов уже настолько кричащая, что нужно формировать отдельную отрасль права, отдельные институты, который бы занимались непосредственно взысканием. В противном случае, огромные «долговые пузыри» просто начнут неконтролируемо лопаться, что, в свою очередь, крайне негативно скажется на экономике страны.

Воля банкрота: 70 тыс. россиян просили признать их несостоятельными

Рынок растит экономику потребления – люди хотят приобретать все больше новых товаров и новых услуг, которые становятся доступнее через сопутствующие сервисы. Но ведь кризис никуда не ушел, и реальные доходы населения увеличиваются мизерными темпами, а где-то даже и сокращаются.
Поэтому кредитная кабала, в которой оказывается большинство россиян, стремящихся не отставать от темпов потребления различных товаров – смартфоны, автомобили и т.д. – рано или поздно приводит к банкротству.

Кредиты в России все еще дорогие и банки активно их предлагают, пытаются максимально ссудить деньги, на фоне постоянного снижения процентной ставки Центробанком. Потому в ближайшем будущем я бы не прогнозировал снижение количества банкротств; цифры в статистике указаны абсолютно объективно.
К тому же сейчас мы входим в новый политический цикл – смена правительства, а также те приоритеты, которые обозначил Президент Федеральному Собранию – говорит о том, что всё-таки реальный доход населения должен подрасти.

Как это скажется на кредитоспособности населения и, соответственно, на статистике банкротств, нам остается лишь предполагать.

В России все-таки появится институт частных судебных приставов

Полагаю, что государственным ведомствам уже трудно игнорировать данные официальной статистики об эффективности работы службы судебных приставов в отношении корпоративных долгов.

И действительно, назрела необходимость в развитии частно-государственного партнерства именно в этом направлении.
Основная задача здесь – это разгрузить приставов от той категории дел, которыми они практически не занимаются. Как следует из статистики – на исполнительное производство у пристава уходит не более 40 минут.

Но в отношении корпоративных долгов, с учетом всех подводных камней, которые присутствуют в этом процессе – номинальные директора, фирмы-однодневки, розыск имущества и его арест – 40 минут - это просто нереально! Поэтому необходимость в частных судебных исполнителях действительно назрела. И поддержка органов государственной власти этой инициативы – хороший сигнал в процессе потенциального принятия данного законопроекта.

Размножаясь спорами: медиаторы составят конкуренцию третейским судам

Поправки в закон о медиации являются неплохим сигналом для рынка. Нововведения позволят существенно разгрузить судебную систему и дадут возможность судам быстрее рассматривать дела, где действительно есть спор двух непримиримых сторон по существу.

Однако я не считаю, что процедура заключения медиативного соглашения будет составлять серьезную конкуренцию третейскому судопроизводству. В силу того, что соглашение - это осознанная воля сторон и желание идти на уступки друг другу, то есть принцип "win-win". Вместе с тем, на практике подобные случаи встречаются редко. Наоборот, зачастую - одна из сторон изначально не имела или в ходе действия договора изменила намерения выполнять обязательства. В силу этого в ближайшем будущем, категория дел, где медиаторы могут быть реально полезны для сторон, не будет иметь преобладающей или значимой доли.

О чем не молчат данные банкротного сектора

Банкротство - лишь один из этапов работы с долгаии и я бы не стал рассматривать его в отрыве от всех тех процессов, которые происходят с долгом. Стоит  говорить о системе комплексно. Ведь мы сталкиваемся на практике с тем что долги становятся проблемными уже на стадии просуживания, проблем в исполнительном производстве ещё больше.

Такая ситуация складывается по многим причинам, включая невозможность наложения обеспечительных, загруженность приставов, неправомерные действия должников и прочие.
Далее - процесс банкротства, в ходе которого в силу вышеуказанных причин взыскать уже практически ничего невозможно. В конечном счёте всё сводится к процессу привлечения к субсидиарной ответственности и "нищим" собственникам, у которых тоже уже ничего нет. Поэтому банкротство лишь завершающий этап процесса взыскания, являющегося в настоящее время в России крайне неэффективным и предопрелеляющим огромные потери для экономики в целом.

Ситуацию может спасти только реформирование этого института и собственно один из выходов - создание института частных судебных приставов, который согласно мировому опыту способен обеспечить эффективность взыскания на стадии до начала банкротства, что вне всякого сомнения может изменить и саму статистику банкротств в целом.

Тернии верхов: отставка Медведева и надежды бизнеса от нового премьера

Надежда на то, что с Михаилом Мишустиным экономика действительно выиграет будет оправдана, если он как человек, который научился собирать налоги, займется теперь эффективным распределением собранных денежных средств.

Организует работу правительства так, что население начнет ему доверять и понимать, куда расходуются собранные деньги и насколько эффективно это делается.

Кредиторы должны сотрудничать с арбитражными управляющими, а не только жаловаться на них

В попытке увеличить эффективность деятельности арбитражных управляющих можно, конечно, очень долго закручивать гайки. Но будет ли это результативно?

Полагаю, что ни к чему хорошему подобное не приведет, ведь институт арбитражного управления в России "зажат" практически со всех сторон. С одной стороны кредиторами и уполномоченным органом, которые считают своим долгом пожаловаться по любому поводу в СРО, привлечь АУ к административной ответственности, признать его действия\бездействие незаконным в ходе процедуры банкротства.

С другой стороны, компенсационные фонды СРО и обязанность нести коллективную ответственность по причиненным убыткам. Адские условия труда. И на самом деле сильные специалисты, увлеченные и способные проводить действительно эффективное антикризисное управление, в арбитражные управляющие уже давно не идут, потому что особого желания быть "козлом отпущения" в любой ситуации не имеется.

Борьба за финансовое оздоровление: должник против кредитора и управляющего

 На самом деле каждая реабилитационная процедура на рынке банкротства в России вводится при очень "интересных" обстоятельствах. И это успех не только для должника, но и для кредиторов в силу того, что не все конкурсные кредиторы хотят справедливого распределения по долгам компании. Зачастую действиями одних причиняется значительный ущерб должнику и другим кредиторам, и здесь мы говорим о том, что именно преимущественное желание удовлетворения своих требований движет многими банками.

Это важно знать, т.к. зачастую имущественный комплекс, а иногда и целый бизнес находится у в залоге. Ведь в нашей стране кредит без залога не дадут, а статус залогового кредитора является по сути привилегированным в любом деле о банкротстве. Без него принимать решение о дальнейшей судьбе предприятия практически невозможно. Описанный выше случай, на мой взгляд, является одним из многих, когда действия банка привели к тому, что предприятие, по сути, прекратило свое существование и было вынуждено бороться с "ветряными мельницами". Статистика дел о банкротстве неутешительна: восстановлением платежеспособности заканчиваются единицы дел. Хочется верить, что подобной практикой доведения до банкротства заинтересуются государственные органы.

Вместе с тем, стоит лишь догадываться о том, насколько залоговые кредиторы будут влиять на процесс банкротства в следующем году, ведь уже приняты изменения в ряд законодательных актов и со следующего года статус подобного кредитора по имуществу, обеспеченному в порядке статьи 47 НК РФ, приобретут налоговые органы. В двух словах: "поживем - увидим".

Legal.Tech в России: получится ли внедрить высокие технологии на отечественный рынок юриспруденции?

Раз у бизнеса появилась возможность выбрать для себя унифицированный устав, который соответствует определенным виду деятельности и форме собственности, следовательно, и сам бизнес должен участвовать в развитии LegalTech.

Собственно, первое, что действительно напрашивается - это конструктор договоров, которые бы имели возможность унифицировать стандартные правоотношения, были бы понятны абсолютно всем участникам правоотношений с учетом специфики бизнеса, будь то строительство или сфера оказания услуг. Рано или поздно мы всё равно придем к унификации всех процессов, потому что законодательство призвано регламентировать жизнь нормами и правилами.

Проникновение LegalTech всё глубже в хозяйственные операции будет дополнительным катализатором для роста рынков в силу простоты оформления отношений и сокращения коммерческих рисков. Поэтому за этим будущее и к этому нужно стремиться.

ФНС РФ готова к переводу бизнеса в цифру

 В настоящий момент ФНС, вне всяких сомнений, является флагманом цифровизации среди государственных органов. Это действительно динамичная структура, которая ушла далеко вперёд и обогнала многих, в том числе и европейские страны, по уровню взаимодействия с налогоплательщиками и уровню автоматизации процессов сбора и администрирования налогов.
 
Соответственно, я ни капли не сомневаюсь, что при той поддержке на уровне законодательных инициатив, которую имеет ФНС в последнее время, у нее не возникнет никаких проблем, связанных с лоббированием законов, которые приведут к упрощению порядка налогообложения и администрирования налогов в России.
 
Руководитель службы не раз обращал внимание на то, что стремление к цифровой экономике является приоритетом для данной службы. Вместе с тем в последнее время участились случаи мошенничества с средствами криптографической подписи и с электронными сервисами, которые обслуживают систему цифрового взаимодействия. Соответственно резерв для совершенствования работы ещё имеется и его важность переоценить невозможно.

Кризис 2020 – что будет с экономикой в будущем году?

 На площадке ТПП мы серьёзно изучаем проблему долгов не только в РФ, но и в мире в целом. Те тенденции, которые описаны в данной статье, мы мониторим давно.
 
Я склонен согласиться с мнением о том, что в ближайшие 3 года кризис случится и он будет именно кризисом долгов.
 
Это связано с тем, что мыльные пузыри, которые раздуты в виде долгов, невозможных к взысканию рано или поздно сдуются. На самом деле глубина кризиса и его интенсивность будут определяться тем, насколько быстро они начнут лопаться либо тем насколько медленно сдуваться.
 
И пока государства (и в том числе Российская Федерация) не поймут, как с этой проблемой справиться с наименьшими потерями, будет оставаться вероятность того, что рынок ударит по нам очень больно.
 
В этой связи считаю, что любые инициативы и направления государственной политики, связанные с тем, как реструктурировать образовавшееся долги, как реформировать институты, связанные с взысканием и погашением долгов в ближайшее время станут ключевыми для того, чтобы нивелировать возможные последствия кризиса либо сделать его менее жестким, менее заметным и менее разрушительным для населения и экономики в целом.

Падение спроса на краудфандинг – затишье перед бурей

Гармоничное развитие краудфандинга возможно лишь в рыночной экономике, когда потенциальные инвесторы действительно способны оценить бизнес-модель предлагаемого нового продукта и соответственно все риски по его внедрению и по участию в проектах. Причем оценить с достаточно высокой степенью точности.

Что касается России с нарастающей полицейской ролью государства в её экономике, а также с всё нарастающим государственным сектором, который через госкорпорации занимает уже около 80%, то говорить о развитии краудфандинга не приходится.

Все серьезные контракты крутятся вокруг госкорпораций, по сути - монополий. Чтобы выжить нужно участвовать в тендерах и их выигрывать, зачастую откровенно демпингуя, т.е. теряя в маржинальности.

В России много идей, связанных с развитием новых направлений бизнеса, с какими-то инновационными проектами. Это интересно на самом деле, но никто не даст гарантии инвесторам, что данный вид бизнеса попадет или не попадет под какое-то государственное или окологосударстаенное влияние/регулирование, либо не окажется интересным для каких-то "структур" или влиятельных лиц, которые попробуют его "отжать" или обанкротить в своих интересах.
Краудфандинг и Россия на сегодняшний момент вещи, на мой взгляд, практически несовместимые, поэтому не особо верится в то, что это направление активно заработает в ближайшее время.

Да, конечно же, активность игроков рынка, которые как говорят эксперты, должны только появиться, будет во многом определять динамику, но на сегодняшний момент потенциала в этом не прослеживается.

Сектор «отмыв» на барабане: организаторы лотерей и букмекеры попадут под действие № 115-ФЗ

 Хочу отметить, что 115-ФЗ стал действительно бичом для бизнеса. Ведь любую спорную ситуацию, на которую обращают внимание банки, можно трактовать в рамках закона так или иначе. В большинстве случаев банки склонны к тому, чтобы перестраховаться и, хоть и временно, но блокировать операции по расчётному счёту. 
 
Расширение круга лиц, на которых этот закон распространяется, говорит о том, что контрольная функция государства возрастает, а вовлечение в бизнес-процессы, которые до сегодняшнего момента были государству не интересны, создает дополнительные сложности для бизнеса. Последствия можно будет оценить лишь по прошествию тогда времени, когда будет понятен "экономический эффект" от действия закона.
 
Это касается в том числе права банков приостанавливать деятельность организаций малого, среднего и крупного бизнеса путём ограничения права пользования расчетным счетом, расчетов с контрагентами и так далее.

Переработка без оплаты: кому чаще всего приходится задерживаться на работе?

Очень интересное исследование, особенно на фоне появившихся инициатив, сокращения рабочей недели до 4 часов. Обратите внимание на то, что практически 30% работающих людей задерживаются на работе ежедневно. Конечно, статистика отличается между профессиями, мужчинами и женщинами, но это показатель того, что-либо сотрудники выстраивают работу неэффективно, ввиду чего им приходится задерживаться на работе, чтобы сделать всё, что необходимо, либо это всё-таки колоссальный объём работы, с которым справиться в течение 8-ми часового рабочего практически невозможно. 
 
Сколько будут работать люди при четырёхдневной рабочей неделе для меня остается загадкой. Это тема для обсуждения и для принятия взвешенного решения. Получается, что, перерабатывая, люди, по сути, удешевляют стоимость своего рабочего часа. На сколько уменьшится стоимость часа, если рабочая неделя сократится до 4 рабочих дней, остается только догадываться.

Должников меньше не станет: доступ к расширенной отчетности БКИ не разгрузит ФССП

Деятельность ФССП нужно реформировать. Процесс должен идти, в том числе, конечно же, по направлению информатизации, а в этом ключе информация о доступе к бюро кредитных историй лично мной расценивается как положительный сигнал того, что полномочия службы становятся более динамичным и работать она сможет оперативнее. 
 
Насколько информация будет для приставов полезна в плане непосредственного взыскания мне оценить сложно, потому что еще остается огромный пласт работы, который эта служба и ее специалисты должны делать в рамках действующего законодательства и налаженных алгоритмов.
 
Без сомнения в плане работы по контролю над деятельностью коллекторов на территории РФ доступ к БКИ - штука полезная. Вместе с тем, насколько эффективно будет работать служба в целом, конечно же, большой вопрос. Что касается вообще тематики исполнительных производств в России, я больше смотрю в сторону института частных судебных приставов и, соответственно, возможности ФССП сосредоточиться на работе по взысканию долгов физических лиц. 
 
Здесь развитие должно идти по направлению цифровизации: ускоренный обмен информацией между ведомствами, банками, налоговой и так далее. Все-таки долги юридических лиц - более сложная тематика. Здесь стоит включать в работу другие инструменты и другие институты. Или, вероятно, создавать их.

Дитрих «дозаправит» UTair: предложение Минтранса поможет вывести перевозчика из пике

UTair является серьезным игроком отрасли авиаперевозок, и крайне интересно наблюдать за тем, как складывается ситуация, связанная с его – назовём это – «возможным» банкротством.

Наконец-то правительство в лице Минтранса включилось в этот процесс и действительно, судя по всему, начинает предпринимать меры для того, чтобы тем или иным образом повлиять на ситуацию.

Вместе с тем, я соглашусь с экспертом в оценке того, что этих мер явно недостаточно. Очень серьезно надо будет поработать над затратной частью и реструктурировать бизнес таким образом, чтобы вывести компанию из пике. Однако, история «одного перевозчика» неразрывно связана со всей отраслью, ведь сейчас она захлёбывается в долгах и «вмешиваться в процесс» государство должно уже комплексно.

Личное банкротство – дело суда

Логично, что данный законопроект был отклонен, потому что именно суд выступает той третьей стороной, которая решает спор между кредиторами и дебиторами, исходя из установленных норм, правил и требований, и делает это – непредвзято и открыто.

Так или иначе всё что касалось возможного внесудебного банкротства граждан, представляло из себя авантюру под названием «как похитрее кинуть банк, и чтобы за это ничего не было». Ведь в любом случае нужны специальные знания, чтобы понять, объективно ли сложилось банкротство или это вновь мошенническая схема.

Минфин лукавит? На «увольнительные» чиновникам может уйти больше 5 млрд рублей

 Всё меняется и государственный механизм также вынужден подстраиваться под темпы развития экономики – или её стагнации, – которые наблюдаются в России.

Прирост госаппарата, на фоне развития «облачных» технологий и порталов госуслуг, выглядит как «шлифовка» атавизма до матового блеска.

Поэтому к сокращению аппарата чиновников я отношусь положительно и призываю к обеспечению доступности всевозможных государственных услуг через интернет и современные быстрые сервисы.

Это по меньшей мере удобно и гораздо дешевле, чем содержать тот штат чиновников, который зачастую проедает государственные деньги, паразитируя на налогоплательщиках.

Поэтому вперед – в облачные сервисы. И вынужден согласиться с тем, что периодически мы будем видеть эти сокращения, что справедливо обусловлено изменениями экономики страны в целом.

ЦБ накажет «Сбербанк» «рублем» за проблемы с подключением к системе быстрых платежей

 Сбербанк всегда стоял особняком в банковской системе Российской Федерации. В отдельных регионах данный банк является монополистом и скорость проведения платежей, их объем, зависят от того, насколько оперативно работает эта огромная, разветвленная структура.

Реакцию Сбербанка я отчетливо понимаю, ведь с позиции монополиста легко диктовать свои правила и условия. Вместе с тем, это тревожный звоночек для Центробанка РФ, который говорит о том, что не все готовы подчиняться и беспрекословно выполнять те поручения, которые он дает.

По поводу штрафа для Сбербанка – это как мертвому припарки – Удивите меня!

Сам сбой говорит о том, что банк (к несчастью), как оказалось, не является передовиком в сложнейших IT-технологиях и проектах в этой сфере, а сама ситуация показывает нам Сбербанк той самой неповоротливой «зеленой машиной», которая прогрессирует с опозданием, несмотря на все свои преобразования и нововведения.

ФНС предупреждает: преступники начали рассылку фальшивых уведомлений

 Если молодому поколению еще понятны слова «портал гос. услуг», «сайт ФНС РФ», то как же налоговая защитит тех бабушек и дедушек, которые далеки от прелестей современного интернета и средств коммуникации в виде всевозможных мессенджеров и приложений.

А ведь именно эта социальная группа сильнее всего переживает об исполнении своих обязательств перед государством и больше всех ждёт этих уведомлений.

Поэтому, я пока не увидел внятных действий государства, в том числе в лице налоговиков, по предотвращению мошеннических действий в отношении прослойки общества с самой строгой налоговой дисциплиной. Полагаю, что в век информатизации подобное следовало предвидеть и предотвратить заранее, особенно когда речь идёт о формировании местного и регионального бюджетов, в которых и так «дыр не счесть».

Реформа ФССП повлечет изменения почти во всем российском законодательстве

 На мой взгляд, все попытки отшлифовать исполнительное производство, должны быть сведены к тому, чтобы изменить систему более радикально и обратиться в сторону института службы частных судебных приставов.

Дело в том, что сама служба судебных приставов погрязла в огромных завалах из мелких исполнительных производств. Основой результат, как показывает статистика, ФССП получает при взыскании алиментов и налогов с физических лиц, действуя зачастую сообща с участием, например, ФТС России и ФНС.

Не секрет, что одним из максимально действенных инструментов в этой части, является ограничение на выезд за границу.

Соответственно, корпоративными долгами, приставы практически не занимаются или занимаются по остаточному принципу. За них особо не «дергают», но тем не менее, средний долг в «корпоративке» гораздо выше чем долги перед публичными образованиями, либо по алиментам.

Статистика здесь субъективна; в инфополе мы видим некие успехи, которыми служба может гордиться. Однако весь корпоративный сектор, бизнес, банки, просто захлёбываются в «неисполнении».

Вместе с тем, те изменения, которые вступают в силу с нового года, на мой взгляд, ситуацию не изменят.

Просрочки уменьшаются, а закредитованность растет: россияне рефинансируют старые долги новыми займами

Мы видим новую финансовую пирамиду в масштабах всей страны. Увеличение закредитованности населения на фоне снижения просрочек – это не очень хорошая ситуация, ведь она напоминает мыльный пузырь, а все мыльные пузыри очень часто сдуваются, а иногда и лопаются.

Если ситуация выйдет из-под контроля, то лопнувший пузырь способен оказать серьезное влияние не только на экономическую ситуацию в нашей стране, но - устроить фуррор на социально-политической арене.

Банкротство за 10 тысяч рублей: изменения в процедуре несостоятельности

Интересно, кто будет работать за такие деньги? Десять тысяч рублей – это даже не зарплата в регионе. Куда подталкивает государство – снова в теневую экономику? Чтобы мы расплачивались за проведение процедур банкротства какими-то неучтёнными деньгами – мне это не понятно.

И что это значит? – после вступления в силу этого закона за 10 000 рублей можно будет банкротиться? Чего мы ожидаем – вала банкротств? – может быть. Насколько это позитивно для экономики? Если обанкротиться будет стоить так дешево, то, наверно, к такому способу списания долгов и расправы со своими кредиторами прибегнет огромное количество людей. И в первую очередь пострадают банки, кредитные организации – если государство к этому готово, то, думаю, ход этот правильный.
На мой взгляд, это очередной виток противостояния Центробанка и Минэкономразвития в вопросах закредитованности населения и всего, что с этим связано.

Можно лишь предположить, куда дальше зайдет этот спор, но решать вопрос о банкротстве, например, пулами – тоже было бы интересно, с другой стороны о каком качестве работы арбитражного управляющего можно тогда говорить, если он берет 100 или 1000 дел о банкротстве физических лиц? – а если они, например, расположены в разных регионах? – затраты на одно передвижение в таком случае будут превышать весь возможный доход.

Поэтому здесь надо будет говорить о какой-то новой системе, если мы дойдем до таких цифр. Да, ранее была такая система, когда речь шла о банкротстве отсутствующих должников – имея наследия прошлого, после вступления в силу закона 127-ФЗ, ряд регионов столкнулись с проблемой того, что было введено огромное количество процедур, на которых назначались и бывшие сотрудники ФСДН и ФСФО России. Тогда решался вопрос именно таким образом: но к пулу полагался и "вкусный кусок", который позволял финансировать отсутствующих. Но – это было ситуативное решение, которое применялось не везде, а лишь в «особо одарённых» регионах.

Будет ли это работать здесь? Думаю, законодательно установленный новый механизм отрегулирует эту систему, но не уверен, что она будет эффективной.

Выпуск ОФЗ-н — попытка Министерства финансов обучить население финансовой грамотности

На мой взгляд, это одна из первых толковых попыток государства, в лице Министерства финансов, бороться с инфляцией и контролировать потребительский спрос, а также научить население не то что финансовой грамотности, но - грамотному инвестированию средств в экономику своей страны.

Преимущества здесь, как отмечалось ранее – это пониженный порог вклада, то есть очень хорошая ставка на длительную перспективу, которая сегодня превышает ставки банков по депозитам плюс, соответственно, доступность.
Если бы еще не страдала PR-поддержка в этом направлении, то можно было бы сказать, что попытка удалась.
С другой стороны, всё только начинается – процесс размещения продлится до февраля, и скорее всего будут внесены какие-то корректировки и исправлены ошибки.

Россияне не смогли расплатиться по 14 млн кредитам за 2019 год

Статистика неутешительная уже на протяжении довольно значительного периода времени. Правительство думает о том, как избавить должников по таким просроченным кредитам от притязаний банков и коллекторов. Сами же банки не до конца определились как поступать: ставка рефинансирования снижается – надо ссуживать деньги, но правительство говорит: «хватит кредитовать население – мы ужесточим требования».

В качестве альтернатив взысканию логично было бы использовать примирительные процедуры. Так - при наличии первой просрочки стоит уже начать общение с должником о том, насколько изменились у него условия, например, проживания, оплаты труда и т.п. Если ситуация негативная – стоит говорить об определенных дополнительных соглашениях: кредитных «каникулах», составлении плана реструктуризации долгов приостановке начисления пени и штрафов, чтобы сумма задолженности не превращалась в снежный ком.

«Неприкасаемые»: новая инициатива Росреестра об освобождении чиновников от «субсидиарки» спорно оценивается экспертами

Отношение к этой новости у меня двоякое.

С одной стороны, если законопроект пройдет и чиновников освободят от субсидиарной ответственности, то речь здесь будет идти о возможности различного рода злоупотреблений на должностях. Если, например, государственный чиновник имеет решающее (определяющее) мнение в совете директоров (а к государству обычно прислушиваются) и таким образом влияет на принятие ключевых решений, при этом понимая, что его действия приведут к банкротству компании и останутся бещнаказанными - это прямой путь к коррупции.

Больше склоняюсь к мысли, что в отношении чиновников необходимо разбираться так же, как и в отношении обычных коммерческих владельцев компаний. То есть не давать прямую льготу, а именно в суде досконально выяснять факт влияния на деятельность компании. Эти вопросы достаточно подробно отражены в судебной практике - зачем ещё что-то менять или придумывать очередной велосипед.

Взыщи с себя сам: Минэкономразвития приготовило гильотину для коллекторских агентств, предложив должникам выкупить собственный долг

Законопроект уж совсем «продолжниковский». Он позволит реализовывать на территории РФ всё больше мошеннических схем, в том числе связанных с отмыванием капитала.

По сути – ссуживается наличность, которая может быть использована как угодно, стоимость которой при дальнейшем выкупе в качестве собственного долга заёмщика составит всего 3-4%. Более того, вступление законопроекта в силу в подобной редакции по сути поставит крест на деятельности коллекторов - большого профессионального сообщества, которое во многом существует за счёт монетизации приобретённых ими дешевых долгов, путём дальнейшего их взыскания.

Россия 7 лет в ВТО: экономическое послевкусие

 Вот уже 7 лет прошло, как Россия вступила в ВТО. Хорошо это или плохо сказалось на экономике страны? Спорный вопрос… 
С одной стороны, можно выделить ряд положительных факторов, способствующих интенсивному экономическому росту. Акцент на развитие международной торговли позволил в полной мере реализовывать собственную внешнеторговую политику и получить доступ к международным технологиям на равных правах с остальными государствами.

Вступление в организацию сказалось положительно на внешнеторговом балансе России. По результатам первой половины 2013 г. наблюдался рост импорта на 3,4% с $145721 млн до $150678 млн и снижение экспорта на 2,74% с $261105 млн до $253943 млн. 
Но, 2016 год ознаменовался крайне низкими показателями внешнеторгового оборота. Причиной этого стало резкое снижение цен на нефть и, как следствие, девальвация рубля. Также, уже несколько лет подряд наблюдается падение объемов импорта техники. С одной стороны, это связано с переносом заводов по производству машин и оборудования из стран дальнего зарубежья непосредственно на территорию РФ, а с другой - ростом цен и снижением покупательской способности населения по причине девальвации российского рубля.

Не стоит забывать и о внешней политике и санкциях, по причине "присоединения Крыма к России и конфликта на востоке Украины". Данные события практически нивелировали основную часть положительных эффектов вступления в ВТО.  Получился, так сказать «обратный эффект». Вместо пользы – убытки. Стоит отметить, что особенно пострадала отрасль сельского хозяйства.
Из-за снижения ввозных пошлин за 5 лет российский бюджет недосчитался 800 млрд руб! Это ставит эффективность механизмов ВТО под большой вопрос. Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что вступление России в ВТО не имеет ярко выраженного положительного или отрицательного характера. По большей части он нейтрален. Вместе с интеграцией России в мировую экономику мы получили и ряд проблем для собственного производства вкупе со снижением государственных доходов от пошлин на ввозимые товары.

Минэкономразвития планирует упростить процедуру банкротства физлиц

 Очередное продолжение спора о том, что первично – яйцо или курица.
Экономика перегрета снижением ставок по кредитам для физических лиц, которые, согласно статистике, в большинстве своём не возвращаются.

Хотелось бы отметить, что любые действия государства, которые будут направлены на хеджирование рисков физических лиц и на проработку перспектив привлечения к ответственности банков за попытки взыскания образовавшихся долгов будут, по сути, вмешательством в существующий рыночный механизм. То есть "наездом" на вотчину, которую "администрирует" ЦБ РФ, в том числе через ключевую процентную ставку. Соответственно поиск баланса одидается в ближайшие 1-2 года. Государство должно "договорится" с регулятором о правилах игры. Но предметом договора должны стать права, обязанности и законные интересы потребителей банковских услуг, т.е. обычных людей.

И, на мой взгляд, баланс будет достигнут в кастомизации подхода к заёмщикам: выявление и пресечение деятельности мошенников, которые умышленно не выплачивают набранные кредиты, а также защита тех кто допустил «дефолт» в силу объективно сложившихся обстоятельств.

Бизнес-омбудсмен предлагает ограничить возможность приостановления работы компаний

 Приостановка деятельности компании, это крайняя мера, применять которую нужно очень осторожно и необходимо четко понимать её последствия. На сегодня приостановка является "взяткоёмким" участком и на это Президент России, В.В. Путин обратил своё внимание. Выполняя его соответствующее распоряжение, омбудсмен подготовил необходимые поправки в кодекс об административных правонарушениях, которые должны позволить снизить аппетиты региональных и местных чиновников.

Вопрос в следующем: в какую корзину пойдут «золотые яйца», которые "несёт" бизнес: в карман конкретным чиновникам, которые шантажируют бизнес или в государственный бюджет, который, конечно, выиграет но в короткой перспективе (например, если бизнес устранит нарушения в течении 3 месяцев). С другой стороны, бизнес может и не выкарабкаться, потеряв рынок или проиграв конкурентную борьбу в краткосрочной перспективе. Здесь нужен компромисс, и я далек от мысли, что без четких нормативных документов, чиновники на местах смогут решать вопросы оперативнее. Нужно формировать прозрачное правовое поле, чтобы вопросы решались четко и в соответствии с регламентом, именно к этому и аппелирует омбудсмен.

Ученики чикагской «проблемной» школы получают по $20 тысяч, чтобы учиться инвестировать

 Замечательный опыт и действительно великолепное вложение в будущее американской экономики. Почему? – да потому что огромное количество добавленной стоимости формируется фондовыми рынками. И за подобным трейдингом действительно будущее. Если бы такой опыт появился в России, я думаю, у нас была бы возможность в стратегической перспективе догнать США в этой сфере.

А пока мы вынуждены учить своих специалистов за рубежом, которых перекупают, и довольствоваться нашими самородками, которых здесь практически единицы.

Подобный опыт нужно перенимать обязательно.

Действия Банка России спровоцировали снижение ставок по вкладам

Как и предполагалось ранее снижение ключевой процентной ставки Банком России, привело к тому что стоимость привлекаемых денежных средств населения, которое размещает вклады, начинает снижаться.

Сейчас в первую очередь физическим лицам не выгодно вкладывать деньги в банк. Банк начинает стимулировать потребление, то есть по сути говорит, что нужно вкладывать деньги в экономику за счет стимулирования потребительского спроса.
Сейчас экономика и так перегрета, тем что спрос есть, он обеспечивается дешевыми кредитами.

Значит, те сбережения, которые сейчас экономика потеряет в виде потребительского спроса должны быть направлены как вложения в крупные инвестиционные проекты, для того чтобы структурно перестраивать экономику.

Нужно не потреблять, а инвестировать – когда начнется такой структурный перекос в экономике, тогда задел на будущее станет более очевидным, и экономика начнет расти.

Сбавьте темп: Государство посоветовало «Utair» лимитировать увеличение продаж билетов

За развитием дела о возможном банкротстве Ютэйр наблюдать очень интересно. Кто уже только не высказался по ситуации, которая складывается с этим авиаперевозчиком, некогда занимавшим лидирующие позиции на рынке.

Ситуация на самом деле сложная – закредитованность довольно высокая, но советовать что-либо без детального анализа того, что в компании реально происходит практически невозможно.

С мнением "не увеличивать пассажиропоток", особенно за счёт демпинга – можно согласиться, ведь в противном случае мы рискуем получить второй «Трансаэро». К тому же конкурировать с лоукостером в лице «Победы», входящим в группу «Аэрофлот», наверно бы не стоило стратегически, – группа поддерживается государством – и конкуренция в этом случае тоже самое, что борьба с монополистом. 

Для Ютэйр, вероятно, стоит выбрать другую стратегию, связанную с работой с издержками или диверсификацией внутренних рейсов, где нет конкуренции с «Победой». В то время как на популярных направлениях развязывается настоящая война за пассажира, вероятно стоит обратить взор на регионы, которые для «Победы» не интересны или которые лоукостер ещё не успел занять. Хотя это - скорее вопрос развития, а не антикризисного управления. Хотя...

Квартира в рассрочку: Дания начала выдавать ипотеку под 0 %

Видимо Дания, а также некоторые европейские страны начали входить в эпоху развитого социализма. Где, на самом деле, о прибыли уже никто не думает, а есть лишь забота о гражданах страны и их благосостоянии.

Вопрос в другом: не совсем понятно, на чем банки будут зарабатывать, учитывая то, что деньги ссуживают на длительный срок и под нулевую ставку процента, и второй момент – что это такое? – Датским банкам некуда девать деньги? То есть все доходные инструменты уже исчерпаны, а недвижимость остается самым выгодным вложением?

В перспективе – ипотека под нулевую ставку представляет из себя рассрочку под залог объекта недвижимого имущества. О чем говорит стратегия банка? – если возникнут какие-то сбои в выплате этих рассроченных сумм, то в любой момент есть возможность «забрать» недвижимость. Вроде как гарантии есть и инструмент надежный, но с другой стороны, если считать недвижимость доходностью (то есть на выходе, при наличии конфликтных ситуаций или сбоев платежей) – насколько она вообще будет интересна банкам – ведь это не их профильный бизнес.

Федресурс подвел итоги о процедурах банкротства в I полугодии 2019 года

Oчень беспокоит в этих цифрах количество банкротств физических лиц, которое, к тому же, инициируется самими должниками. Так "лелеемая" нашим государством и одновременно спорная тематика закредитованности населения здесь выступает "мерилом" будущего кризиса, ведь банкротство физиков - лакмусовая бумажка этого процесса.

То есть мы закладываем огромную «пороховую бочку» под рост экономики, на который все так рассчитывают, стимулируя потребительский спрос. Очевидно, что заемщики уже не справляются со взятыми на себя обязательствами и предпочитают банкротится, а не отдавать долги банкам, а это значит, что кредиты в итоге будут списаны.

Уже сейчас требуется выработка вариантов для реновации займов или их реструктуризации, а также соответствующая нормативно-правовая база.

Совет дал добро: коллекторы больше не смогут взыскивать долги по квартплатам

«Отличная» новость! Вопрос в следующем – где смысл? Получается, ресурсоснабжающие организации, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилых помещений, управляющие компании теперь должны заниматься непрофильным видом деятельности, а именно – взысканием долгов?

Куда катится рынок в этом плане? Если коллекторы являются профессиональными участниками рынка взыскания долгов, то о каком профессионализме может идти речь в отношении вышеупомянутых компаний.
По сути – это послабление для тех недобросовестных плательщиков, которые привыкли накапливать огромные долги, а потом жаловаться на то, что с ними как- то не так поступают. Конечно им выгодно, ведь об эффективности работы судебных приставов «ходят легенды».

Если бы ресурсоснобжающие организации имели возможность продавать долги коллекторам, это избавляло бы их от  «токсичных» активов, и позволило сосредоточиться на главном – качестве оказания услуг. Сейчас уже очевидно, что эта проблема ляжет на плечи потребителя и, судя по всему, в виде удорожания тарифа. Иного способа компенсации этой работы, рисков и возможных убытков в ближайшей перспективе я не вижу. А «тащить» опять будут добросовестные плательщики.
О каком-либо положительном эффекте для энергетической отрасли, как и экономике в целом говорить более чем преждевременно.

33 миллиарда солидарно: конкурсный управляющий привлекает руководителей к субсидиарной ответственности

С каждым годом становится всё интереснее наблюдать за применением института субсидиарной ответственности в законодательстве о банкротстве. Суммы исков уже достигают астрономических размеров!

Наблюдается некоторая специфика: в первую очередь, это подчёркнутое отсутствие со стороны топ-менеджмента заботы о финансовом состоянии организации, когда нет четкого понимания того, что наступает кризис. Поэтому наиболее интересные процессы, проходящие сейчас в арбитраже, связаны с определением точки объективного банкротства. Здесь важно учитывать позицию Верховного суда РФ и подходы к подбору доказательной базы.

Второй ключевой момент в том, что субсидиарная ответственность – «палочка выручалочка» для арбитражных управляющих, страховка от убытков. Сейчас все кредиторы заставляют их обращаться с исками о привлечении к субсидиарной ответственности; теперь – это единственная возможность, чтобы взыскать неполученные средства в деле о банкротстве, когда имущества на предприятии практически нет. И обращение с подобным иском, по сути, является гарантией того, что арбитражного управляющего не смогут привлечь в деле о банкротстве к возможным убыткам, связанным с тем, что он не надлежащим образом исполняет свои обязательства. При положительном исходе = вероятность быть в «шоколаде» существенно вырастает.
Ещё один важный аспект – это мотивация арбитражного управляющего, который, в силу закона, может рассчитывать на 30% полученных от суммы взыскания.

Судебная практика наглядно демонстрирует, что всё больше и больше исков удовлетворяется, а это очень чёткий сигнал топ-менеджменту компаний. Думаю, что данный процесс в ближайшее время будет только набирать обороты.

Не пытайтесь покинуть страну: уже 3% населения не могут пересечь границу из-за долгов

Интересный факт, что лучше всего взыскиваются долги, в случае ограничения выезда за границу, либо ограничения управления транспортным средством. Интересный он потому, что взыскиваются долги с участием привлеченных государственных органов, т. е. – Федеральной таможенной службы и ГИБДД.

Что же тогда самостоятельно взыскивают приставы? Например, долги юридических лиц, и здесь им особо никто не помогает. Где же итоги этой работы? Чем служба может гордиться? Как ФССП взыскивает долги с той категории граждан, которые не выезжают за границу и не управляют транспортным средством?

Мне всегда импонировало и импонирует умение этой службы делать хорошую мину при плохой игре. За броским и пугающим заголовком зачастую стоит работа других структур и государственных органов. Можно лишь позавидовать умению «организовать работу».  Но! Это уже совсем другая история.

Налогообложение. Конвенция MLI. Иностранные контрагенты

Россия планомерно продолжает интеграцию в мировую экономику. Это происходит, в том числе, за счет адаптации нормативно-правовых актов в части налогообложения.
Интеграция в европейское, мировое сообщество и экономику, на фоне действующих санкций, диктует условия о необходимости защиты российского бизнеса от агрессивных влияний извне.

Российская экономика молода и только развивается, но кроме того, – является монополизированной! В части рыночных механизмов, западное сообщество далеко впереди и открытый рынок, это пока, к сожалению, не про нас.

Глобальные игроки, действующие на мировом рынке, обладают рядом конкурентных преимуществ и, к тому же, находятся под протекцией юрисдикций, в которых они размещены.

В свою очередь, Россия также пытается создать привилегированные условия для своего бизнеса. И те интеграционные процессы, о которых говорится в статье, определяются двумя векторами: полностью встроиться в мировую экономику, а также не дать в обиду бизнес в России, более того, – помогать ему развиваться именно здесь!

Что изменится в Налоговом кодексе после новых поправок

Я считаю весьма позитивной тенденцией внесение изменений в налоговое законодательство, которая в последнее время состоит в том, что действующий кодифицированный законодательный акт, по сути, приводится в соответствие судебной практике. Они, по сути, идут рука об руку.

Деловые споры, которые разрешаются по существу, должны как раз давать сигнал законодателю об изменении и фиксировании правил делового оборота, а также действующих отношений между хозяйствующими субъектами и публичными образованиями.

Стоит отметить, – если изменения в налоговый кодекс продолжат вноситься именно по такому алгоритму, то есть возможность в перспективе сбалансировать интересы государства и делового сообщества и баланс этот будет полностью легитимен.

Одно «но» - преодоление кризиса невозможно за счёт вмешательства в рыночные процессы со стороны государства. Законы, которые пишутся сейчас, обладают «легким душком» бюджетноориентированной государственной политики. В этой связи, стоит отметить, что реальный экономический эффект от вносимых изменений проявится (если проявится) не скоро…

Темпы роста банкротства юридических лиц в России продолжают расти

Что такое банкротство? Это механизм перераспределения собственности от неэффективного собственника к эффективному. Это формула, которая работает везде в мире, кроме России.

Для России характерна сейчас другая тенденция, другие особенности банкротства юридических лиц. Здесь статистика зависит не столько от самих юридических лиц, сколько от правил рынка, которые в настоящий момент диктует нам государство, от степени его вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц, и от степени регулирования тех процессов, которые сопутствуют нормальному финансированию деятельности предприятий. Не секрет, что банковское регулирование внесло существенный вклад в банкротство предприятий в 2018 году и продолжает это делать в 2019.

Действие 115-ФЗ так же подливает масла в огонь. Ведь несвоевременный расчет с контрагентами, из-за того, что банк посчитал предприятие недобросовестным или субъектом, который «финансирует терроризм», к примеру, позволяет как раз проводить мошеннические действия в отношении хорошо работающего бизнеса.
Говоря о природе банкротства в Российской Федерации, прискорбно констатировать факт явного отличия.

У нас продолжаются процессы, связанные с неплатежами, особенно в государственном секторе, а также действуют жесткие правила игры, в частности, проведения расчетов финансово-хозяйственной деятельности. Всё это влияет на стабильность ведения бизнеса и расчетов с кредиторами, и, в конечном итоге, на финансовую устойчивость организаций.

Также, сохраняется большая доля бизнеса, банкротство которого происходит с целью уклонения от уплаты долгов и налогов. То есть очистка бизнеса от долгов в России с помощью банкротства всё ещё остается характерной чертой нашей экономики..

Работодатели охотно нанимают самозанятых, чтобы не платить налоги

Даже первичный анализ законопроекта о самозанятых свидетельствовал, о том, что сам закон в части как раз-таки возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных организаций – несовершенен. Это и привело, в итоге, к той ситуации, которая складывается в настоящий момент.

Действительно, действия некоторых работодателей ущемляют законные права и интересы простых работников, которые просто вынуждены переходить на другую систему, в силу своего желания сохранить рабочее место и тот уровень жизни, который у них был ранее.

Если ситуация и дальше будет скалываться подобным образом, ФНС России, без сомнения, не будет безучастно смотреть на это и через законодательную инициативу «разберется» с вопросом ужесточения мер к организациям, которые позволили себе воспользоваться экспериментом в своих целях; т.е. снизить фискальную нагрузку и налоговые обязательства перед государством и работниками.

Вопрос лишь в том, когда «лопнет» терпение ФНС России.

Вклад Банка России в экономический рост страны

Для того, чтобы простимулировать экономический рост, а не «глушить» предпринимательскую инициативу на корню, следовало бы, для начала, разобраться с вопросом произвольных блокировок расчетных счетов в сфере малого и среднего бизнеса.

В этой части необходимо максимально чётко регламентировать процедуру: когда конкретно счета и платежи могут быть блокированы банком до выяснения обстоятельств по 115-ФЗ. Потому что сейчас банки, трактуют этот закон по-своему и, чтобы не навлечь на себя гнев регулятора – Банка России, – очень часто перестраховываются и блокируют финансово-хозяйственную деятельность компаний по любому «чиху». Иногда даже чересчур рьяно и активно.

Это обстоятельство, особенно последние полтора-два года, мешает малому и среднему бизнесу развиваться так, как он мог бы это делать в условиях так называемой «стабильности» российской экономики, о которой говорит наш мегарегулятор.

Опасности тренда снижения ключевых ставок центральными банками мира

В действительности, снижение процентных ставок по потребительскому кредиту, добавляет ему привлекательности.

Но, всё это – бомба замедленного действия. Ведь чем больше население берет потребительских кредитов, тем больше возрастает долг перед экономикой. Потому как деньги, которые берутся сейчас, впоследствии должны быть возвращены с процентом, а этот процент нужно ещё обеспечить – чем? – либо производительностью труда, либо эффективным производством.

Об этом стоит поговорить подробнее. Так, без структурных изменений в экономике, роста производительности, нельзя говорить об устойчивом росте.
Да, кредитование населения, стимулирование потребительского спроса способно «вытащить» экономику, но в конкретный и, я бы сказал, короткий промежуток времени. В долгосрочной перспективе, это не способно радикально изменить структуру экономики или улучшить её качество. По сути – лишь масло в огонь.

Сейчас, эта мера, может быть, и популярна, но в дальнейшем придется «закручивать гайки», чтобы направлять свободные денежные средства, – которые появятся у банков, за счет того, что кредиты для населения должны подорожать, – в реальный сектор экономики. А это как раз и есть те качественные структурные изменения, о которых говорилось ранее.

ВС РФ решит вопрос о сроках давности по налоговым преступлениям к осени 2019 года

Давно не секрет, что действия всех органов власти сейчас являются фискально ориентированными. Анализ судебной практики относительно споров бизнеса и налоговых органов, тоже об этом свидетельствует.

Она складывается, традиционно, в пользу налоговых органов на протяжении последних нескольких лет. На сегодня 9 из 10 дел, касающихся доначислений, в том числе по выездным налоговым проверкам, выигрывает ФНС, которая отсуживает колоссальные суммы. Инициатива Верховного суда об отмене срока исковой давности по налоговым преступлениям, по сути является продолжением бюджетно ориентированной или фискальной политики государства, когда и судебная власть полностью включается в процесс пополнения бюджета.

Институт сроков исковой давности всегда являлся гарантом соблюдения Конституции и отдельных прав, поэтому у ФНС будут «развязаны руки» относительно заявления требований к предпринимателям, которые ранее имели какие-то нелепые проблемы с налогами и ответственности по ним избежали.

Подобная инициатива Верховного Суда способна окончательно убить «предпринимательскую жилку», тем самым сведя возможный предпринимательский риск, – на который бизнес готов пойти ради извлечения прибыли, – практически к нулю.
Будет ли это способствовать развитию экономики и конкуренции? – вопрос, на мой взгляд, риторический.

Отмечу, мои рассуждения не касаются составов, где налоговые правонарушения изначально были спланированы. Но, на сегодня, очень многое остается на усмотрение суда, в том числе оценка доказательств должной осмотрительности, добросовестности и разумности.

ЦБ РФ: если потенциальный заемщик будет тратить на кредиты более 50% заработка, договор с ним оформлять нельзя

Наблюдается существенное падение уровня жизни населения. И уже не нужно говорить о необходимости охлаждения интереса потребителей к кредитам: так сложился рынок и сами условия позволяют их брать.

Если мы говорим о том, что кредиты на поддержание уровня жизни – то здесь речь о существенном разрыве между доходами и расходами. Вывод прост – денег населения уже не хватает для поддержания собственного привычного уровня жизни. Я считаю, что не ЦБ, который работает со следствиями, а не с причинами, а само государство должно разобраться – так ли права статистика, которая говорит о росте реальных доходов населения.

Желание людей «не беднеть» на фоне роста инфляции, не переключаться на более дешёвые товары и продукты ( а зачастую – значит и более низкого качества) толкает их в долговую яму. То есть стоимость жизни растёт, а денег в распоряжении людей больше не становится.

Может быть стоит задуматься о том , откуда берётся тяга к растратам и привычка покупать продукты с «красными ценниками»!

Россияне набрали кредитов на 448 млрд руб. в апреле 2019 года

Интересно наблюдать за статистикой кредитования в Российской Федерации, особенно за этим экстремумом, который мы видим в апреле 2019 года.

Идет хеджирование рисков снижения объемов кредитования со стороны кредитных учреждений и банков перед моментом, когда ЦБ должен ужесточить требования к кредитованию. Вместе с тем, по меньшей мере странно на этом фоне выглядит решение Банка России о снижении ключевой ставки до 7,5%, которое мы наблюдали 17 июня этого года, ведь это прямой путь к снижению стоимости кредитов. По сути, деньги для банков дешевеют.

Еще один интересный момент – это статистика банкротства физических лиц; мы видим, что она из года в год увеличивается. Денежных средств, которые взыскивают в результате такого банкротства становится всё меньше. Можно отметить, что за последние несколько лет количество банкротств физических лиц превышает аналогичный показатель юридических лиц. Забавная статистика на фоне роста кредитования, согласитесь?

То есть люди, желая сохранить свой уровень жизни, либо желая приобретать всё больше предметов роскоши, которые в повседневной жизни, на самом деле, не являются необходимыми, всё больше влезают в долговую яму, и указанная выше статистика говорит о том, что многие с этой нагрузкой не справляются.

Налицо «надувание» долгового пузыря, который рано или поздно лопнет.

Еда в кредит от «Перекрестка»

Мне претит сама мысль удовлетворения базовых потребностей в кредит. Нехватка денег для приобретения продуктов – это вопрос о нахождении человека на грани выживания. И в отношении таких людей речь может идти, скорее, о государственной поддержке или субсидировании.

Кредит, направляемый на удовлетворение базовых потребностей, это по сути – жизнь в долг. Новая цифровая карта на продукты – это кредитование закредитованности.

Всё-таки кредитные средства лучше ассоциировать с покупкой в долг предметов роскоши, например, но никак не еды. Мысль, конечно, хорошая: поддерживать покупательский спрос и крупного ретейлера, но за чей счет – «опять» за счет населения? Оригинально, ведь это подобие факторинга получается! Плюс вопрос в процентах – сколько будет стоить еда, купленная сейчас, за которую деньги уплачены позже, не в разы ли больше?

Из-за неурегулирования законодательства в сфере СРО институт аудита в России находится на грани исчезновения

В силу действующих норм законодательства полное исчезновение этого института невозможно. Ряд организаций должны проводить обязательный ежегодный аудит. Вопрос в другом – законодатель планомерно придерживается позиции саморегулирования в Российской Федерации, все виды деятельности, которые ранее лицензировались или были под контролем сейчас переводятся в СРО. Очевидно, что рынок аудита оказался не готов к этому.

Есть СРО, которые являются нарушителями, этот факт возник в силу «подгона» параметров существования СРО к параметрам, которые определены законом. Возможно имеет смысл для начала снизить требования. Существующие сейчас – являются слишком серьёзными для рынка, который, к слову, сокращается. Поэтому логично было бы ослабить требования к СРО, посмотреть на реакцию и происходящие процессы и только после этого идти по пути консолидации и укрупнения.

Когда будет найден «баланс суровости» по контролю зарубежных счетов?

Я далек от мысли о том, что инициатива Министерства финансов РФ о смягчении валютного законодательства будет поддержана, в том числе при внесении законопроекта в Госдуму. В силу того, что у нас фискально ориентированный бюджет и на фоне продолжающихся кризисных явлений в экономике РФ, снижение или ослабление контроля над движением денежных средств, в том числе из России – не выгодно государству. Сегодня отток денежных средств и его динамика продолжают увеличиваться.

Здесь резонирует момент реализации пакета законопроектов об амнистии капитала. Это меры, предпринимаемые государством, для того чтобы вернуть те активы, которые имеются за границей как раз под свою юрисдикцию, для того чтобы реальные бенефициары раскрылись, показали, что у них есть. Вернули свой бизнес обратно. Это освободит их от всех видов ответственности.

Поэтому считаю, что вопрос о смягчении валютного законодательства в этой части не будет поддержан, и в ближайшее время подобных тенденций, полагаю, мы не увидим.

Что стало с индексом предпринимательской уверенности в России в мае 2019 года?

О каком уровне предпринимательской уверенности можно говорить, когда уровень давления на бизнес продолжает наращиваться? Причем не только в виде регулирующих и надзорных органов, но и со стороны банковских структур, которые активно реализуют право блокировки банковских счетов, если проводимые операции кажутся им подозрительными.

Что важно для предпринимательства? Важна стабильность, важна устойчивость, важны четкие и понятные правила игры. Кроме того, предпринимательство — это всегда риск. Вспомним определение в Гражданском кодексе – предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Сегодня – риска всё меньше, а страха всё больше. Если предпринимателю кажется риск допустимым, то банк может считать по-другому и заблокировать платеж, тем самым не дав рассчитаться с контрагентом, а значит – заработать.

Другой негативный фактор, влияющий на индекс, это монополизация экономики государственными структурами. Причем это касается всех отраслей, везде присутствует государство и гос. компании. С ними частному бизнесу конкурировать сложно. Поэтому я не думаю, что индекс предпринимательской уверенности в ближайшие годы будет расти.

Необходимо создавать условия для развития предпринимательства, создавать особые подходы к малому и среднему бизнесу. Давать более широкие возможности для получения грантов и возможно предусмотреть особые условия для развивающегося бизнеса, чтобы была возможность хеджирования предпринимательских рисков. Надо давать возможность бизнесу самостоятельно делать свой выбор, а не предопределять его.

Почти 50 компаний готовы перейти на налоговый мониторинг в 2020 году

Из 48 компаний больше половины – с государственным участием. Полагаю, что такое желание компаний перейти на систему налогового мониторинга в 2020 г. можно считать скорее вынужденной мерой в связи с негласными поручениями, для того чтобы государство, которое, к слову, в рыночной экономике не считается эффективным собственником, могло дополнительно контролировать, в том числе и с помощью фискального органа.

Отмечу что, деятельность большинства «схем», которые потом «опускались» в малый и средний бизнес, изначально рождались в крупных холдингах и корпорациях, некоторые из которых, впоследствии, были «национализированы».

Инициатива по налоговому мониторингу – часть стратегии ФНС России по созданию системы прозрачного бизнеса, когда все процессы, связанные с формированием налоговой базы и своевременной уплатой налоговых платежей, становятся открытыми и, по планам ФНС, должны вообще быть автоматизированы. В продолжении этого - инициатива Минфина, предусматривающая в будущем снижение порогов для перехода на налоговый мониторинг.

Логично, что вывод из тени крупных компаний повлечет за собой и малые, т.е. те схемы, которые раньше работали для оптимизации и пресечены «сверху», больше работать не будут. Потенциально это может дать хороший мультипликационный фискальный эффект для бюджета.

Кому доверить инвестиции: рейтинг управляющих компаний

Позитивная динамика, это всегда неплохо, с учетом того, что речь идет об инвестициях. Инвестиции это всегда задел на будущее, всегда то, что приносит добавочный продукт через определенный период времени. И на фоне непрекращающихся кризисных явлений в экономике РФ подобный расклад не может не радовать.

О том, что в ближайшее время подобное личное инвестирование практически заменит пенсионное страхование – я бы не говорил, потому что на сегодня - это продукт, который еще не всем понятен и доступен, не для широкого круга потребителей финансовых услуг.

Если пенсионная реформа продолжится в том же духе, тема личного инвестирования будет набирать обороты. Еще хотелось бы обратить внимание на саму десятку. Первая тройка – это управляющие компании с участием государства: Сбербанк управление активами, ВТБ Капитал управление инвестициями, Группа Открытие, - высокой доходности там быть пока не может. Это скорее история про стабильность.

Еще один ключевой показатель – куда вкладываются средства. Очень радует, что здесь идет речь о российских бумагах, хотелось бы, чтобы доля их увеличилась, хотя мы видим, что компании хеджируют свои риски, вкладываясь в американские компании, в европейские фонды.

Субсидиарная ответственность из исключительного правового инструмента стала обыденностью

Институт субсидиарной ответственности приобрел существенную «популярность» и превратился в настоящую «дубину» для топ-менеджмента компаний. Риски привлечения к ней сковывают их действия. По сути ограничивают маржинальность бизнеса, рост которой во многом связан с разумным коммерческим риском.

В комплексе с другими инструментами привлечение к субсидиарной ответственности привело к тому, что топы перестают брать на себя ответственность за принятие решений, максимально её избегают, делегируют или размывают.

Позиция, которую сейчас начинает занимать сообщество – разумна: давайте комплексно подходить к этому вопросу. Важна здесь позиция государственных органов. Посмотрите, что происходит в делах о банкротстве, где основным кредитором является ФНС России: привлечение происходит автоматически, если у службы более 50% голосов. В реестре и других делах без разбора подаются иски по привлечению к субсидиарной ответственности для того, чтобы отработать этот вопрос «для галочки» и избежать вопросов со стороны руководства к подчиненным.

Уже пора задуматься над вопросом: насколько сбалансирована эта «карательная» система и как она в итоге повлияет на экономический рост и экономику страны в целом

Цифровизация работы ФНС РФ вызывает доверие налогоплательщиков

Цифровизация экономики, уплаты налогов и их исчисления – это выведение экономики из тени. ФНС России сейчас является образцовым ведомством, выстраивая свою деятельность в таком направлении. Все передовые технологии, которые сейчас доступны – в рамках администрирования налогов – ФНС России реализует почти в полном объеме.

Однако следование всем догмам налогового кодекса с учётом менталитета российского бизнеса ведет к перегибам, которые ощущаются всё больше.

Возникает парадокс: недобросовестных налогоплательщиков становится меньше, однако и бизнес, который находится под столь серьезным давлением налогового бремени, попросту закрывается. Даже крупный бизнес еще не полностью адаптировался к, например, отраслевому подходу налоговиков.

Развитие сервисов – дело хорошее (несмотря на возможные сбои в системе как, например, в работе сайта ФНС в начале текущего года), но параллельно с этим нужно внедрять налоговую и финансовую грамотность в массы, тогда та идеальная модель налогообложения, которая заложена в НК РФ, будет реализована менее болезненно.

В первую очередь по потребкредитам должен гаситься основной долг, а не проценты: новый законопроект внесен на рассмотрение Госдумы РФ

Закон носит популистский характер и будет работать в пользу заёмщиков.

С учетом сформированной в России платежной дисциплины по погашению потребительских кредитов у заемщиков не будет никакой мотивации гасить оставшийся процентный долг. Пропадет стимул гасить сумму процентов, неустоек и других финансовых санкций после уплаты основного долга. Это приведет к тому, что заимодавцы, банки и МФО фактически не смогут эту сумму взыскать через какие-либо процедуры, им придется изыскивать новые пути решения вопроса.

Если этот законопроект пройдет в таком виде, платежная дисциплина не улучшиться. Банки будут стараться хеджировать свои риски путем строго отбора заемщиков и увеличения процентной ставки.

Приватизированное госимущество будут продавать через электронные площадки

Законопроект о продаже имущества муниципальной собственности и его приватизации через электронные площадки назрел уже давно. В век информационных технологий и электронного правительства совершенно недопустимо сохранять атавизмы системы, допускающие, даже теоретически, любые махинации и непрозрачность рыночных отношений. Особенно, когда речь идёт о приватизации государственного имущества.
В качестве преимуществ, конечно, также стоит отметить большой (по сути – неограниченный) охват возможных покупателей, понятные правила игры, особенно в части  допуска участников, а также более выгодные для продавца условия по формированию реальной рыночной цены объектов, за счёт публичности и открытой конкуренции участников

Офшорные кипрские компании станут резидентами островов Октябрьский и Русский

Желание максимально вывести российский бизнес из тени у властей не угасает. Вместе с тем раскрывать свои реальные доходы и активы хотят немногие. Поэтому такой шаг в виде создания российских офшоров – на островах Октябрьский и Русский – скорее вынужденный. Он направлен на сокращение оттока капитала из России, концентрацию финансовых ресурсов на территории страны. Понятно, что и давление ФНС России на бизнес увеличивается из года в год, и желание контролировать сделки между российским бизнесом и так называемыми КИК (контролируемыми иностранными компаниями) довольно велико.
Инициатива не приведет к скачку количества регистраций. Оно будет прирастать небольшими темпами из года в год. Этому будут способствовать внешние процессы вокруг дипломатических отношений России, США и стран ЕС. Чем сильнее санкции, тем выше риск потерь для российского бизнеса за границей. Мы видим, что сейчас происходит на Кипре, где количество номинальных компаний с участием российского капитала неуклонно снижается. Секретари и директора кипрских компаний, понимая, что теряют бизнес, с одной стороны увеличивают ценники, с другой - вынуждены раскрывать все больше информации под давлением санкций.
Темп прироста компаний в российских офшорах будет зависеть от условий для российского бизнеса за границей, а это будет определяться тем, насколько глубоко фискалы будут вникать в сделки и насколько детальными будут условия раскрытия информации о российских бенефициарах, а также от ужесточения введенных западом санкций.

Индивидуальных предпринимателей избавили от налогов с продажи имущества

Данная инициатива направлена на выведение денег из теневого оборота. Особенность юридического статуса индивидуального предпринимателя в том, что он совместим с физическим лицом. Поэтому очень часто возникали коллизии: как разделить имущество, которым владеет индивидуальный предприниматель от имущества, которым владеет физическое лицо? Если индивидуальный предприниматель продаёт недвижимое имущество – это ИП продаёт имущество или физическое лицо? Теперь никакой разницы нет, и платить НДФЛ, если индивидуальный предприниматель владел собственностью более 5 лет – не нужно. Во-первых, эта мера позволит сделать экономику прозрачнее, а во-вторых, содействует развитию малого бизнеса

Также комментировал материалы:

«Быть незаметными»: налоговая при Михаиле Мишустине

15 января премьер-министр Дмитрий Медведев после послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию объявил об отставке Правительства РФ в полном составе. Новость «оживила» многих, сказавшись даже на рубле, который упал по отношению к евро и доллару, возобновив рост позже.
Президент РФ не стал долго думать о новой кандидатуре премьер-министра: на этот пост был предложен Михаил Мишустин, действующий глава Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ. Эксперты утверждали, что новым председателем Правительства РФ может стать мэр Москвы Сергей Собянин или Алексей Кудрин, глава Счетной палаты РФ.
Сегодня Государственная дума проголосовала за назначение Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Каким же главой Федеральной налоговой службы был новый премьер? Что успел сделать, и к чему стремился фискальный орган при Михаиле Мишустине – вспомнил ДОЛГ.РФ

Защита предпринимателей – дело рук не предпринимателей

В Государственной Думе РФ обсуждается внесение поправок в ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ. Тренд на смягчение уголовной ответственности для предпринимателей продолжает набирать обороты: инициаторы поправок считают, что бизнесмены сами вправе выбирать, кто будет представлять их интересы в суде. И если сейчас закон разрешает в качестве защитников в уголовном судопроизводстве назначать только адвокатов, то в случае, если ст. 49 УПК РФ исправят, предприниматели смогут делать своими представителями членов торгово-промышленных палат (ТПП).

Под Грефом «Utair»: согласовали финансовое оздоровление авиаперевозчика

Стало известно о согласовании Сбербанком механизма финансового оздоровления авиакомпании Utair, которая последний год находится под угрозой банкротства. Об этом сообщило информационное агентство «Интерфакс».

Возврат к списку