А вам каких мер поддержки не хватает? Опрос ДОЛГ.РФ

2753
Время чтения - 9 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Правительство приступило к формированию нового пакета мер поддержки бизнеса. В частности, планируется возобновить выдачу кредитов по нулевой ставке на выплату зарплат, списание задолженности по налогам (для предприятий из наиболее пострадавших отраслей), субсидирование займов при создании новых рабочих мест и т.д. Весь «пакет» оценивается в 150-200 млрд руб. ДОЛГ.РФ решил спросить представителей бизнеса, насколько эффективными были меры поддержки для них в разгар пандемии 2020 года и каких мер поддержки им не хватает сегодня, чтобы удержаться на плаву?


Александр Любосердов, советник генерального директора Ассоциации стратегических инициатив, управляющий партнер «Профессионального юридического центра», член московской «Деловой России»:

— Весной от АСИ я сам принимал участие в разработке мер поддержки бизнеса. Отчасти наши пожелания были учтены федцентром, но не совсем в том виде, в котором они предлагались. Самым эффективным было снижение социальных взносов в страховые фонды для компаний МСП до 15%. Второе по значимости — отсрочка по уплате налогов. Но здесь, как и во многих других мерах, был применен критерий определения пострадавших предприятий по ОКВЭД. Это сузило круг получателей мер поддержки до 5-10% от тех, кто должны были получить эту меры.

Третий блок мер, которые показали себя достаточно успешными — кредиты на сохранение занятости. Которые списывались полностью, если сохранялась полная занятости, и на половину — при сокращении штата не более чем на 20%. Еще очень хорошая мера была — мораторий на банкротство.

Теперь относительно того, что там предлагается. Прежде чем говорить о каких-либо мерах, надо пересмотреть критерии, по которым оцениваются их получатели. Как и весной, я считаю, что нужно учитывать не ОКВЭДы, а реальные показатели. Так, к пострадавшим следует относить предприятия, чья выручка сократилась более чем на 30% и те, которые были принудительно закрыты на карантин по распоряжению органов государственной власти во время пандемии. Наличие этих двух факторов должно автоматически делать предприятия пострадавшими, без учета ОКВЭД.

Вторая необходимая мера все-таки не перенос сроков уплаты налогов, а реальная налоговая амнистия, которая означает списание налоговой задолженности. Это было бы логично, предприятие было закрыто в пандемию, оно не осуществляло никакой деятельности, почему оно должно платить НДС и даже НДФЛ. Все деньги, которые у предприятия имеются (какие-то накопления, кредиты), они должны идти на выплату заработной платы, а не на налоги. А то получается, что ФНС фактически забирает последние деньги (в том числе выданные и по госкредитам) у итак обескровленного бизнеса.

Еще одна важная мера — кредитная поддержка. Но это должны быть не кредиты на выплату заработной платы в размере МРОТ, никто же не платит МРОТ, особенно если речь идет о столице. Предоставлять в кредит нужно такую сумму, которую предприятие реально затрачивает на свой зарплатный фонд, учитывая, естественно, возможности компании по выплате такого займа. Процент по такому займу должен стремиться к нулю. При этом, конечно, надо смотреть, кто берет такие льготные кредиты, немало мошенников и компаний, которые просто хотят воспользоваться возможностью получить лишние средства.

И еще один момент, на который мне бы хотелось обратить внимание – это история с налоговой. Теоретически отменилась часть проверок, но фактически, я сказал бы так, что ФНС «озверела» и стремится всеми способами собирать деньги с «выживших» компаний, потому что в 2020 году был серьезный недобор по взносам, который надо компенсировать. С этим надо что-то тоже делать, возможно, с помощью нового пакета мер поддержки.

 

Олег Сирота, основатель проекта «Русский пармезан», председатель Союза сыроваров России:

— Как показал год, меры поддержки были достаточно эффективными, я знаю предпринимателей, которые получили такую поддержку. К сожалению, немалое количество осталось без мер поддержки, в том числе, по своей вине. Например, те бизнесмены, которые не оформляли официально своих работников — не могли получить кредит на ФОТ в полном объеме. Но это им хороший урок, чтобы задуматься о том, как вести бизнес. И самое главное, что показал год, это даже не сами меры поддержки, а то, как региональные и федеральные власти адекватно реагировали на проблемы предпринимателей, как быстро включился ручной режим управления. Меня это больше всего впечатлило.

В новом пакете мер я бы хотел видеть продуктовые карточки. Их получателями могли бы стать малоимущие семьи, например, и другие категории граждан, нуждающиеся в поддержке государства.

 

Валентина Ким, руководитель компании «Шоколадная Студия»:

— Производство кондитерских изделий не было официально признано пострадавшей от коронавируса отраслью, хотя фактически мы понесли большие потери. На период карантина (с марта по май) нам запретили работать. Городская администрация и общественная палата заявляли, что мы не имеем права выходить на производство.

В нашей компании работа выстроена по сдельной системе оплаты труда. Например, сотрудник выходит на производство и выпускает определенное количество шоколадных фигурок. За это ему и перечисляется зарплата. Но нам поставили требования: сохранить весь штат сотрудников, платить им зарплату, платить полную арендную плату за помещение, арендованное у муниципалитета. Более того, нас грозились оштрафовать за то, если мы выйдем на работу.

Возможно, для кого-то эти меры поддержки были эффективными, но мы эту поддержку не смогли получить.

Если же говорить о бизнесе в целом, то очень не хватает локальных бизнес-сообществ на уровне конкретного города или региона. Хотелось бы, чтобы предприниматели могли объединяться и взаимодействовать с властью. Бизнес должен иметь право предлагать свои варианты решений проблем. Бизнес-сообщества не всегда будут просить о помощи, но и заниматься благотворительностью.

Еще 2-3 года назад были координационные советы при администрации, где предприниматели и чиновники собирались 1 раз в месяц. На таких встречах мы обменивались контактами, опытом работы, мнениями. Также нам разъясняли различные вопросы органы власти, например, в сфере налогообложения.

У нас были онлайн-встречи, но это были формальные мероприятия «для галочки». Очень хочется, чтобы взаимодействие бизнеса и власти не сводилось к такому формальному общению. Потому все еще надеемся, что местные власти рассмотрят обращения как отдельных предприятий, так и сообществ в части предоставления различных льгот. Большинство из них не просит о глобальных вещах. Например, мы все еще рассчитываем получить скидку по аренде, которая не была нам предоставлена в период карантина.

 

Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (АОФИ):

— Часть оказанных федеральных мер поддержки стала своего рода «спасательным кругом» для бизнеса, но с отложенным сроком действия. Связано это с тем, что все кредиты, которые фитнес-клубы получали на выдачу зарплат на момент приостановки деятельности в период локдауна, требуют возврата. И эти возвраты начались в конце 2020 года и в начале 2021 года.

Мы видим неэффективное решение проблемы «арендодатель-арендатор» в фитнес-отрасли. Несмотря на соответствующее постановление 2020 года, часть арендодателей не обнулили и даже не сократили стоимость аренды на время «закрытых» для фитнес-центров месяцев локдауна. Часть арендодателей уменьшили арендную плату, но не настолько, чтобы это повлияло на стабильность и выживаемость фитнес-клубов.

Кроме того, несмотря на то, что фитнес-клубы благодаря инициативам АОФИ были отнесены к числу пострадавших отраслей, воспользоваться мерами поддержки удалось не всем предприятиям. Потому что часть из них не попадали под ОКВЭД (меры поддержки предоставлялись по основному ОКВЭДу) или не были зарегистрированы в реестре МСП.

 

Нина Литвинова, вице-президент Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты, сооснователь сети салонов красоты «Пальчики»:

— Конечно, в новом пакете интересуют прежде всего меры, которые будут направлены на поддержание занятости. Например, кредит на выдачу заработной платы под 0%. Это то, что может поддерживать предприятия. Однако, следует отметить, что кредит — он в любом случае кредит. А сейчас предприятия индустрии красоты находятся в состоянии, когда нужны физические деньги. Поэтому поддержка для предприятий нашей отрасли в большей степени может быть эффективна, если она будет направлена, прежде всего, на снижение налоговой нагрузки.

Соответственно, такая мера поддержки, как отмена налогового платежа, компенсация задолженностей по налогам — это то, что действительно может сработать. Льготное кредитование, если оно будет ниже 7%, тоже может повлиять, но еще раз подчеркну, что кредит остается кредитом. Поэтому если государство хочет оказать реально действующую помощь, то можно рассмотреть вопрос отмены социального налога на квартал или на два квартала предприятиям индустрии красоты. Это человекоемкая отрасль, и такая мера поддержит занятость лучше всего.

Также считаю, что меры поддержки должны быть адресными и привязанными к «качеству» налогоплательщиков, то есть учитывать то, как этот налогоплательщик до кризиса поддерживал государство — сколько налогов он заплатил. Например, если государство вернет предпринимателю, какую-то часть налогов, заплаченную им в 2019 году. Это не только поддержит бизнес, но и будет стимулировать его в будущем относится добросовестно к выполнению своих налоговых обязанностей. Такая поддержка может быть как в виде выплаты данной суммы предпринимателю (вернуть часть уплаченного налога в 2019-2020 году), так и в виде взаимозачёта будущих налогов.

 

Дмитрий Шлопак, глава Wesendorf Hotels group, член московской «Деловой Росии»:

— Объективно есть два мнения: политическое и объективное отраслевое. С точки зрения самих мер, конечно же, какому-то количеству бизнеса они помогли, но, учитывая, что крупный бизнес вообще не получил ничего, за исключением каких-то мер вроде МРОТ, отсрочки по налогам, для него глобально эти меры поддержки не сыграли какой-то роли. Спускаясь к малому и среднему предпринимательству, здесь ситуация лучше — часть этих предприятий получили меры поддержки, но их было менее 10% от общего числа ввиду излишней зарегулированности процесса получения мер.

Беспрецедентные меры, на мой взгляд, были приняты на уровне Москвы. Они были лучше, чем федеральные, но их тоже сложно было получить. До сих пор многие бизнесмены не смогли воспользоваться той поддержкой, что была предложена в 2020-м: например, грантами на аренду муниципальной недвижимости. Но надо отметить, что коллеги из правительственного аппарата охотно идут на контакт с бизнесом и действительно стараются искать какие-то компромиссы. На мой взгляд, бизнес все-таки слышат, пусть не все получается.

Что касается будущих мер, я бы не стал разрабатывать что-то новое. Предложенные весной меры были вполне оптимальны, хотелось бы их продолжения. Я надеюсь, что с новым пакетом мер будут упрощены механизмы их получения. Огромное количество предприятий сейчас находится в предбанкротном состоянии. Только в гостиничной отрасли серьезные проблемы у порядка 35% игроков (в общем, по рынку, учитывая сети и крупных игроков), а среди малых и средних предприятий вообще 50% находятся в предбанкротном состоянии. Пусть мер поддержки будет не так много, но механизмы их получения будут четкими и понятными.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"