Аудиторы не поверили прогнозу развития экономики

839
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Счетная палата раскритиковала макроэкономический прогноз до 2023 года, опубликованный Минэкономразвития РФ. СП назвала выводы ведомства нереалистичными, не учитывающими риски второй волны коронавируса, а бюджет излишне жёстким. Эксперты объяснили, почему Минэкономразвития так оптимистично смотрит на будущее страны, и кто в РФ дает наиболее реалистичные прогнозы.

Минэкономразвития ожидает, что:

  • падение экономики будет менее серьезнее, чем ожидалось летом, — 3,9 %;
  • если распространение COVID-19 не ускорится, а состояние мировой экономики начнет активно улучшаться, то и российская будет расти темпами более чем 3 % до конца 2023 года;
  • потребительский и инвестиционный спрос возрастут на 3,9-5 % за три года.
Аудиторы СП, напротив, уверены, что:

  • снижение ВВП окажется более серьезным – 4,2-4,8 %;
  • восстановление не пробьет потолок в 3 %, а при сильном влиянии второй волны — не более 2 %;
  • нет оснований ожидать роста потребительского и инвестиционного спроса, а доходы населения продолжат падать сильнее, чем того ожидает Министерство.
СП недовольна и отсутствием доходов по дивидендам госкомпаний и завышенными оценками налоговых поступлений, в т.ч. от НДФЛ, который повысили до 15 % с доходов, превышающих 5 млн руб. Результаты нацпроектов, на которые делают ставку сотрудники министерства, до сих пор не представлены, а представленная структура бюджета также вызывает вопросы. Аудиторы отметили, что нет никакого роста производительных расходов, которые бы стимулировали рост человеческого капитала. Наоборот, расходы сокращаются:

  • на соцполитику — с 12,8 % до 11,9 % за рассматриваемый период;
  • на образование — с 3,9 % до 3,6 %;
  • на здравоохранение — с 3,2 % до 2,9 %.
Расхождения в прогнозах ведомств — обычное дело, уверена Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «ФИНАМ».
«На мой взгляд, СП ближе к истине — драйверов для устойчивого восстановления доходов населения и частных инвестиций не видно, а бюджетная поддержка будет менее выражена, чем в 2020 г. Начнется обратный процесс — бюджетная консолидация, и экспорт останется под давлением», — считает эксперт.
Расчеты СП могут быть более «свежими». В любом случае даже отличающиеся прогнозы позволяют сформировать более достоверную картину, поскольку каждое из ведомств использует свои методологии с учетом внутренней специфики, уверен аналитик ГК TWINO Александр Шестаков.

При этом, чрезмерно оптимистичный настрой Минэкономразвития был предсказуем. Основная причина в том, что это единственное ведомство, ответственное за экономический рост в РФ. Министр не будет публично заявлять, что в его секторе назрели серьезные проблемы. Поэтому прогнозы никогда не бывают слишком пессимистичными и аккуратно уточняются в течение года, объяснил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Аналитики ЦБ, наоборот, до сих пор держат планку в интервале 4,5-5,5 % падения ВВП и не снижают ее. В данном случае регулятор — лицо незаинтересованное, за экономический рост он не отвечает, поэтому последствий за отражение реальных цифр для него не будет.

Эксперт предположил, что можно сложить показатели Минэкономразвития и ЦБ РФ и разделить их пополам — цифры все равно будут далеки от реальности, но уже более объективны. При этом оценивать состояние экономики по показателю падения ВВП вообще не имеет практического смысла.
«Рыночная экономика развивается циклично и проходит 4 фазы: подъем, бум, спад и рецессию. После кризиса вновь начнется подъем и бум — это неизбежно. Все можно будет за 1-3 года компенсировать, поэтому ВВП сейчас неважен. Сейчас главная задача не допустить уход населения в депривацию, ведь именно люди создают рост ВВП», — подчеркнул эксперт.
Для этого важно отслеживать 4 индикатора: доходы, занятость, уровень бедности и дифференциацию доходов по населению. Из-за падения этих показателей и происходит вся социальная и экономическая турбулентность в стране, а не из-за ВВП.

По его словам, делать точные экономические прогнозы в РФ сейчас в принципе невозможно, и на это есть три причины:

  • мутация COVID-19 создает огромную неопределенность;
  • Росстат не видит 20 % ВВП, который создает неформальная экономика, самозанятые и «серый» бизнес, поэтому производятся «досчеты»;
  • нет своевременной статистической информации для определения прогноза. Потребительский спрос определяется 1 раз в квартал, то есть в октябре мы располагаем только данными за июнь. Данные по безработице, по зарплате также отстают. Прогнозировать развитие макроэкономики в таких условиях — «тыкать пальцем в небо».
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"