Баланс региональных бюджетов создается «вручную»
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфДоходы региональных бюджетов существенно увеличились за прошедший год. Одной из причин роста стали федеральные трансферты. В результате улучшения показателей заметно сократилось число субъектов, которые закончили год с дефицитом.
Больше всего трансфертов было выдано в качестве дотаций. Целью их является налаживание баланса региональных бюджетов и повышение заработных плат работников, задействованных в бюджетных организациях. Дискреционный характер дотаций в 2018 году стал главной особенностью федеральной политики по отношению к регионам.
Столица также получила ряд дотаций в ушедшем году, несмотря на то, что они не были существенно важны для сбалансированности московского бюджета. Даже если бы вливаний не было, Москва в любом случае закончила бы год с профицитом.
В свою очередь, расходы субъектов Федерации за прошлый год существенно выросли, если сравнивать показатели с 2017. Однако они все равно не сравнятся с расходами, которые регионы несли в 2011 году.
Показатели статистики говорят о том, что сбалансированность бюджетов в регионах становится стабильнее, долги понемногу сокращаются, а рост расходов нормален в соотношении с другими данными аналогичного периода. Также по результатам статистики можно четко увидеть распространяющуюся практику предоставления федеральных трансфертов в «ручном режиме», что несколько усложняет процесс планирования региональных бюджетов.
Доходы-расходы: как соблюдают баланс в регионах страны
За прошедший 2018 год доходы бюджетов в субъектах РФ выросли на 15% по сравнению с показателями 2017 года. Их совокупный размер составил 12,4 триллиона рублей, в том числе налог на прибыль принес почти 30% дохода, поступления от НДФЛ поднялись на 12%, а трансфертов поступило более чем на 22% больше.
Объем федеральных трансфертов превысил 2 триллиона рублей.
Баланс региональных бюджетов, в % к ВВП
|
Доходы |
Расходы |
Баланс |
2018 |
13,5 |
12,9 |
0,6 |
2017 |
12,5 |
12,6 |
-0,1 |
2016 |
11,9 |
12,0 |
0,0 |
2015 |
11,2 |
11,4 |
-0,2 |
2014 |
11,3 |
11,8 |
-0,5 |
2013 |
11,2 |
12,1 |
-0,8 |
2012 |
11,7 |
12,3 |
-0,4 |
2011 |
12,6 |
12,7 |
-0,1 |
Как видно из таблицы, баланс нормализовался только в прошедшем году. Ранее расходы регионов всегда существенно превышали доходы. Худшая ситуация в регионах страны сложилась в 2013 году.
Интересно, что на протяжении восьми лет федеральная политика в области трансфертов была направлена в сторону уменьшения помощи субъектам. Однако в 2018 году количество выданных трансфертов резко возросло.
Если в 2011 году общая доля трансфертов составляла 21,5%, то к 2016 она снизилась до 16%, а в 2018 выросла на 1%.
Структура трансфертов
Если рассматривать структуру трансфертов, можно увидеть, что значительно уменьшилась доля субсидий в регионы. В 2017 году она составляла почти четверть от общего числа трансфертов, а в 2018 — только 18%. В 2011 году также выдавалось намного больше субсидий — 31% от общего числа.
Вполне возможно, что такой спад связан с вводом новых, более строгих правил их предоставления. Сейчас для получения такого вида бюджетирования регион обязан взять на себя обязательство по достижению определенных целевых показателей.
Эти цифры определяет ФОИВ. Также в позапрошлом году были введены меры, которые обязывают субъекты увеличивать «собственные» доходы для получения дотаций из федерального бюджета. Однако на фоне этого отмечается увеличение роста предоставления дотаций дискреционного характера. Таких, которые направлены на восстановление баланса регионального бюджета.
Выдача субсидий в прошлом году упала на 10%, дотации, предназначенные для стабилизации бюджетов, выросли всего на 5%, а прочие дотации увеличились почти в 3 раза. В их число входят трансферты для поддержания региональных бюджетов, частичная поддержка расходов на увеличение оплат труда для работников из бюджетных организаций, а также материальная поддержка отдельных регионов страны. Часть из предоставляемых дотаций даже не имеет названия, только код классификации.
Больше всего дотаций в прошлом году получила Москва, хотя ранее подобный инструмент поддержки для столичного бюджета вообще не использовался.
Структура трансфертов для регионов
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Скорость роста дотаций в прошлом году |
Дотации для стабилизации обеспечения бюджетов |
24,2 |
24,5 |
27,6 |
26,3 |
30,2 |
32,6 |
36,1 |
30,9 |
104,9 |
Прочие виды дотаций |
10,1 |
7,9 |
12,6 |
14,6 |
10,1 |
9,0 |
8,5 |
18,7 |
270,2 |
Субсидии |
31,3 |
35,3 |
34,2 |
24,0 |
24,9 |
22,7 |
24,8 |
18,4 |
91,2 |
Субвенции |
20,6 |
17,6 |
18,3 |
18,7 |
20,8 |
21,2 |
19,1 |
15,9 |
101,7 |
Прочие |
13,8 |
14,7 |
7,4 |
16,4 |
14,0 |
14,5 |
11,5 |
16,0 |
170,0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
122,4 |
В целом наибольший скачок наблюдается в сфере «дискреционных» дотаций. На поддержание стабилизации бюджетов было выделено в 5 раз больше денег, на компенсацию увеличения заработных плат — в два с половиной раза больше средств. Каким образом, по какой системе распределялись эти вливания в регионы неизвестно. Вполне возможно на увеличение трансфертов повлияла предвыборная кампания в прошедшем году. В дальнейшем влияние будут оказывать участие субъектов в различных национальных проектах и их реализация. На данный момент никто не может предсказать и спрогнозировать, каким образом дальше будут распределяться трансферты, что их ждет: падение или рост. «Ручное управление» бюджетом — не самый однозначный и предсказуемый вариант движения денежных средств.
Рост расходов
В прошлом году также был зафиксировано увеличение расходов в регионах. Рост составил 10%. Это первое значительно увеличение показателей после заметного спада в 2015 году. Однако о возврате к размеру расходов в 2011 году говорить пока еще рано.
Показатели региональных расходов, в том числе на образование (2011 год = 100)
|
Расходы регионов |
Расходы на образование |
2011 |
100 |
100 |
2012 |
104 |
113 |
2013 |
103 |
120 |
2014 |
100 |
117 |
2015 |
88 |
103 |
2016 |
86 |
98 |
2017 |
91 |
100 |
2018 |
97 |
110 |
Образовательные расходы достигли пиковых показателей в 2012-2014 годах, повысились на 20%, однако потом произошел спад. Возможно, поводом этому послужило увеличение заработных плат работникам бюджетной сферы. В 2015-2016 годах все расходы продолжали снижаться и достигли показателей ниже 2011 года. В последние два года прослеживается рост, но пиковых показателей 2013 года пока еще регионы не достигли.
В ушедшем году количество субъектов, бюджет которых оказался в дефиците уменьшилось на 15. Немалую роль здесь сыграли и федеральные трансферты.
Статистика регионов, закончивших год с дефицитом бюджета
2015 |
76 |
2016 |
56 |
2017 |
47 |
2018 |
15 |
На первое число текущего года общий дог по регионам составлял 2578 миллиардов рублей. Этот показатель меньше аналогичного в 2017 году на 4%.
Региональные долги субъектов РФ
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Ценные бумаги |
24,0 |
22,8 |
18,8 |
16,7 |
17,4 |
24,2 |
22,1 |
Кредиты и займы |
35,1 |
41,7 |
44,6 |
44,0 |
38,1 |
33,8 |
34,6 |
Кредиты из бюджетов |
31,9 |
27,8 |
30,8 |
34,3 |
40,3 |
41,0 |
39,8 |
Прочее |
9,0 |
7,7 |
5,8 |
5,1 |
4,3 |
3,9 |
3,5 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
За последнее пятилетие субъекты РФ стали брать меньше коммерческих кредитов в банках, зато увеличилось число бюджетных заимствований. Часть регионов также стали приобретать большее количество облигаций с позапрошлого года, в частности это Москва и Санкт-Петербург, а также Краснодарский край.
Показатели региональных долгов на начало текущего года почти ничем не отличаются от 2018 года.
«Ведущими» регионами по величине соотношения долгов к доходам являются:
-
Мордовия — почти 250%
-
Костромская область — 110%
-
Орловская область — около 70%
-
Удмуртия — около 70%
-
Республика Хакасия — 65%
В начале текущего года соотношение долгов к доходам превышало 50% более чем в 35 регионах России.
Топ-10 регионов России по динамике роста розничной торговли за 2017-2018 гг.