Безоборотный бизнес: анализ ситуации от ТПП РФ
Пандемия коронавируса застала врасплох не только население и бизнес, но и общественные организации, а также руководителей страны. К такому повороту событий, как закрытие торговли, производств, вынужденное нахождение граждан дома во избежание заражения и массовая остановка экономики во всем мире, не был готов никто.
Однако самое важное в кризисных ситуациях – умение быстро реагировать на изменения и помогать предпринимателям, чтобы они могли сохранить и бизнес, и средства к существованию. Плотный контакт с государственными властями установился у Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ. Пресс-служба общественной организации рассказала ДОЛГ.РФ о ситуации в России сегодня, о предлагаемых мерах по ее улучшению и о проблемах бизнеса.
Состояние бизнеса
Александр Каньшин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, рассказал о положении бизнеса в апреле-мае 2020 года. По его словам, обороты предпринимательства упали на 80 %, и многие организации были вынуждены прекратить деятельность. Главной нагрузкой на бизнес как до, так и в период пандемии стал расчет налога на недвижимость по его кадастровой стоимости, а также повышение налога на добавленную стоимость (НДС) до 20 % вместо 18 %.Вышеупомянутые законодательные изменения увеличили и без того высокую нагрузку на бизнес в 5-6 раз. Пандемия коронавируса, а также снижение потребительского спроса фактически ввергли страну в кризис, выход из которого будет трудным. По мнению Александра Каньшина, сейчас нужно менять методы управления экономикой. В первую очередь необходимо введение временного моратория как на внедрение новых налогов, так и на повышение ставок уже существующих. А для восстановления деловой активности государство и банки должны быть готовы к предоставлению дешевых и долгосрочных займов.
Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, обеспокоен разрывом цепочек поставок, сложившихся из-за распространения COVID-19. Из-за этого доходы бизнеса долгое время будут ниже, чем их расходы. Помочь бизнесу можно и косвенно: например, оказать адресную материальную помощь из бюджета наиболее экономически уязвимым слоям населения. Тогда потребительских спрос на услуги и товары упал бы не так резко. Однако федеральные власти пока не готовы идти на такой шаг.
Меры, принятые ТПП РФ
Сергей Катырин, президент ТПП РФ, отметил, что органы государственной власти сумели быстро выявить проблему и оперативно принять решения для работы над ней. Однако, если на принятие решения им потребовалось несколько часов, то его реализация требует гораздо большего времени. Эксперт подчеркивает, что оперативно внедрять идеи в жизнь – это то, чему российским властям еще нужно учиться.Сергей Катырин напомнил, что к 1 июня должен быть представлен Общенациональный план действий по восстановлению экономики. ТПП РФ старалась максимально помочь бизнесу в это сложное время. В марте-мае 2020 года были открыты «горячие линии» для проведения консультаций. На «горячую линию» поступали десятки тысяч обращений от представителей бизнеса по всей стране. У самой ТПП РФ есть 179 палат в регионах государства.
Также общественная организация активно выдавала сертификаты, подтверждающие возникновение форс-мажорных обязательств. Они используются предпринимателями как возможность избежать негативных последствий как по внутренним, так и по внешним контрактам.
ТПП РФ обращалась и в Верховный Суд (ВС) РФ, попросив высшую инстанцию разъяснить, какие случаи следует причислять к форс-мажорным в условиях пандемии коронавируса, а какие нет. Оказалось, что не все суды встают на сторону компаний и предпринимателей, не выполнивших обязательства из-за распространения COVID-19, и считают справедливой возникшую гражданско-правовую, а иногда и административную ответственность. ВС РФ устранил вольные трактовки судов в новых «коронавирусных» обзорах практики.
Как помочь российскому бизнесу?
ТПП РФ считает, что помочь российскому бизнесу получится, если продолжать политику импортозамещения. Сейчас нужно поддерживать отечественных предпринимателей, заказывая у них услуги, работы и товары.Еще один важный фактор – помочь бизнесу в цифровизации своей деятельности. Оказалось, что многие были вынуждены закрыться, а не перейти на удаленную работу не столько из-за нехватки специальных технических средств у руководства и сотрудников, сколько из-за неумения ими пользоваться. Предпринимателей нужно знакомить с техническими новинками и обучать их пользоваться ими.
Важно мотивировать предприятия создавать финансовые «подушки безопасности». По мнению ТПП РФ, у многих российских компаний такая возможность есть, но они ею не пользуются. Также стоит изменить правоотношения между банком и предпринимателем. Сейчас последний «бегает» за финансовыми организациями, прося оформить на себя кредит. Ситуация должна быть противоположной: именно банки должны хотеть заполучить себе нового корпоративного клиента.
При реализации антикризисных мер в жизнь важна скорость их внедрения, а также полученный результат. До сих пор любая российская политика строилась на «процессе», когда органы государственной власти неспешно наблюдали за развитием ситуации и смиренно относились к «провалам». Пандемия коронавируса заставляет пересмотреть многие казавшиеся прежде правильными приоритеты.