Бюджетные игры: Минфин РФ может увеличить расходы свыше запланированных на 1,5 трлн руб.

В период кризиса бюджетное правило теряет свою актуальность

5 минут
Бюджетные игры: Минфин РФ может увеличить расходы свыше запланированных на 1,5 трлн руб.

Рейтинговое агентство Fitch Ratings ожидает, что на ближайшие 2 года Министерству финансов РФ придется ослабить бюджетное правило. В 2020 году не исключено превышение расходов бюджета не менее, чем на 1,5 трлн руб. Но, хотя ведомство может прибегнуть к смягчению правил касаемо расходов, правила использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и цена отсечения меняться не будут.

В частности, это станет возможным за счет увеличения государственных заимствований. По данным РБК, информацию подтвердил Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ. На онлайн-конференции «Ренессанс-Капитала» он заявил, что возможны отклонения от действующего бюджетного правила, и вернуться к его соблюдению в изначальной форме удастся только к 2022 году.

Бюджетное правило позволило России укрепить кредитный рейтинг и доказать, что страна суверенна и макроэкономически независима. Однако коррекция бюджетного правила вызывает у экспертов сомнения: что, если действующая финансовая модель в государстве нестабильна? И, хотя расходы сверх бюджетного правила обусловлены мерами поддержки бизнеса и населения, аналитики с осторожностью наблюдают за развитием событий. А с учетом того, что IT-отрасль получила дополнительные налоговые послабления, и семьи с детьми – новые выплаты, 1,5 трлн руб. кажутся не окончательными цифрами.

Увеличение бюджетных расходов в кризис – это нормально

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets, выразил мнение, что дополнительные затраты сверх бюджетного правила в размере 1,5 трлн руб. будут направлены на оказание помощи экономике после пандемии коронавируса. Дополнительные средства, поступившие в реальный сектор, могут дать толчок развитию, что скажется благотворно на общеэкономической ситуации в стране.
«Указывается, что пересмотр бюджетного правила предусмотрен только в части увеличения бюджетных расходов, что необходимо в кризисной ситуации. При этом не меняются другие главные позиции бюджетного правила (цена отсечения стоимости нефти и т.д.). Увеличение расходов бюджета – это нормально в приемлемых рамках, когда пострадала национальная экономика. Кроме того, рост бюджетных расходов станет стимулом для увеличения потребительского спроса в стране», – рассуждает Артем Деев.
По мнению руководителя аналитического департамента AMarkets, возможное решение Минфина РФ об обходе бюджетного правила станет одним из шагов антикризисной программы Правительства РФ. И он не приведет к пересмотру кредитных рейтингов России, также как и не нарушит макроэкономическую стабильность страны. Наоборот, дополнительные средства позволят в более короткие сроки восстановить экономический рост в РФ.

Незыблемых правил не бывает

Олег Богданов, ведущий аналитик QBF, считает, что сейчас в России нет незыблемых правил, все может поменяться. Например, недавно стало известно о предложении ввести элементы прогрессивного налогообложения, и в ближайшем будущем изменится налогообложение физических лиц в части повышения ставки НДФЛ до 15 % для граждан, чьи доходы превышают 5 млн руб. А потому в этом контексте можно ожидать и изменения бюджетного правила.
«Практика последних месяцев показала, что бюджетное правило вроде бы выполняют в Минфине РФ, но есть Банк России, который проводит свою политику на внутреннем валютном рынке. ЦБ РФ буквально не придерживается бюджетного правила (могут покупать валюту, могут не покупать, также и с продажей), а действует согласно своим целям. Понятно, что в связи с пандемией расходы правительства будут расти, значит, будет расти объем заимствований», – рассказал ДОЛГ.РФ Олег Богданов.
Ведущий аналитик QBF призывает не преувеличивать влияние этого фактора на способность страны расплачиваться по своим обязательствам. Уровень государственного долга в России очень низкий. России очень далеко в этом отношении до стран Еврозоны и США.

Дальнейшее соблюдение бюджетного правила могло бы привести к ущербу

Сергей Дроздов, аналитик ГК «ФИНАМ», подчеркнул, что непростые времена требуют более гибкого подхода в вопросе формирования бюджета и государственных расходов. На данном этапе корректировка бюджетного правила выглядит вполне логично. В условиях все еще низких цен на энергоносители и негативных последствий для российской экономики от карантинных мер, дальнейшее соблюдение ограничений, предусмотренных бюджетным правилом, было бы контрпродуктивным.

Смягчение бюджетного правила позволит Правительству РФ получить дополнительные денежные ресурсы, которые в условиях экономического шока, при их эффективном использовании, помогут частично сгладить ущерб от «коронакризиса». Что же касается возможных изменений кредитного рейтинга России в связи с корректировкой бюджетного правила, то это во многом будет зависеть от того, насколько долго будет использоваться данная опция, и как быстро Минфин РФ вернет ее к прежним параметрам.

Схожего мнения придерживается и Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС. По словам эксперта, сложно оценить потребность бюджета в дополнительных средствах для компенсации бюджетного дефицита: и рынок нефти далек от равновесия, и не до конца ясен темп восстановления отраслей, пострадавших от локдауна.

Но временный отказ от жесткого исполнения бюджетного правила назрел давно. Главная тут опасность, – особенно когда начнется рост экономики – не вернуться к бюджетному правилу вовремя. Отказываться от ограничений легко, возврат к ним – очень сложен.

Бюджетное правило работает при экономическом благосостоянии

Гульнара Ручкина, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, указала на то, что в экономике бюджетные правила в основном направлены на сдерживание чрезмерного роста расходов бюджета, особенно в благоприятные для экономики времена, что служит целям обеспечения финансовой стабильности и устойчивости государственного долга. Однако сегодняшняя ситуация, связанная с необходимостью дополнительных расходов бюджета, внесла свои коррективы.

Смягчение бюджетного правила позволит сохранить России ее кредитные преимущества, не повлияет сильно на макроэкономические показатели отечественной экономики. Оно же даст возможность дополнительного финансирования мероприятий, связанных с преодолением не очень благоприятной в настоящей момент экономической ситуации.

Сейчас общий объем поддержки российской экономики, заявленный Правительством РФ, оценивается примерно в 3 % ВВП. Это существенно меньше, чем в большинстве развитых стран.Оценивая ситуацию с возможным смягчением бюджетного правила, нужно отметить, что полномасштабная антикризисная политика невозможна без смягчения или временной заморозки действующих бюджетных правил.
Комментировали:
Артем Деев
Руководитель аналитического департамента AMarkets
Олег Богданов
Ведущий аналитик QBF
Гульнара Ручкина
Руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ
Нравится 331
Ха-ха 119
Удивительно 92
Грустно 66
Возмутительно 66
Не нравится 79




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров