Что несет грядущий 2020 год рынку МФО

7936
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Недавно Национальное Бюро Кредитных Историй (НБКИ) сообщило, что россияне стали брать на 8,3 % микрозаймов меньше. Профессиональное сообщество с интересом стало обсуждать эту статистику. Ряд экспертов даже сообщал о том, что микрофинансовые организации вскоре станут нерентабельными и не смогут получать достаточно прибыли, чтобы покрыть свои расходы. Помимо снижения спроса со стороны населения, препятствиями для деятельности МФО стали необходимость рассчитывать предельную долговую нагрузку клиента и снижение максимальной процентной ставки (не более 1 % вознаграждения в день). ДОЛГ.РФ решил спросить у профессиональных участников микрофинансового рынка, в чем они видят перспективы его развития в 2020 году.

Дмитрий Глущенко, СЕО кредитного маркетплейса Одобрим.ру, указал на то, что если считать по количествам выданных микрозаймов, то их действительно стало меньше. Но при этом в статистике НБКИ демонстрируется увеличение сумм выданных кредитов в МФО.

«За счет мер, предпринимаемых регулятором, сегмент Payday loans, или так называемых займов до зарплаты, снижается. Тем не менее, нельзя не отметить, что за последний год-полтора большинство микрофинансовых организаций начали выдавать займы на больший срок, таким образом начав конкурировать с Installment Loan – исконной вотчиной банков. Если раннее человек обращался в МФО за 5 тыс. рублей и делал это каждый месяц, то сегодня часть аудитории, вероятно, начнет брать «длинные» кредиты. Помимо действий регулятора, этому способствует и ухудшение качественных клиентов (данные кредитного бюро «Эквифакс» это подтверждают)», – комментирует Дмитрий Глущенко.

СЕО кредитного маркетплейса Одобрим.ру считает, что микрозаймы отчасти будут конкурировать с кредитными картами. Эксперт подчеркивает, что аудитория МФО шире, чем у банков, поскольку они проводят денежные переводы не только на кредитные, но и на дебетовые карты. А количество владельцев дебетовых карт в разы больше, чем тех, у кого на руках есть кредитки. По мнению Дмитрия Глущенко, часть клиентов, для которых существует потребность в «длинных» деньгах, ожидаемо перетечет из банков в МФО.

Статистику НБКИ оценил и Андрей Клейменов, генеральный директор группы компаний Eqvanta (владеет брендами МФО «Быстроденьги», «Турбозайм», «Решка»). Эксперт сообщил, что в количественном выражении выдачи микрозаймов в организациях, входящих в холдинг Eqvanta, уменьшились на 10 %. В большей степени уменьшение количества выданных кредитов связано с переориентацией бизнеса с займов до зарплаты на потребительские займы на большую сумму и срок. В результате, как подчеркивает Андрей Клейменов, клиенты реже обращаются в МФО. 

Также эксперт рассказал о том, что на снижение спроса влияет уровень одобрения выдачи денег в долг для новых клиентов. Генеральный директор группы компаний Eqvanta сообщил, что у них уровень одобрения мини-кредитов уменьшился на 9 %. Это связано с общим изменением маржинальности микрофинансового бизнеса: если раньше риск-аппетиты МФО позволяли держать уровень одобрения выше, то со снижением ставки их пришлось уменьшить. Для повторных клиентов уровень одобрения остался прежним.

«Даже при уменьшении ставки в 2 раза до 1 % в день не произошло существенного всплеска обращений за получением займов. Клиенты научились рассматривать МФО как способ решения срочных финансовых проблем и пользуются такими услугами обдуманно. Введение обязательного расчета предельной долговой нагрузки как для банков, так и для МФО напрямую не запрещает выдавать деньги клиентам с высокой кредитной нагрузкой. Но при этом создаются невыгодные для кредитора условия при выдаче такого займа или кредита. Идет прямое влияние на резервы и нормативы, а также общую маржинальность бизнеса финансовых компаний. Учитывая это, расчет предельной долговой нагрузки станет очередной ограничительной мерой для возможностей клиента в получении займа или кредита», – резюмирует Андрей Клейменов.

О перспективах микрофинансового рынка в 2020 году ДОЛГ.РФ рассказал в интервью Игорь Петров, директор по связям с общественностью микрофинансовой компании «МигКредит»:


– Как Вы считаете, что станет с микрофинансовым рынком в 2020 году?

– Нет никаких оснований полагать, что рынок МФО в 2020 году претерпит драматические изменения. Но об это можно говорить только при условии отсутствия регуляторных шоков. На мой взгляд, основные решения, связанные с дневной процентной ставкой, максимальной переплатой по займам и определению предельной долговой нагрузки, уже случились в текущем году.

Практика показывает, что лидеры рынка МФО смогли адаптироваться к снижению предельной ставки до 1,5 % в день и сохранили прежние темпы роста. Снижение ставки до 1 % в день, которое произошло 1 июля 2019 года, будет более жестким испытанием эффективности бизнес-моделей. Мы ожидаем переориентации компаний, специализирующихся на выдаче «займов до зарплаты», в организации, выдающие среднесрочные потребительские займы с постепенным погашением. А это потребует больших затрат прежде всего на скоринговые модели, потому что поведение этого сегмента заемщиков имеет свою специфику.

Конечно, далеко не все МФО смогут показать свою жизнеспособность и будут вынуждены уйти с рынка. По экспертным оценкам, если по итогам 2019 года объем рынка прибавит около 30 % и приблизится к 220 млрд рублей, то на фоне ограничения предельной доходности до 1 % в день произойдет замедление прироста выдач до 20 % против 30 % на протяжении двух последних лет. Уменьшится и количество игроков микрофинансового рынка, но не катастрофически, примерно на треть от сегодняшнего показателя в 1900 компаний.

В то же время произойдет концентрация рынка на крупнейших участниках. Этот процесс уже идет: по данным за первое полугодие 2019 года, на топ-20 и топ-100 МФО приходится 57 и 83 % портфеля соответственно.


– Как сказывается на микрофинансовых организациях требование об обязательном расчете предельной долговой нагрузки клиентов и уменьшение процентных ставок по займам?

– Ужесточение регулирования со стороны Банка России усложняет жизнь микрофинансистам. Варианты развития событий у небольших компаний, которые не могут приспособить свои бизнес-процессы к новым условиям, довольно ограничены и будут зависеть от того, с какими именно проблемами сталкиваются МФО: экономика займа и бизнес-модель, достаточность капитала, источники фондирования и другие причины.

Наиболее радикальными вариантами развития событий может стать выход из бизнеса или слияние небольших компаний друг с другом. Выход из бизнеса путем продажи довольно не прост. Сейчас сложно найти инвесторов, готовых войти на этот рынок. Серьезные регуляторные риски пугают капиталовкладчиков, ведь покупка проблемного бизнеса предполагает понимание путей решения его проблем.

Целесообразность продажи портфеля, если речь идет о сегменте PDL, также не ясна: к моменту, когда оценка такого портфеля будет завершена, все краткосрочные займы будут либо погашены, либо уйдут в просрочку, и покупателю фактически достанется дефолтная его часть и клиентская база, которую еще нужно сконвертировать в новые выдачи. Сейчас существуют значительно более дешевые способы привлечения клиентов.

Слияние с другим игроком имеет смысл, когда обе компании остаются на плаву и хотят масштабироваться, сокращая издержки. Однако все мы знаем, насколько сложно операционно объединить два бизнеса.

Если говорить о показателе долговой нагрузки, который МФО должны будут рассчитывать для каждого заемщика с 1 октября,  то здесь остается много вопросов. Самый главный из них – как подтягивать информацию о реальных доходах заемщика, особенно в предпринимательской среде. Если брать среднестатистический показатель для отдельного региона, то он всегда будет страдать неточностью, как и всякая «средняя температура по больнице».

Вопрос в том, что клиенты зачастую имеют достаточный доход, но далеко не всегда могут его показать. По факту они не отдают половину своего дохода на обслуживание кредитов. По экспертным оценкам, только порядка 11 % заемщиков можно отнести к категории граждан с высокой долговой нагрузкой.


– Сохранится ли тенденция к уменьшению заинтересованности микрозаймами, или это временное явление?

– МФО уже давно стали органичной частью российской финансовой системы. Лидеры рынка по своей сути уже перешагнули рамки МФО и стали финансово-техническими компаниями. Они предоставляют сервис, которого нет у многих банков. Поэтому будет расти число людей, которые прибегают к услугам МФО просто потому, что это удобно и технологично. Особенно, когда проблему надо решать быстро в экстренном режиме.

Нет никаких оснований полагать, что спрос на микрозаймы будет падать. Наоборот, МФО смогут открывать для себя новые клиентские сегменты благодаря развитию финансово-технической отрасли. В данном контексте можно говорить о переориентации самих МФО на работу с более серьезными кредитными продуктами, об уходе от «займов до зарплаты» в сегмент среднесрочных потребительских кредитов. Статистика показывает, что спрос на них устойчиво растет.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"