Госдолг ниже нуля: правительство предпочитает стагнацию

221
4 минуты
Госдолг ниже нуля: правительство предпочитает стагнацию

Первый раз за последние пять лет чистый государственный долг РФ пересек границу отрицательных значений. Этого не происходило с момента ввода первых санкций против России.

По информации Министерства финансов и ЦБ РФ, со второй половины текущего года ликвидные активы правительства страны, субъектов и внебюджетных государственных фондов стали больше, чем российский государственный долг с учетом внешних и внутренних обязательств правительства, а также задолженностей субъектов и муниципальных образований.

В начале текущего года государственный долг России был больше государственный активов на 1,5 % ВВП. К началу августа чистые активы расширенного правительства достигли 1,25 % ВПП, который прогнозировали на 2019 год.

Размер государственного долга правительства, регионов и муниципалитетов составляет 16,2 трлн руб. или 15 % ВВП по прогнозу. В свою очередь, ликвидные активы России, которые включают депозитные счета в регуляторе в национальной и иностранных валютах, равняются 17,6 трлн рублей, что соответствует 16,2 % ВВП.

Ранее финансовый регулятор отмечал, что за первые шесть месяцев 2019 года произошел рост нетто-заимствований государственного сектора за границей РФ. Это помогло стабилизировать размер внешнего российского долга. К началу второго квартала текущего года объем внешнего долга увеличился по сравнению с I кварталом на 14,1 млрд долл. (с 454,7 млрд до 468,8 млрд).

Дмитрий Александров, главный стратег компании «УНИВЕР Капитал» считает, что чистый госдолг России ушел в отрицательную зону благодаря резервам, созданным государством.

«С 2014 по 2019 годы, благодаря жесткой финансовой дисциплине, удалось создать резервы, которые способны покрыть весь внешний долг за счет депозитов государственных органов в финансовом регуляторе и коммерческих банках России. Обратная сторона этого процесса — торможение темпов роста ВВП. Вместо того, чтобы работать на экономику, сбережения оседали на счетах в банках, что отрицательно сказалось как на экономике, так и на гражданах», — подчеркнул эксперт.
Игорь Семеновский , к.ю.н., помощник Депутата Государственной Думы, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что снижение чистого долга России до нуля и ниже — это хорошо, но на макроэкономическую ситуацию в стране следует смотреть в комплексе.
«Если сравнить ситуацию в макроэкономике России сейчас и в период 2014-2017 годов, то целый ряд таких показателей как уровень госдолга, темпы роста ВВП и промышленного производства, сбалансированность федерального бюджета и ряд других – выглядят в 2019 г. и прогнозном периоде в достаточно выгодном свете. Некоторые из ключевых индикаторов экономики пошли вверх еще в 2018 г. Косвенным свидетельством этого является также и повышение в 2019 г. долгосрочного кредитного рейтинга России агентствами Moody’s и Fitch. В то же время общая стабилизация макроэкономической ситуации не сказывается, к примеру, на росте реальных доходов россиян, уровне их закредитованности, что всегда ощутимо и наглядно видно для большинства граждан», — отметил эксперт.

По словам Игоря Семеновского, ситуацию с условным выходом госдолга ниже нуля необходимо рассматривать в комплексе: накапливая денежную подушку про запас, государство изымает определенную часть средств из реального сектора экономики и направляет их в условный резерв, где они уже не могут создать необходимого мультипликативного эффекта. Нельзя забывать и о такой цене макроэкономической стабильности, как недавнее увеличение фискальной нагрузки на граждан и организации, увеличение пенсионного возраста.

«В условиях высоких макроэкономических рисков, нестабильности цен на экспортные товары России и в целом на мировых товарных рынках, а также санкционной угрозы можно понять достаточно консервативный и осторожный путь финансовых властей в данном вопросе. Однако долго ли может данная политика приноситься в жертву экономическому росту и повышению уровня благосостояния рядовых граждан? Вполне очевидно, что при нынешнем экономическом курсе темпы роста экономики России не обгонят среднемировые, а, значит, наша доля в мировом ВВП продолжит сокращаться. Проект федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022, который до 1 октября будет внесен Правительством в Госдуму, поможет лучше понять ответ на поставленный вопрос», — считает эксперт.

Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital, член Совета ТПП РФ по инвестиционной политике, уверен, что необходимо менять курс.

«Политика «коробочки», которая царит в последние годы в нашей стране, имеет много негативных свойств. Во-первых, постоянное монотонное накопление ресурсов приводит к смерти МСП. При этом декларируется задача наоборот увеличить долю малого и среднего бизнеса. На лицо несоответствие действий и целей. Во-вторых, растёт социальная напряжённость. Я считаю, что если правительство позволило государственному долгу уйти ниже нуля, то в ближайшее время не стоит ждать повышения доходов населения, не стоит ждать большой социальной поддержки. Ресурсы складываются в некий резерв, не тратятся, и тренд явно не собирается трансформироваться», — отметил Сурен Айрапетян.

Комментировали:
Сурен Айрапетян
Управляющий партнер Rebridge Capital, член Совета ТПП РФ по инвестиционной политике.
Нравится 4
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0




Поделиться новостью:

Читайте также

Новости партнеров