Как менялись полномочия Агентства по страхованию вкладов за прошедшие 15 лет
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги![](/local/templates/media_default/assets/images/pixeltrue-icons-receipt1.png)
2019 год стал для Агентства по страхованию вкладов (АСВ) юбилейным – государственной компании исполнилось 15 лет. Значение Агентства для восстановления справедливости для кредиторов обанкротившихся финансовых компаний сложно переоценить, ведь оно:
-
по решению арбитражных судов становится конкурсным управляющим несостоятельных банков;
-
ищет собственников и руководителей обанкротившихся акционерных обществ и привлекает их к субсидиарной ответственности;
-
в судебном порядке оспаривает закрытие депозитов и возвращает деньги в конкурсную массу, борясь с инсайдерами;
-
выводит офшорные финансы обратно.
За 15 лет государственная компания провела сделки более чем на 6 трлн руб. Однако и само АСВ не всегда добросовестно выполняет свои обязанности. Недавно Агентство привлекло внимание Верховного Суда (ВС) РФ и некоторых кредиторов несостоятельных банков.
История деятельности АСВ и его оценка
После принятия закона «О страховании вкладов в банках РФ» № 177-ФЗ в конце 2003 года перед федеральными властями встал вопрос, как обеспечить сохранность депозитов граждан. С этими целями в 2004 году создается АСВ. Его главная задача – застраховать банковские вклады, и в случае банкротства финансовой организации вернуть людям предусмотренный правовым актом денежный минимум.
Спустя полгода Госдума предлагает расширить функции государственной компании. Агентству позволяют выступать конкурсным управляющим у несостоятельных банков. В 2008 году АСВ получает полномочия для проведения мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий банковского сектора. Впоследствии для денежного обеспечения агентства создается специальный фонд, занимающийся профилактикой банкротства.
В 2013 году полномочия АСВ вновь расширились. Оно стало вести учет негосударственных пенсионных фондов. Также в его ведении оказывается обеспечение прав пенсионных страхователей.
Также с 2013 года увеличивается количество банкротных дел, где государственная компания выступает конкурсным управляющим. Повышение нагрузки связано с политикой Банка России, который решил уменьшить количество неблагонадежных организаций в финансовом секторе. Количество банкротных дел прогрессировало каждый год:
-
в 2014 году АСВ пришлось управлять процедурами несостоятельности в 120 банках;
-
в 2015 количество дел увеличилось до 180;
-
к 2017 году в ведении Агентства оказалось 323 процедуры.
В самых редких случаях банки закрывались принудительно. Стандартно проводится добровольная процедура ликвидации и банкротства. Чтобы выявить все активы банка и вернуть их в массу, начинается конкурсное производство, которое занимает не менее 1 года.
За 3 квартала 2018 года АСВ опубликовало отчет о своей деятельности (полные итоги 2018 года пока неизвестны):
-
после банкротства финансовых компаний АСВ рассчиталось с 463 тыс. вкладчиков;
-
страховые выплаты составили 115 млрд руб.;
-
банки перечислили в Агентство почти 117 млрд руб. для обязательного страхования депозитов;
-
около 41 млрд руб. поступило в государственную компанию в ходе ведения банкротных процедур;
-
расходы на конкурсное управление составили 12,6 млрд руб.;
-
на исковые заявления в суды потрачено около 5 млрд руб.;
-
проведено 1 263 аукциона для реализации имущества акционерных обществ;
-
за счет продаж имущественных ценностей Агентство получило около 7 млрд руб. (25% прибыли – от реализации прав требования граждан и фирм, 29% дохода принесли продажи акций; 39% прибыли пришлось на реализацию недвижимости).
В итоге АСВ преимущественно тратит возвращенные активы банков на их же ликвидацию и расчеты с кредиторами.
Получив властные полномочия над банкротом, Агентство приступает к оспариванию неблагонадежных сделок. В их числе обычно договоры, заключенные за несколько дней до отзыва лицензии ЦБ РФ. На 1 проигрыш по искам АСВ в арбитражных судах приходится 4 победы.
Государственная компания умело взыскивает активы и за рубежом. Например, по делу «Межпромбанка» Агентству пришлось обратиться в Высокий суд Лондона. Ему удалось взыскать с бенефициара компании десятки миллионов долларов с помощью механизма субсидиарной ответственности.
Однако Юрий Исаев, руководитель АСВ, сообщает о том, что судебные издержки государственной компании велики. На судебные разбирательства было потрачено около 6 трлн руб. Правоохранительные органы в своих решениях удовлетворили требования только на 4 трлн руб. А фактически с участием приставов Агентство получило только 100 млрд руб. Юрий Исаев не считает АСВ неэффективным. По его мнению, такие результаты вполне объективны, поскольку они не могут восстановить платежеспособность несостоятельных компаний и компенсируют столько убытков, сколько могут.
Эксперты по банкротным процедурам жалуются на конфликт интересов при ведении производств АСВ. По их мнению:
-
у Агентства нет конкурентов, что плохо сказывается на его деятельности;
-
государственная компания никем не контролируется, собственники несостоятельных акционерных обществ и кредиторы не могут повлиять на ее решения, из-за чего у АСВ «развязаны руки»;
-
конкурсное производство необоснованно затягивается, а конкурсная масса наполняется плохо, при этом количество судебных расходов постоянно растет.
Госдума также заметила, что у Агентства много привилегий. И потому с ноября 2018 года его представителям запрещено участвовать в собраниях кредиторов.
Советник судебно-арбитражной практики Екатерина Сливко не одобряет действия АСВ в отношении вкладчиков (как юридических, так и физических лиц), которые по случайному стечению обстоятельств закрыли счета или забрали свои депозиты за несколько дней до отзыва лицензии. По ее мнению, государственная компания должна сначала выявлять факты причастности к махинациям несостоятельных компаний и только потом обращаться в суд.
Отдельное внимание уделяется заработной плате сотрудников Агентства. По данным сайта hh.ru, она составляет около 80-90 тыс. руб. без вычета налогов.
О преимуществах АСВ в судебных процессах
Несмотря на критику агрессивных действий при выполнении обязанностей конкурсного управляющего АСВ, эксперты приходят к выводу, что особых преимуществ у государственной компании в судопроизводстве нет. Количество побед в арбитражных судах объясняется:
-
количеством располагаемой информацией у Агентства – оно знает, кто руководители и собственник, где находятся активы, какое финансовое положение у компании;
-
несовершенством законодательства о банкротстве, когда суды могут трактовать его положения одинаково как в сторону истца, так и ответчика.
До Верховного Суда РФ доходит только 7% дел, связанных с государственной компанией. Среди его главных решений – пресечение практики взыскания депозитов, процедура разрешается лишь в исключительных случаях.
Недавно ВС также обратило внимание на сделки государственной компании в отношении обанкротившегося «Пробизнесбанка». Дело произвело резонанс из-за очень быстрой продажи активов дочерней структуры несостоятельной компании – «Пойдем!». В аукционе участвовал только «Совкомбанк», поскольку другие лица даже не знали об организации торгов. «Совкомбанк» приобрел активы по сниженной почти на 50% цене и перепродал их лицам, связанным с Агентством.
Добросовестность этой сделки поставлена ВС РФ под сомнение. Пересмотр дела состоится в марте 2019 года. Если в ходе судебного процесса стороны докажут, что Агентство преследовало целью присвоение активов, а не увеличение конкурсной массы, возможно, законодателям придется думать о новых рычагах воздействия на государственную компанию.