Как «Samsung» и «LG» превратились из кланов в международный бизнес

Южнокорейские семьи создали собственную форму финансового управления и прошли путь от экономического чуда до массовых банкротств

4 минуты
Поделиться новостью:
Как «Samsung» и «LG» превратились из кланов в международный бизнес
В 2018 году Южная Корея пятый раз подряд оказывается на 1-ой строчке в Bloomberg Innovation Index. Данный индекс дает оценку страны по семи критериям, которые включают расходы на исследования, разработки и концентрацию высокотехнологичных государственных компаний в стране. Samsung Electronics Co., является самой дорогой компанией Южной Кореи и уступает по показателям мировой рыночной капитализации лишь Apple. Компания также получила в 2000-х гг. больше патентов США, чем другие, уступив IBM. В итоге, сами корейские эксперты считают, что за 30 лет страна прошла путь, который западные развитые страны преодолевали в течение века, однако у такого развития были свои предпосылки.

Корейская война середины XX века тяжким грузом легла на развитие экономики двух противоборствующих государств. Восстанавливаться после разорения на военные нужды требовалось быстро. Тогда и возникает уникальная форма конгломерата бизнеса в Южной Корее, которая называется чеболь. Он представляет собой финансово-промышленную группу, которая подконтрольна не одному человеку, а целой семье. От обычного семейного бизнеса чеболи отличает то, что все родственники реально участвуют в управлении компанией, а не только номинально владеют ей.


Сущность чеболей

Чеболь в переводе с корейского означает «денежный мешок» или «богатый клан». Для того, чтобы некую финансово-промышленную группу признали чеболем, она должна соответствовать нескольким критериям:

  1. Династичность. Недостаточно того, чтобы бизнесом владела и управляла определенная семья. Он должен пережить десятилетия, передаться по наследству детям и внукам.

  2. Известность. Руководителей чеболей знают в лицо почти все граждане Южной Кореи. Они постоянно на виду, они в открытую сообщают о деятельности своего конгломерата, рассказывают о достижениях и перспективах компании.

  3. Многопрофильность. Если компания занимается только, скажем, производством автомобилей, то ее нельзя считать чеболем, поскольку она должна занимать существенную нишу в экономике. Это означает, что одна финансово-промышленная группа должна продавать под своим брендом и электронику, и посуду, и свежую выпечку. Разумеется, это преувеличенное представление о чеболях, но суть ее именно в многопрофильности производства и продаж.

  4. Запрет оказывать туристические, банковские услуги и становиться СМИ. Чеболь в первую очередь предоставляет гражданам материальные блага и занимается производством товаров.

Чеболь отличается от европейской формы ведения бизнеса тем, что вся компания на 100 % принадлежит одной семье. На Западе законы запрещают владеть аффилированным лицам организациями, которые вносят большой вклад в экономику. За семьей может остаться большинство голосующих акций, но активами должны владеть и другие, не связанные с родственниками граждане и предприятия.


Представители корейских чеболей

Современными чеболями в Южной Корее являются такие конгломераты, как:

  1. Samsung – компания было основана в 1938 году, но стала полноценным чеболем только к концу Корейской войны. Изначально организация специализировалась на производстве рисовой муки и поставках сушеной рыбы, сахара. Основатель фирмы Ли Бён Чхоль уже тогда планировал наладить торговые отношения с США. Существует легенда, что учредитель Samsung потерял склады при пожаре, но на месте сгоревших зданий он нашел ящик с деньгами, которые потом были вложены в развитие бизнеса. Так появился сахарный завод, текстильная фабрика и страховая организация. А после Samsung стал ведущим производителем электроники в мире.

  2. LG – предприятие начало работу в 1947 году. Его специализацией стало производство косметических средств и бытовой химии. К 1952 году компания несколько сменила профиль и стала первой, кто начал выпускать пластмассу в стране. Впоследствии организация также стала специализироваться на производстве электрической техники. Например, именно предприятия LG впервые в Корее создали ЖК-телевизор, искусственную кожу. Также компании принадлежат лавры создания 3D-телевизоров.

  3. Hyundai – чеболь, начавший свою работу в 1947 году как автомастерская. Сейчас компания представляет собой не только крупнейшего производителя автотранспорта, но и масштабного застройщика в Южной Корее. Например, именно Hyundai возвел сверхскоростную магистраль между Пусаном и Сеулом протяженностью в 400 км. Современный Hyundai сложно назвать полноценным чеболем, поскольку юридически одноименные компании не связаны со своим основателем. Многие предприятия отделились от материнской организации и начали свой бизнес. «Подлинный» Hyundai ушел в туризм (что запрещено для чеболей), производство лифтов и контейнерные перевозки.

Среди известных чеболей страны были и продолжают существовать GS Group, Lotte, Daewoo, CJ Group и другие.


Политическое влияние чеболей

Чеболи создали прочный экономический фундамент для Южной Кореи. Сами конгломераты создавались как предприятия, основанные олигархами и работающие на нужды правительства. Интересен феномен, что владельцы чеболей не пытаются вывести имущество в зарубежные страны. Напротив, все свои активы они вкладывают в развитие Южной Кореи. Именно поэтому их дети получают образование в родной стране и в результате продолжают работать на ее благо.

Однако и эта форма финансово-промышленной группы несовершенна. Например, в 1997 году начался азиатский кризис. Так одной из причин развития кризиса являлось руководство чеболей, которое не пыталось закрыть или оптимизировать убыточные предприятия, в которые бесконечно вкладывались государственные и частные инвестиции, в итоге «сгоревшие». Именно тогда из 30 крупнейших чеболей страны «на плаву» осталось только 14. Остальные были обанкрочены. Рентабельность их бизнеса была намного ниже, чем у американских или европейских конкурентов. Однако сейчас «оставшиеся в живых» реконструируют свой бизнес, снижая расходы, но не отходя от азиатских традиций семейного управления.

Читайте также