Микробизнес восстанавливается неспешно
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфЕжегодно микропредприятия (до 15 сотрудников) и ИП, работающие в сфере услуг, выполняют свыше 2,3 млрд заказов, подсчитали «Авито Услуги» и Data Insight. За три года этот сектор вырос на 12% — с 5,5 трлн до 6,2 трлн руб. в год. Рынок труда микропредприятий сферы услуг также обширен — здесь занято 10% работающих россиян. Эксперты отмечают, что сектор «подкосила» пандемия, но рост на 11% к концу года показал, что постепенно сфера услуг начала восстанавливаться.
Наибольшее число заказов и оборота получают микропредприятия, работающие в сферах строительства и благоустройства, ремонта, деловых услуг, перевозок и курьерских услуг, бьюти-индустрии. На эти категории приходится примерно 2/3 от общего числа заказов. Больше всего предложений (18,2%) от исполнителей услуг по строительству и благоустройству, на втором месте — услуги ремонта (12,6%). Эти же два направления являются лидерами по средней выручке и размеру чека. А вот больше всего заказов в количественном выражении (28,8%) выполняют микропредприятия, занимающиеся перевозками и курьерской доставкой, следом идет бьюти-индустрия, на которую приходится 14,4% заказов.
Трудится на микропредприятиях сферы услуг примерно каждый десятый россиянин в возрасте от 18 до 64 лет. Порядка 1 млн человек работают самостоятельно, не набирая работников в штат. 33% мастеров оформлены как самозанятые, 29% как индивидуальные предприниматели, 9% зарегистрировали юридическое лицо. В «тени», как подсчитали аналитики, остались примерно 29% исполнителей услуг.
Так, больше половины мастеров имеют высшее образование, хорошо зарабатывают и могут без проблем позволить себе крупные покупки. 25% исполнителей имеют среднее специальное образование и только порядка 1% — неполное среднее и ниже.
За 2020 год мастера выполнили 2,3 млрд заказов. Это на 100 млн меньше, чем было в 2017-м. Эксперты отмечают, что сектор «подкосила» пандемия. Однако рост на 11% к концу года показал, что постепенно сфера услуг начала восстанавливаться.
Чаще всего клиентами микропредприятий становятся жители ЦФО. На заказы из столицы приходится порядка 20%. Заказчиками, в основном, выступают частные лица, от них мастера получают 82% заказов, 49% заказчиков — компании, юридические лица и ИП, 23% — муниципальные и государственные организации. Подавляющее большинство исполнителей — 69% — предпочитает получать оплату за свои услуги наличными. 42% рассматривают вариант перевода по номеру банковской карты или через систему быстрых платежей, 33% принимают платежи по номеру телефона. 17% проводят платежи через счет юрлица.
Для 86% работников микропредприятий оказание услуг является основным источником дохода. Тем, кто подрабатывает в этом секторе, он приносит 20-30% дохода. В основном в сфере услуг заняты люди среднего возраста — от 25 до 44 лет, из них 40% — женщины. 46% мастеров выполняют заказы в специально оборудованных помещениях, 43% — выезжают к клиентам, 24% работают дистанционно, 16% — принимают на дому.
Для привлечения клиентов исполнители услуг чаще всего используют крупные площадки-агрегаторы («Авито Услуги», «Профи.ру», «Яндекс. Услуги» и другие), социальные сети и прочие онлайн-каналы. На рекламу и дополнительное продвижение мастера, как показывают результаты исследования, тратят менее 10% месячной выручки. 61% новых заказов мастера получают через интернет. Однако главной задачей для мастеров, как считают эксперты, является наработка постоянной клиентской базы, ведь 55% оказанных ими услуг приходится на повторные обращения.