Падение выручки, отток работников и давление Роспотребнадзора – бизнес подвел итоги года пандемии

5579
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

84% представителей бизнеса, опрошенных аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой, заявили о значительном падении выручки из-за «коронакризиса». В числе наиболее пострадавших — салоны красоты, фитнес-клубы, концертные агентства, общепит и торговые центры. Среди главных проблем, с которыми им пришлось столкнуться в первый год пандемии, бизнесмены называли отток работников, невозможность выполнения обязательств по кредитам и налогам ввиду отсутствия прибыли и излишнее давление надзорных органов.

Основные проблемы бизнеса в пандемию и пути их решения обсудили в рамках бизнес-завтрака с уполномоченным по правам предпринимателей Москвы Татьяной Минеевой. Кроме членов бизнес-сообщества во встрече приняли участие представители отраслевых объединений предпринимателей и профильных органов госвласти — Мосгордумы, Роспотребнадзора.

Как следует из данных Мониторинга московского бизнеса, подготовленного аппаратом уполномоченного, практически все предприниматели наблюдали значительное снижение выручки в период пандемии. Так, из 500 опрошенных представителей бизнеса (в том числе малые и микропредприятия) примерно треть отметили, что их выручка сократилась на 10-30%, еще 15% респондентов фиксировали падение на 50%, порядка 17% заявили, что их показатели упали на 90-100%. Только 16% участников опроса рассказали, что в пандемию их выручка, напротив, увеличилась.
«Пандемия оставила след на всех сферах бизнеса, предприниматели не могли исполнять финансовые обязательства разного характера. На первом месте — обязательства по договорам аренды — 47,7%. На втором — выплаты заработной платы и налогов с МРОТ – 36,4%, на третьем - обязательства перед банками и лизинговыми компаниями — 20,5%. Так и не могли получить средства от контрагентов по оказанным услугам 31,8% опрошенных. Некоторые столкнулись с угрозой отключения электроэнергии, а также запретами со стороны Роспотребнадзора. В числе трудностей бизнес отметил невозможность проводить мероприятия», — рассказала Татьяна Минеева.
В оперативном режиме правительством РФ и столичными властями был инициирован ряд мед поддержки частных компаний (льготные кредиты на зарплаты, мораторий на банкротство, скидки на аренду помещений и проч.). Однако воспользоваться этими преференциями смогли лишь 37% предпринимателей (согласно опросу аппарата бизнес-омбудсмена). Самыми популярными мерами поддержки стали компенсации на средства индивидуальной защиты, компенсация процентной ставки субъектам МСП по новым кредитам до 8%, отсрочка уплаты торгового сбора. Из тех, кто не смог воспользоваться механизмами поддержки (63% опрошенных), большинство заявили, что остались «не у дел» из-за неподходящих ОКВЭД. В связи с чем было выдвинуто предложение об отмене этого критерия и взятии для оказания поддержки уровня падения выручки компании.

Неспортивное поведение

Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева констатировала, что по итогам прошлого года отрасль потеряла 50% выручки. В первом квартале 2021-го сектор начал постепенно восстанавливаться, выручка приблизилась к 95% от показателя первого квартала 2019-го. Однако в апреле-июне отрасль снова значительно просела из-за введения новых ограничений, направленных на борьбу с пандемией. Как итог — во втором квартале 2021-го выручка финтес-индустрии сократилась на 60-70%.
«Основная проблема нашего сектора состоит в том, что мы стали получать меньше «длинных» денег. Опасаясь введения ограничений клиенты не покупают годовые абонементы, предпочитая платить за услуги здесь и сейчас», — отметила Ольга Киселева.
Она также добавила, что предприятия фитнес-индустрии не смогли воспользоваться преференциями, заявленными московскими властями. Так, полностью списать долги за аренду в период пандемии получилось только у 5% представителей отрасли, многие столкнулись с отсутствием содействия со стороны арендодателей. Однако и те, кто сумел воспользоваться преференциями, не избежали проблем. По данным Ольги Киселевой порядка 20% представителей отрасли столкнулись с проблемами при погашении кредитов на выплату заработной платы (программы «ФОТ» и «ФОТ 2.0»).

2-770х3601.jpg


Поникли лютики

Владелец компании «Цветочный ряд» Иван Утенков отметил, что его бизнес серьезно «подкосил» отток мигрантов. Из-за этого до сих пор предприятие до сих пор испытывает кадровый кризис. На эту же проблему, к слову, ранее жаловались и представители строительной отрасли.

Как рассказал Иван Утенков, только его предприятие из-за «коронакризиса» потеряло 200 млн руб. чистых средств, оборот компании сократился на 1,5 млрд руб. (30%). Это привело к закрытию 20 магазинов в Москве (в том числе из-за разногласий с арендодателями) и представительств в нескольких регионах.
«Главной мерой поддержки нашей отрасли могло бы стать поддержание потребительского спроса, в связи с чем я призываю — раздайте людям деньги! Даже в отсутствие строгих ограничительных мер (как это было в 2020-м) мы все это лето работаем практически в убыток», —констатировал владелец «Цветочного ряда».

Двойные стандарты

Наибольший удар пандемия нанесла по индустрии развлечений — концертным агентствам и площадкам, театрам, галереям и прочим учреждениям культуры. И если государственным предприятиям, работающим в этой сфере, было выделено почти 3,8 млрд руб. в качестве поддержки, то «частники» остались ни с чем. Как рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ), владелец event-агентства Show&Motion Юлия Жоля, в индустрии организации мероприятий заняты порядка 2 млн человек, ее докризисный оборот составлял 3% ВВП — 3,4 трлн руб. Пандемия нанесла серьезный урон и по кадрам, и по финансовым показателям.

По словам члена правления Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Сергея Мурадова, сейчас на руках у зрителей находится 5 млн билетов на общую сумму 8 млрд руб. на мероприятия, перенесенные из-за пандемии. Эксперт обращает внимание, что в любой момент люди могут начать сдавать билеты и тогда многие предприятия отрасли ждет крах. Что касается послаблений, допущенных правительством Москвы (можно проводить мероприятия, но с ограниченной посадкой), то они не работают во благо. Как заявил Сергей Мурадов, бухгалтерия тех же спектаклей такова, что они становятся прибыльными только при заполняемости от 80%. Чтобы прийти к этой цифре, в зал необходимо пускать людей только с QR-кодами, без них зал можно наполнить не более чем на 50%.

Организатор фестиваля «Стримфест» Алена Лисецкая также обратила внимание, что послабления для организаторов мероприятий, которые декларируют власти, не уменьшают «головной боли» организаторов. «Стримфест» стал первым массовым мероприятием в Москве за 17 месяцев в закрытом помещении. Он проходил по правилам «COVID-free». Согласно им, численность гостей массового мероприятия может превысить 500 человек только при наличии у всех QR-кодов. Этот аспект, как отметила Алена Лисецкая, сократил продажи билетов в 3-4 раза. Но основная проблема заключалась в различности требований мэрии Москвы (которая при наличии QR-кодов у 100% посетителей не выдвигала никаких дополнительных санитарных требований) и Роспотребнадзора (который жестко контролировал соблюдение санитарных требований). Это противоречие создало немало проблем организаторам.

Комментируя ситуацию, заместитель руководителя Роспотребнадзора по Москве Юрий Момот отметил, что региональные отделения не занимаются нормотворческой деятельностью, разрешить возникшую коллизию в состоянии только федеральное ведомство, которое никаких инструкций на этот счет еще не предоставило. Подобные ситуации Юрий Момот пока предлагает решать «в ручном режиме»: обсуждать и разрабатывать рекомендации по каждому конкретному мероприятию. В целом же, никакого излишнего ущемления бизнеса со стороны Роспотребнадзора замруководителя регионального отделения не видит.
«Предприниматели говорят, что Роспотребнадзор их «душит». «Душить» можно по-разному, «душить» можно и по закону — ведь нормы принимаются не просто так. Если кого-то «душат» по закону, но не оценивая ситуацию и не учитывая потенциальный ущерб, мы готовы с этим разбираться. Я прошу вас не думать, что Роспотребнадзор это такая машина, которая все «сметает». Хотя какие-то такие проявления, может, и бывают, но в основном наша деятельность направлена на снижение заболеваемости ковидом», — заключил Юрий Момот.
Оценивая состояние столичного бизнеса в пандемию, замруководителя столичного ведомства отметил, что пока худшие прогнозы не сбываются — предприниматели, хоть и значительно «просели» в выручке, держатся на плаву. Юрий Момот надеется, что эта тенденция сохранится и удастся избежать массового разорения частного сектора.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"