«Пилот-неудачник» улетел, но обещал вернуться: банки прекратили ежедневно отчитываться перед ЦБ

Гора с плечи или упущенная возможность выявлять банкротства на ранней стадии –разбирался ДОЛГ.РФ

6 минут
«Пилот-неудачник» улетел, но обещал вернуться: банки прекратили ежедневно отчитываться перед ЦБ

Финансовый регулятор объявил о прекращении пилотного проекта, который предполагал, что все российские банки будут сдавать отчетность онлайн каждый день. Предполагалось, что кредитные организации перейдут на новый вариант отчетности с 2021 года. Однако большинство банков негативно отреагировали на механизм, предложенный регулятором. Критика возникла в связи с большим количеством деталей, которые необходимо предоставлять ЦБ ежедневно, а также банки были не в восторге от предоставления огромного пакета документов, которые в принципе просто дублировали уже существующую отчетность.

Внедрение данной системы может привести к тому, что небольшие корпоративные клиенты оказались бы без обслуживания в ряде банков, зато сами кредитные организации стали бы прозрачнее. А это, в свою очередь, помогло бы отслеживать проблемы на самом раннем этапе.

 

Отчетная лихорадка

С марта прошлого года до сентября текущего, регулятор опробовал на местных банках работу пилотного проекта «Операционный день кредитных организаций». Механизм предполагал, что банки ежедневно в режиме онлайн предоставляют отчетность по своей деятельности в Банк России.

Однако уже осенью ЦБ передумал продолжать вести проект и приостановил работу. Также регулятор объявил, что с начала 2021 года не будет ввода новой онлайн-отчетности.

В процессе ежедневного обмена информацией кредитные организации передавали регулятору данные о всех счетах клиентов, движениях и операциях по ним, остаткам на таких счетах, а также уведомляли о приостановлении движений средств. Кроме того, в Центробанк направлялась информация о владельцах счетов, конечных выгодоприобретателях и их представителях.

Отказ от дальнейшего ведения проекта Банк России объяснил тем, что в процессе получения полномасштабной информации от банков осознал, насколько это нецелесообразно. Регулятор не упомянул о том, повлияли ли на его решение какие-либо претензии со стороны финансовых организаций.

Пресс-служба Альфа-Банка ответила на запрос ДОЛГ.РФ и обратила внимание, что административное давление на банки растет сейчас во всем мире: расходы на compliance увеличиваются темпами 15-25% ежегодно. Более 10% общих операционных расходов кредитных организаций приходится на проведение процедур, связанных с нормами compliance. 

«Пруденциальная нагрузка на российские банки уже сейчас высока. Альфа-Банк, будучи системно значимым, готовит два ежедневных отчета Центральному банку, 6 ежедекадных, 35 ежемесячных, 40 ежеквартальных и 13 ежегодных. В 2018 году появилось 9 новых отчетов – вдобавок к перечисленным. В 2019 добавится еще 3. Отчетная форма 303 «ссуды юридическим лицам» расширилась на 23 графы в 2018 г., теперь их 130 по каждой ссуде. Отчет о ценных бумагах расширился на 20 граф до 261. Кроме того, растет объем запросов первичных данных, что создает дополнительное давление на банки, – отметили в пресс-службе кредитной организации. – Проект «Операционный день КО» предполагал, что ежедневно по итогам операционного дня банки передают в ЦБ подробную информацию: сведения о всех счетах и их владельцах, остатках, оборотах и операциях по счетам, о блокировке денежных средств и др. Мы благодарны Банку России за внимание к мнению банковского сообщества и приветствуем разумную оптимизацию compliance-процедур».

Банк ВТБ также сетовал на то, что согласно проекту, компании должны были предоставлять огромный объем информации, причем требования к ней не были достаточно хорошо прописаны. Соответственно, расходовалось слишком много ресурсов на хранение копий, протоколов и иных сведений.

По мнению Элеоноры Абеле, адвоката, политолога и экономиста, безграничная независимость частных банков всегда будет подразумевать какие-то «проблемы»: сетование на чрезмерную нагрузку, большие финансовые издержки и т.д.

«Всё верно: проект не представляется дорогим для кредитных организаций, так как расходная часть денег не ложится на плечи одного банка, но делится между многими. Вызывает смех, когда финансовые учреждения приводят в качестве псевдоаргументов большую нагрузку на хранение этой информации, в наш то век информационных технологий», — считает эксперт.

Элеонора Абеле отметила, что в данной ситуации вполне предсказуемо должны были пострадать клиенты с мелкими запросами, потому что «хранить информацию отчетности» не выгодно.

«Я думаю, что это завуалированный жест ЦБ в адрес мелких финансовых учреждений с целью предоставления им возможности акцентироваться на более выгодных клиентах, а от заёмщиков незначительных сумм просто избавиться или переориентировать их на другие банки. Скорее всего это перераспределение клиентской базы среди фигурантов финансовых отношений, среди которых, помимо мелких банков, игроком выступает и ЦБ», – резюмировала эксперт.

Еще больше недовольства

Представители кредитных организаций были также недовольны тем, что приходится дублировать информацию, которая предоставляется в стандартной отчетности и содержится в сведениях, которые направляются в ФНС, Росфинмониторинг и другие ведомства.

Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital, член Совета ТПП РФ по инвестиционной политике, отметил, что форма «операционного дня» действительно имеет два больших минуса. 

«Первый минус состоит в том, что она во многом дублирует уже существующие отчеты. Второй – это ее чрезмерность и громоздкость, которая переводит функционирование организации в бюрократизированный режим, далекий от рыночной эффективности. Очевидно, что дополнительная прозрачность нужна кредитным организациям, однако она не стоит столь большого удорожания процессов внутри компаний. Поэтому не удивительно, что горе-пилот отменили. Еще один камень на шее никому не нужен», – считает эксперт.

По его мнению, если бы проект не приостановили, то многие МСП могли б иметь проблемы с банковским обслуживанием, а кредитные организации имели б значительно большие издержки. Поэтому проект ЦБ нельзя назвать успешным, и очень хорошо, что он не стал рабочим.

С другой стороны, новый механизм вполне мог бы положительно сказаться на развитии банковского сектора. Так, например, тем, кому есть что прятать от финансового регулятора, пришлось бы быть более изобретательными в условиях ежедневной онлайн-отчетности. Кроме того, банкам было бы проще отслеживать ухудшение собственной устойчивости на ранней стадии и принять меры по недопущению банкротства. 

 

Проект не свернули, но взяли тайм-аут

У отдельных игроков рынка несколько иное мнение об инициативе ЦБ. 

По информации заместителя председателя правления МКБ Сергея Путятинского, проект не свернули. Завершен пилот, и регулятор взял тайм-аут на оценку результатов с тем, чтобы спланировать дальнейшие действия.

«Мы оцениваем проект как перспективный. На сегодняшний день наши затраты – это только внутренние работы, в рамках пилота других затрат, например, на приобретение ПО, техники, мы не осуществляли. Для нас реализация проекта была бы очень интересна, если бы в целевой картине проект подразумевал предоставление регулятору данных по текущим банковским операциям ежедневно в онлайн-режиме без формирования соответствующей периодической отчётности. Отпала бы необходимость в больших внутренних расходах на создание и выверку отчетных форм, поддержание их в актуальном состоянии», – подчеркнул зампред правления МКБ Сергей Путятинский.

Комментировали:
Элеонора Абеле
Адвокат, политолог, экономист
Сурен Айрапетян
Управляющий партнер Rebridge Capital, член Совета ТПП РФ по инвестиционной политике.
Нравится 21
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей раз в недельку
Поделиться новостью:

Читайте также

Новости партнеров