Постковидные кафе и рестораны: как чувствует себя рынок общепита в 2020 году

Доставка еды не помогает полностью компенсировать потери

3 минуты
Поделиться новостью:
Постковидные кафе и рестораны: как чувствует себя рынок общепита в 2020 году

По данным портала государственной статистики ЕМИСС, индекс физического объема оборота общественного питания за 9 месяцев 2020 года сократился на 22,8 % в сравнении с прошлогодними показателями. Если оценивать в деньгах, то оборот сократился до 947,5 млрд руб. Виной всему — пандемия коронавируса, которая вынудила рестораны и кафе или полностью прекратить деятельность на время карантина, или срочно искать возможность выхода на рынок доставки.

Наиболее сильное падение рынка общепита пришлось на апрель-июнь 2020 года. Он сократился на 44-53 % до 63-78 млрд руб. в зависимости от месяца. Только в августе рынок начал показывать первые признаки восстановления: оборот увеличился до 118,7 млрд руб., что, тем не менее, ниже показателя прошлого года на 18,7 %.

Эксперты утверждали, что будущее за доставкой готовых блюд конечным потребителям. Однако, судя по опросам крупных сетей общепита, доставка еды не решает полностью проблемы отрасли. В апреле 2020 года о падении выручки заявляла сеть «Додо Пицца», несмотря на то, что у нее работала система доставки еще до начала COVID-19.

Карантин сильно «срезал» доходы компаний, ведущих деятельность в сфере общественного питания. По данным InfoLine, сеть «Теремок» во время действия ограничительных мер потеряла 90 % выручки и была вынуждена закрыть 200 из 314 заведений и организовать работу навынос. Рестораны Ginza Project в зависимости от нахождения точек обслуживания потеряла 30-90 % выручки. Кофейни Starbucks уже в I квартале 2020 года потеряли 47 % дохода.

По итогам 2020 года падение рынка предсказывается на уровне 30 % и составит 1,8 трлн руб. Сети «Тануки» и «Шоколадница» указали, что даже осенью, несмотря на снятие ряда ограничений, трафик посетителей восстановился только на 90 %. Столовым удалось незначительно восстановиться после возвращения работников в формат офисной работы, но и они испытывают давление. Некоторые работодатели переводят сотрудников на «удаленку», в результате столовые также теряют клиентов.

Пострадала также сфера кейтеринга (доставка блюд на мероприятия, праздники и корпоративным клиентам). По данным «РБК Исследования рынков», выручка кейтеринговых компаний сократилась на 63 %. По итогам 2020 года компании, работающие в указанной сфере, ожидают падения рынка на 36 %.

В компании рассказали ДОЛГ.РФ, что пандемия коронавируса нарушила амбициозные планы развития рынка общепита. После введения карантинных мер из-за COVID-19 пришлось уделить внимание трансформации бизнеса.

«Летом мы запустили проект по доставке корпоративных обедов по Москве и Подмосковью. Сейчас к нему подключено более 20 партнёров, среди которых «Азбука вкуса», Subway, Prime, «Вьеткафе», Two One Food Religion и другие. Мы не оставили без внимания и тренд на проведение онлайн-мероприятий, в том числе корпоративов (по нашим оценкам, около 30 % компаний проведут их онлайн)», — уточнили в компании.

В Catery согласились с тем, что пандемия негативно повлияла на сегмент кейтеринга. Падение спроса год к году оказалось на уровне 30 %. Компании, которые не нашли средств на перепрофилирование бизнеса, временно приостановили свою деятельность или приняли решение закрыться. Пока пандемия не завершится, рост рынка будет замедленным. Однако в перспективе ожидается, что привычка к заказу всего онлайн, сформированная за последние месяцы, станет толчком к быстрому восстановлению, а затем и росту спроса.

В пандемию менее других пострадали сети фастфуда, компании, занимающиеся доставкой еды. Россияне переключились на онлайн-заказы, и если в момент карантина это было обусловлено объективными факторами, то после снятия ряда ограничительных мер тенденция продолжилась уже исходя из сформированной привычки и опасений. Согласно статистике, покупать готовую еду россияне стали не только с пятницы по воскресенье, но и по будням.


Читайте также