Путин узнал, что тревожит российский бизнес: встреча с деловыми кругами страны на съезде РСПП

6 минут
Поделиться новостью:
Путин узнал, что тревожит российский бизнес: встреча с деловыми кругами страны на съезде РСПП

Традиционно Президент принял участие в «Неделе российского бизнеса» и выступил на съезде Союза промышленников.

Обсуждались проблемы мотивации инвесторов, вопросы, появившиеся в строительной области, ответственность предпринимателей за экологию и законы, которые будут регулировать развитие цифровой экономики.

Первым выступал Владимир Владимирович Путин. Президент подчеркнул, как важно на данном этапе развития страны, скоординировать взаимодействие государства и предпринимательского сектора, сделать все, чтобы бизнес рос и развивался. Конкурентоспособность предпринимательства — прогресс всей страны, считает Президент.

Путин отметил, что кране важно детально проработать проект по защите инвестиций и снизить инвесторские риски. Кроме того, не менее важно разрешить вопрос со специальным инвестиционным контактом, повысив его эффективность.

Президент также предложил поговорить о проблемах, которые возникают в сфере экологии, что мешает предприятиям перейти на наилучшие доступные технологии, обновленные экологические стандарты. Путин четко обозначил свою позицию, что ситуацию с экологией нельзя затягивать или оставлять так, как есть. Иначе страна так и не сдвинется с мертвой точки в плане качества жизни людей и эффективности экономики.

В своем выступлении глава государства захотел отдельно остановиться на строительном вопросе. Напомнил, что все строители с середины года должны перейти на работу по эскроу-счетам, когда деньги дольщиков будут оставаться в банке до тех пор, пока строители не сдадут объект.

Здесь Путин отметил, что необходимо давать стимулы банкам для выдачи кредитов, а также наладить прозрачную схему взаимодействия между кредитными организациями и застройщиками. Кроме того, важно сделать понятными источники финансирования социальной инженерной инфраструктуры.

Цифровая информация

Введение цифровых технологий позволяет уйти от многих анахронизмов. Например, в трудовой сфере, наконец-то, планируется избавиться от бумажных трудовых книжек и постепенно внедрить электронный кадровый документооборот.

В техническом регулировании необходимо активизировать разработку стандартов для индустрии 4.0 и сократить сроки на такую разработку. Сейчас они составляют 16 месяцев.

В контрольно-надзорной деятельности стоит задача перейти на механизмы онлайн контроля, риск-ориентированный подход и реализовать принципы регуляторной гильотины.

Повышение предсказуемости и прогнозируемости в фискальной сфере

Законодатели уже добились выведения движимого имущества из-под налогообложения, зато назрел вопрос, как разделять виды активов. Для этого вскоре будут внесены поправки в ГК РФ.

Это же касается и неналоговых платежей, государство хотело упорядочить такие платежи, ввести некоторые из них в кодекс. Так, Минфин предложил 6 категорий для внесения. Однако эта попытка успехом не увенчалась: ответственность увеличилась (и уголовная, и блокировка счетов, и т.д.), а, с другой стороны, многие проблемы остались за бортом, например, возможность обнуления этих платежей за счет реальных инвестиций в улучшение экологии. Поэтому сейчас ведется неторопливая работа по внесению в НК РФ тех неналоговых платежей, которые соответствуют характеристикам государственных пошлин.

Инструменты поддержки инвестиционной деятельности компаний

Важно сделать поддержку инвестиций ориентированной на бизнес. Сейчас этому мешают бюрократические процедуры, завышенные требования к отчетности, к проектам и прочие проблемы. Это резко снижает востребованность мер поддержки и развития в данной сфере.

Государство рассчитывает в решении данных вопросов на:

  • платформенные решения: скорейшее принятие закона о защите инвестиционной деятельности;

  • специализированные инструменты: обновленное законодательство о специальных инвестиционных контрактах, корпоративные программы повышения конкурентоспособности и т.д.

Самое важное, чтобы эти меры были выстроены системно и не конкурировали друг с другом.

Новый закон об инвестициях содержит три важных положения:

  1. Во главу угла поставлен размер инвестиций. В частности, законом предлагается 5 миллиардов, из которых ⅕ собственных средств. Эта сумма может меняться, но самое главное, что любой инвестор может стать стороной такого соглашения. Второй стороной будет выступать Правительство РФ.

  2. Инвестор получает фиксирование тех регуляторных оснований, на которых реализуется проект, на достаточно долгий срок (приблизительно 18 лет). Кроме того, предусмотрено специальное регулирование в особых случаях, что соответствует цели — сделать закон прозрачным и предсказуемым.

  3. Налоговый вычет. В любые 5 лет из 10 лет существования проекта инвестор может получить налоговый вычет.

Бизнес-сообщество в результате обсуждения нового закона вынесло ряд замечаний к положениям проекта, которые они считают нецелесообразными.

Во-первых, для крупных инвестпроектов, особенно в районах Сибири, предприниматели хотят, чтобы была законодательно закреплена обязанность муниципалитетов по налаживанию инфраструктуры на соответствующих территориях, а также предусмотрены определенные меры наказания в случае задержки или невыполнения обязательств. По мнению предпринимателей, если инфраструктурой будет заниматься инвестор, проект станет менее выгодным и гораздо более затруднительным.

Второй момент касается налогового вычета. В законе точно не сформулировано, когда конкретно происходит изъятие. Есть намёк, что можно прийти за ним через 10 лет, однако тогда терминальная стоимость денег уже будет близка к нулю, поэтому сообщество предлагает внести поправки и изменить формулировку так, чтобы инвестор сам смог выбирать, когда ему идти за вычетом.

Третий момент, отмеченный предпринимателями, — специальный инвестиционный характер. Он предусматривается по следующим основаниям: Минфином будут разработаны специальные методики расчёта рентабельности проекта, и, если проект не подпадает под эти условия, тогда возникают определенные специальные условия, которые позволят сделать проект более инвестиционно привлекательным.

Бизнес-сообщество считает, что такие расчеты, сделанные кем-то кроме инвестора, стоит минимизировать или вообще убрать из закона. Только инвестор должен решать, будет он вкладывать деньги в проект или нет, а все специальные условия должны носить публичный характер. То есть если они инвестора устраивают, он подает заявление, чтобы к ним присоединиться.

Четвертый важный для бизнесменов вопрос оказался связан с крупными инвестиционными проектами, а точнее с полномочиями региональных властей в отношении таких проектов. Предприниматели предложили Президенту забрать у регионов властно-распорядительные полномочия. Для понимания причин предложения в пример была приведена ситуация, когда инвестиционный проект затрагивает несколько регионов, а власти субъектов начинают злоупотреблять правами, не могут договориться о цене аренды лесополосы, например. Это создает большие проблемы для реализации проектов и стимулирует бюрократизм. Предприниматели предлагают решать такие вопросы на федеральном уровне.

Пятый вопрос касается необходимости внести в закон поправки относительно характера подписания инвестиционного соглашения. Бизнес хочет, чтобы он был заявительным, а не согласовательным. Согласовательный характер также может спровоцировать злоупотребления со стороны властей.

Строительный вопрос

Среди представителей строительного бизнеса назрело два основных вопроса, которые они озвучили в процессе встречи.

Во-первых, это необходимость нормализации соотношения: банк-заемщик. Строители в силу закона обязаны получать проектное финансирование. На сегодняшний день есть открытые для финансирования банки (Сбербанк и Дом. рф), а остальные требуют дополнительного стимулирования со стороны государства.

Второй момент — необходимость докапитализации фонд социальной и инженерной инфраструктуры и, возможно, выпуска государственных облигаций, которые позволят достичь той же самой цели: финансировать строительство социальной и инженерной инфраструктуры. Так, застройщики смогут брать кредиты в банках исключительно на строительство жилья, а детские сады, школы и перекладка коммуникаций будут отнесены к государственной программе, особенно, в тех регионах, которые не имеют сегодня на это бюджета.  

Путин пообещал сделать все возможное, чтобы простимулировать банки и открыть строителям как можно больше возможностей для ведения легального бизнеса. Также он отметил, что государство намерено вернуться к ипотеке в 8%, а к 2024 году — к 7%.

Читайте также