Региональные бюджеты погружаются в дефицит: секвестр неизбежен

Как в преддверии второй волны коронавируса обеспечить регионы деньгами?

5 минут
Региональные бюджеты погружаются в дефицит: секвестр неизбежен

Первая треть 2020 года оказалась богата на шокирующие события, из-за которых в России ожидается полноценный экономический кризис. На всех уровнях, от федерального бюджета до рядовых граждан, он ощущается уже сейчас. Не обошла беда и регионы: по данным агентства «Эксперт РА» у трети из них сократились доходы, а две трети недополучили налоговых и неналоговых платежей. Такие выводы эксперты сделали, проанализировав результаты исполнения бюджетов за первые четыре месяца 2020 года.

Как развивались события

Первая треть 2020 года выдалась необыкновенно переменчивой: в январе многие регионы и федеральный бюджет испытали подъем, год обещал стать благоприятным. Однако потом, как из рога изобилия, посыпались проблемы: критически снизилась стоимость нефти, обвалился рубль, а затем случился главный мировой катаклизм последних десятилетий — коронавирус, повлекший всеобщий карантин, а в России — самоизоляцию.

В борьбе с коронавирусом федеральные власти заняли контролирующую позицию, предоставив регионам право самостоятельно определять антиковидные меры. Региональные руководители оказались на передовой, а бюджеты — основным источником финансирования проводимых мероприятий.

Чтобы поддержать субъекты федеральные власти предприняли ряд мер. Например, направили около 270 млрд. рублей в регионы. Эти деньги регионы пустили на общую стабилизацию ситуации в экономике, оборудование коечного фонда, выплаты медикам и пострадавшим группам населения.

Также федеральный центр скорректировали порядок погашения бюджетных кредитов: в 2020 году регионы не обязаны выплачивать имеющиеся долги, в 2021–2024 годах можно выплачивать по 5% долга ежегодно, а в период с 2025 по 2029 — остаток равными платежами.

Регионы, где введен курортный сбор, получили право отказать от его взимания без согласования с муниципалитетами. Это должно содействовать привлечению туристов.

Предпринятые меры и экономический прирост в начале года немного смягчили удар по бюджетам, но не нивелировали его. По итогу четырех месяцев 2020 года регионы недополучили существенный доход.

Текущий итог

Бюджетный баланс большинства регионов значительно нарушился: доходы уменьшились, а расходы, напротив, возросли.

Большое влияние на снижение доходов оказало падение цен на сырьевые товары, прежде всего — нефть. Из-за этого бюджеты недополучили, в совокупности, 36,5 млрд. рублей. Более всего пострадали Кемеровская область, где доходы сократились на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, и Республика Татарстан — 24,1%.

В двух третях субъектов отмечается снижение налоговых и неналоговых поступлений — ННД. В совокупности регионы недополучили 214,8 млрд. Особенно неблагополучными оказались Хакасия, где сборы упали на 37,8% по сравнению с 2019 годам, и Кемеровская область — на 32,3%.

Снижение ННД связано с общим замедлением экономической, предпринимательской и трудовой активности. Упали сборы налогов на прибыль и имущество организаций, налогу на совокупный доход и НДФЛ. Последний особенно сильно просел в апреле, когда люди массово ушли на самоизоляцию и многие остались без заработка. Уровень НДФЛ в итоге оказался ниже апреля 2019 на 20%.

На фоне всеобщего падения налоговых доходов и тотальной самоизоляции на 7,9% выросли поступления по акцизам. Такая тенденция отмечена в 71 регионе.

Одновременно со снижением доходов возросли расходы, особенно в апреле, когда прирост составил 30,1% от уровня прошлого года. В основном, дополнительные расходы связаны с социальной сферой, и особенно — с медицинской, где уровень затрат, по сравнению с 2019 годом увеличился на 67,7%. Такая ситуация объяснима: регионы формировали дополнительный коечный фонд, закупали медицинскую технику, лекарства и СИЗы, выплачивали надбавки медикам.

В итоге, бюджеты более чем трети субъектов РФ, по итогам января-апреля 2020 года, исполнены с дефицитом. Особенно выражен он в Москве — 44,7 млрд рублей, Московской области — 14,9 млрд рублей, Татарстане — 12,9 млрд рублей и Башкортостане — 12,2 млрд рублей. По оценкам специалистов, общий совокупный дефицит всех бюджетов к концу года достигнет 200 млрд. рублей.

К чему приведет обеднение регионов

Снижение доходов и возрастание расходов привело к росту государственного долга регионов. В совокупности он увеличился на 31,6 млрд. рублей или 2,1% от уровня мая 2019 года. Особенно сильно долг вырос у Санкт-Петербурга — в 1,8 раза, и Иркутской области — в 1,7 раза. Есть регионы, которые смогли свой долг несколько уменьшить, в их числе Амурская, Челябинская и Ивановская области.

Сокращения доходов неизбежно приводят сокращению расходов — секвестру. В ряде регионов эта тенденция уже отмечается, так Санкт-Петербург на 3,5 млрд. рублей сократит расходы на благоустройство. К работе над поправками в бюджет с июля 2020 года планируют приступить власти Приморского края.

Сокращения расходов по всей стране коснутся, в первую очередь, сферы ЖКХ, благоустройства, капитального ремонта и строительства. В этих отраслях задействованы миллионы сотрудников, которых недофинансирование коснется непосредственно. Секвестр региональных бюджетов неизбежно приведет к снижению доходов большого числа граждан и росту количества безработных.

Пути выхода

В сложившихся условиях региональные бюджеты едва ли смогут обойтись без поддержки от федеральных властей. Федеральный бюджет, при этом, ресурсы для такой поддержки так же теряет — его доходы тоже снижаются. Однако в части долга перед федеральным уровнем серьезное подспорье для регионов составляет мера по реструктуризации выплат.

Дополнительными источниками пополнения бюджетов могут стать:

  • банковские кредиты — такая мера может оперативно покрыть нужды, но является коротким вариантом финансирования и создает дополнительную нагрузку на ликвидность бюджета;
  • горизонтальные бюджетные кредиты — займы между разными субъектами друг другу. Едва ли этот вариант получит распространение — регионы скорее предпочтут аккумулировать средства внутри, чем раздавать соседям;
  • выпуск региональных долговых ценных бумаг — с 2021 года сняты ограничения для регионов, не имеющих достаточного кредитного рейтинга. Более целесообразными представляются выпуск длинных облигаций с низкими процентными ставками. Они позволят не только быстро привлечь деньги в бюджет, но и начать формировать хорошую кредитную историю, если таковой у региона нет.
Текущая картина не слишком оптимистична, особенно если учитывать возможность второй волны коронавируса и повторного введения ограничений и самоизоляции. По текущим оценкам, к концу года регионы подойдут с серьезным дефицитом, что напрямую скажется на уровне и качестве жизни их населения.
Нравится 53
Ха-ха 18
Удивительно 20
Грустно 8
Возмутительно 10
Не нравится 8




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров