Россия и Беларусь собираются объединить экономические системы

640
7 минут
Россия и Беларусь собираются объединить экономические системы

В начале этой осени премьер-министры Российской Федерации и Республики Беларусь подписали программу экономической интеграции двух стран. Полный текст документа публично не раскрывается.

Действие программы рассчитано на 1,5-2 года и подразумевает постепенное объединение экономических систем стран, которое будет запущено в 2021 году. Ведется речь об утверждении Налогового и Гражданского Кодексов, действие которых распространится на оба государства, а также ввод единого внешнеторгового режима. Также программа предполагает установление единых социальных гарантий для населения и одинаковый учет собственности. Надзор за банковским, нефтяным, газовым, электроэнергетическим секторами также будет интегрирован в единую систему.

Вполне возможно, что власти планируют создание конфедеративного государства. Эксперты считают, что в таком случае равноправия сторон не получится, потому что объемы вложений и размеры государств различаются в десятки раз.

 

Предыстория российско-белорусского партнерства

Переговоры о возобновлении партнерства между странами на уровне «Союзного государства» начались с весны текущего года, а инициирован проект был Дмитрием Медведевым в конце прошлого года.

Возможность объединения дух государств обсуждалась последние 20 лет, однако чаще всего это были пространные размышления, которые не приводили к четким действиям. Сейчас же ведется речь о достаточно радикальных изменениях. Степень экономической интеграции, возможно, окажется выше, чем в странах Евросоюза. Однако объединение вполне может перерасти в поглощение на уровне управления, ведь ВВП Белоруссии в прошлом году составлял 3,4 % ВВП РФ.

К началу ноября стороны должны представить на обсуждение «дорожные карты» по интеграции экономик. Однако четких сроков утверждения этих карт еще нет. Об этом сообщил вчера Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России.

 

Что подлежит объединению, а что останется суверенным?

В основу объединения лягут налоговые системы обоих государств. По плану РФ и Белоруссии ко II кварталу 2021 года должен быть разработан и утвержден общий Налоговый кодекс. Когда вступит в силу такой кодекс пока не ясно.

Еще одним из пунктов программы объединения станет отмена роуминга между странами с начала лета следующего года.

Документ содержит упоминания об объединении налогового и гражданского законодательств, однако не предусматривает судьбу бюджета при экономической интеграции. Исходя из того, что программа действий по частичному объединению двух государств, не прописана досконально, невозможно спрогнозировать, повлияют ли изменения на увеличение налоговой нагрузки для россиян.

Государства в рамках вышеупомянутой программы предполагают объединить и политику в области энергетики, и таможенные правила, в том числе ввести единую таможенную информационную систему и, возможно, единую таможенную службу.

В рамках единой энергетической политики программа предполагает сформировать один орган, который будет регулировать и контролировать рынки энергоносителей и сегмент электроэнергетики. Конкретных шагов по интеграции в данных сферах документ, согласованный странами, пока не содержит. Эксперты ожидают горячих споров при обсуждении данных тем, ведь РФ и Беларусь имеют многолетнюю историю нефтегазовых трений. Предполагается, что республика будет добиваться от федерации выгодных компенсаций.

Объединения банковской и валютной сферы запарафированный документ не содержит, однако в планах у стран есть достижение договоренностей об объединении платежных систем, налаживании макроэкономической политики и вводе унифицированного валютного контроля. За этим, возможно, последуют договоренности об объединении защиты инвестиций, разработке «специальных экономических мер» и принципов надзора за банками и иными финансовыми организациями.

Как уже было написано выше, к 1 ноября должна быть подготовлена «дорожная карта» с четкой последовательностью действий по объединению отраслевого регулирования, в том числе и интеграции промышленной и антимонопольной политики, агропромышленных рынков, секторов торговли, связи и транспорта. Также в результате коллаборации должна быть создана унифицированная система по защите прав потребителей.

Государственные закупки также есть в планах на объединение, как и рынок труда, и социальные гарантии. Кроме того, страны хотят создать унифицированное хозяйское законодательство и единый механизм, по которому будет учитываться собственность. Иными словами, два государства ждет и объединение Гражданского кодекса, по крайней мере частичное.

В документе, который подписали РФ и Белоруссия в начале сентября абсолютно не задействованы судебные и правоохранительные органы, вопросы обороны, государственной безопасности и государственного управления, образования, науки и здравоохранения. Впрочем, стороны не исключили возможность обсуждения иных вопросов, не упомянутых в программе.

 

Если объединение и будет, то только к 2024 году

Суть программы исключительно в интеграции экономических систем. Речи не идет о полном объединении двух государств с надстроечной системой власти.

На равных единую интегрированную отлаженную систему будет построить невозможно. Россия обгоняет государство-соседа по многим параметрам, в том числе и по развитию регуляторной инфраструктуры. Поэтому от Республики Беларусь потребуется больше гибкости в принятии российских норм. С другой стороны, результаты неравновесной интеграции могут неблагоприятно сказаться на России. Однако судить об этом станет возможно только после опубликования конкретных результатов переговоров.

Исмаил Гасанов, преподаватель Пермского государственного национального исследовательского университета, подчеркнул, что Россия и Белоруссия не первый год пытаются создать Союзное государство: Договор о его создании был подписан еще в декабре 1999 года. На данный момент подготовка «Программы действий» по интеграции экономик — это один из шагов в реализации договора между двумя братскими странами.

«Полагаю, что принятие единого Налогового и Гражданского кодексов приведет к дальнейшему укреплению двухсторонних отношений, а в связи с грядущими в 2024 году президентскими выборами в России не исключаю и проведения до этого времени референдума об объединении двух государств в одно. Интеграция скорее окажется плюсом, нежели минусом. Она откроет свободный от налогов для нерезидентов доступ на рынок Республики Беларусь для наших предпринимателей», — отметил эксперт.

Игорь Семеновский, помощник Депутата Государственной Думы, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что унификация и последующее создание единого гражданского и налогового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, вполне возможны, однако на горизонте не ранее 4-5 лет.

«Если мы обратимся к целям Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, то в договоре о его создании от 8 декабря 1999 года они указаны вполне определенно: создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития, а также формирование единой правовой системы демократического государства», — обратил внимание эксперт. — «Более того, создание единого экономического пространства, налоговая и таможенно-тарифная политика, единые правила конкуренции и другие важнейшие вопросы экономики обозначены как предметы исключительного ведения Союзного государства. Это означает, что реализация политики в данных направлениях отнесена к компетенции союзных органов, которые с разной степенью активности функционируют на протяжении почти двух десятков лет. Так, созданы и работают Высший Государственный Совет, Парламентское Собрание, Совет Министров. В то же время до настоящего времени не создан, к примеру, Суд Союзного государства».

Сторонами проведена значительная институциональная и подготовительная нормативно-правовая работа для реализации положений договора «О создании Союзного государства». С 2018 года этот процесс с учетом ряда экономических и политических факторов получил значительный импульс на уровне глав стран. Это вылилось в подписание в сентябре текущего года соответствующей программы действий. Таким образом, «спящие» нормы декларации постепенно просыпаются ото сна и начинают подходить к обретению реальной силы.

По мнению эксперта, следует отметить различные модальности потенциального развития данного процесса, оценивая возможность принятия единого налогового и гражданского законодательства, а также ее сроки. Например, в статье 20 упомянутого договора речь идет в начале о создании унифицированного и лишь затем единого гражданского и налогового законодательства. Таким образом, речи не идет о моментальной и полной отмене действующих национальных кодексов. Вероятно, что нет этого положения и в подписанной председателями Правительств программе действий по реализации положений «Договора о создании Союзного государства». Здесь дело не только в кодексах, но и в системе государственных органов проводящих соответствующую политику, степени их взаимодействия, интеграции и других аспектах. Более уместно рассуждать о возможности принятия модельных союзных кодексов, которые начнут действовать параллельно с национальными, но станут постепенно приобретать все более заметное содержательное и регулятивное наполнение.

«О сроках такого процесса говорить сложно, но явно, что с учетом переходного периода, это вопрос как минимум четырех-пятилетнего горизонта. Полагаю, что в этот период никаких существенных изменений, включая увеличение фискальной нагрузки, со стороны наднационального регулирования для налогоплательщиков не последует. Если же сравнить действующие на данный момент в России и Белоруссии налоги и сборы, то по названию они являются во многом схожими, в то же время элементы налогообложения соответствующих пар налогов заметно отличаются. Весьма экзотичным для российских граждан может показаться такой вид местного налога в Республике Беларусь как налог за владение собаками», — отметил Игорь Семеновский.

Нравится 3
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 1




Поделиться новостью:

Читайте также

Новости партнеров