Россия интересна только золотом

6788
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Аналитический центр при Правительстве РФ представил доклад о состоянии внешней торговли в стране и в мире в условиях пандемии коронавируса. Изначальный запрет на работу предприятий общественного питания, сферы развлечений, ориентированных на внутренний рынок, «по цепочке» стал затормаживать импорт и экспорт. Первыми под удар попали транспортная и туристическая деятельность. За ними изменения последовали на рынке энергоносителей, промышленности в целом.

COVID-19 заставил зарубежные страны пересмотреть сферы интересов в России. Нашему государству удалось увеличить только экспорт золота, в то время как энергоносители, другие товары и услуги стали представлять меньший интерес иностранным партнерам. В результате коронавирус нанес внешней торговле России ущерб, сопоставимый с шоками кризисов 2009 и 2015 гг. И восстановить ее не получается, даже несмотря на стабилизацию цен на нефть.

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ указала, что за январь-июль 2020 года экспорт товаров и услуг сократился до 184,2 млрд руб. (-23,4 %). Импорт также снизился до 308,8 млрд долл. (-17,7 %).

Ведомство указало, что стоимостный объем экспорта драгоценных металлов, камней и изделий из них увеличился сразу на 107,4 %, хотя их доля в общем объеме экспорта составила всего 7,3 %. Зарубежные партнеры проявляют интерес к железному и стальному прокату, медным сплавам. Но, хотя количественно их стали экспортировать больше (на 5,8 % и 2 % соответственно), цены на данный вид ресурсов снизились на 12,6 и 9,5 % соответственно. Россия продолжает экспортировать преимущественно минеральные продукты (55,2 % от общего объема экспорта), нефть (23,8 %), природный газ (6,8 %) и нефтепродукты (15,2 %).

Россия планомерно проводит политику импортозамещения и старается сокращать поставки из-за рубежа, но коронавирус внес коррективы. Например, импорт синтетических моющих средств и мыла в 2020 году вырос на 1,3 %. Большую часть импорта составляет сфера машиностроения (51,3 %). Однако объемы фармацевтических, текстильных, химических, продуктовых товаров в объеме импорта продолжили снижаться.

Оценку внешней торговли в России в 2020 году дал Игорь Хмелев, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова. Он указал, что COVID-19 сыграл незначительную роль в снижении доли российского экспорта.

«70 % структуры российского экспорта составляют топливно-энергетические товары — нефть, нефтепродукты, газ. Особенности нефтегазовой отрасли России таковы, что основная добыча сырья приходится на малонаселенные районы Севера европейской части страны и Сибири, где распространение эпидемии было незначительным по сравнению с крупными городами и центральной частью России. Кроме того, на отдаленных месторождениях по определению существует режим изоляции, исключающий распространение эпидемии. Поэтому главной причиной снижения экспорта было падение цен на нефть в предшествующий период», — рассказал ДОЛГ.РФ Игорь Хмелев.

Экономист также выделил рост несырьевого экспорта в России за счет государственной поддержки: в первую очередь продукции агропромышленного комплекса, полимеров и фармацевтики.

Анастасия Маслова, руководитель отдела развития «Информационных Таможенных Технологий», сообщила о глобальном перераспределении рынков сбыта. По ее словам, если раньше США были ведущей страной, поставляющей в Китай сельскохозяйственную продукцию, то теперь и у России есть шанс стать поставщиком № 1 для Китая по многим сельскохозяйственным позициям. Это связано и с обострившейся ситуацией между странами, и с тем, что короновирус внес коррективы в структуру потребления стран. Повышается спрос на продукты питания и средства индивидуальной защиты.

В российском импорте преобладает готовая продукция (машины, оборудование, товары широкого потребления). В период роста эпидемии коронавируса в странах ЕС (главный торговый партер России) закрылись многие предприятия, и поэтому были незначительные задержки с поставками ряда товаров, пояснил Игорь Хмелев.

Китай как второй торговый партер России достаточно быстро восстановил свой экспорт. Выгоду получили российские компании, которые импортировали из Китая медицинские маски и другие средства индивидуальной защиты, особенно в период начала эпидемии. Для предприятий-импортеров товаров массового спроса (бытовая техника, одежда, обувь), реализующих продукцию через розничные сети, главный внезапный риск возник в связи с тем, что по решению властей эти розничные сети просто закрылись, кроме того, дополнительный риск возник в связи с падением платежеспособного спроса.

Коронавирус породил настоящий бум интернет-торговли в мире и в России, где ее объем вырос на 20 % по сравнению с прошлым сезоном, превысив объем продаж обычных магазинов. И «бесконтактный» характер интернет-торговли в условиях эпидемии стал ее неоспоримым конкурентным преимуществом. 

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"