Слишком дешевые билеты: ФАС хочет отдать «Победу» под контроль государства и восстановить конкуренцию на авиарынке

1243
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В июле текущего года руководитель ФАС предложил отдать авиакомпанию «Победа», которая входит в группу компаний «Аэрофлот» на приватизацию. Игорь Артемьев предположил, что компания с низкими ценами на билеты избегает конкуренции с крупнейшим авиахолдингом. По этой причине правительству было выдвинуто предложение о приватизации лоукостера. Такой шаг также являлся ответом на задачу, поставленную Президентом РФ, об отслеживании цен авиабилетов.

Цель продажи самой бюджетной авиакомпании в России — развитие авиаперевозок внутри страны и поддержка конкуренции. Письмо с предложением о приватизации лоукостера Артемьев направил в адрес министра транспорта Дитриха и вице-премьера Акимова.

В письме глава ФАС отметил, что выявил закономерности во внутренних перевозках авиасудов, которые могут привести к формированию различных цен на одних и тех же маршрутах. Доходные ставки маршрутов «Победы», рассчитанные ФАС, в среднем на 10% ниже, чем у остальных авиакомпаний. Таким образом, ценообразование лоукостера повышает конкуренцию и провоцирует снижение цен у других авиаперевозчиков.

Кроме того, ФАС не устроило, что «Победа» активно развивает международные направления, и их количество превысило внутренние перевозки. Также «Победа» стала часто отменять внутренние рейсы, что, по мнению ФАС, направлено на сокращение конкуренции с тем же «Аэрофлотом».

Глава ФАС подчеркнул, что руководство «Аэрофлота» должно выстраивать стратегию развития «Победы» таким образом, чтобы она соответствовала государственным задачам по развитию авиаперевозок. Причем развитие должно быть направлено внутрь страны, а не во вне, по мнению Артемьева. В этой связи было предложено вывести «Победу» из состава «Аэрофлота» и передать ее государству.

Заместитель главы ФАС считает, что, если «Победа» остается в «Аэрофлоте» она должна развивать внутренние перевозки. Если же менеджмент настроен на развитие внешнего направления, логичнее авиакомпании выйти из группы и начать конкурировать с главной авиакомпанией.

За первые 6 месяцев текущего года «Победой» слетали 5 млн пассажиров. К концу года лоукостер планирует увеличить количество пассажиров до 10 млн человек. По итогам прошлого года компания перевезла 7,1 млн человек и заработала 2 млрд руб. чистой прибыли

В 2016 году почти тем же путем Министерство транспорта предлагало вывести из состава «Аэрофлота» и продать авиакомпанию «Россия». Однако перевозчик до сих пор находится в составе крупнейшего авиахолдинга в России.


Не первые претензии к «Победе»

Около года назад заместитель министра транспорта обвинял лоукостер в агрессивной экспансии на иностранные рынки и убеждал, что авиаперевозчик должен направить все свои силы на обеспечение перевозок внутри России.

Менеджмент «Победы» абсолютно не понял претензий со стороны министерства: по какой причине компания должна давать российским гражданам возможность бюджетно путешествовать по стране, но не за ее пределами, так и осталось загадкой.

Глава лоукостера подчеркнул, что в конце прошлого года соотношение международных перевозок к внутренним составляло 20/80. При этом полеты за рубеж приносят больше прибыли, из которой в дальнейшем субсидируются внутренние перелеты.

На данный момент стоимость авиакомпании оценивается 612 млн долл. Загрузка у перевозчика полная. Это говорит об эффективности и прибыльности лоукостера, поэтому обоснованной причины для приватизации на данный момент нет.

Владимир Славущев, юрист ООО «Аэрофьюэлз Групп» подчеркнул, что «Победа» — единственный в России лоукостер, который предлагает цены на авиабилеты намного ниже, чем другие участники рынка авиаперезовок. Пассажиров уровень цен на билеты вполне устраивает. Такое ценообразование позволяет из дальних и небольших регионов путешествовать по России и за рубеж без ущерба личным финансам. Однако для бизнеса такой игрок не всегда дает положительный результат, создавая конкуренцию на рынке.

«Победа» устанавливает цены ниже конкурентов за счет уменьшения расходов на аэропортовое обслуживание. Для многих аэропортов, в которых совершаются 1-2 рейса в неделю в крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), такие скидки не дают возможности покрыть собственные расходы, поэтому появляются убытки, но при этом пассажиры остаются довольны.

«Вопрос приватизации лоукостера государством дискуссионный. Позицию главы ФАС И.Ю. Артемьева о необходимости развития внутренних авиаперевозок я считаю правильной. Однако развивать необходимо не за счет приватизации прибыльного лоукостера, а за счет предоставления преференций новым участникам рынка, и также тем авиакомпаниям, которые находятся в убыточном состоянии, но тем не менее готовы осуществлять перевозки и имеют опыт работы на рынке России. Например, такие авиакомпании как «Ютэйр», «Саратовские авиалинии» и другие», — отметил эксперт.


Ориентация на менеджмент «Аэрофлота»

Вице-премьер Максим Акимов высказался о том, что нельзя решения о приватизации подобных компаний принимать в деструктивном ключе «сверху» и предложил ориентироваться на мнение менеджмента холдинга.

Вице-премьер подчеркнул, что даже если государство владеет частью компании, она все-таки остается формально частной, поэтому нельзя просто отдавать директивные указания, необходимо прислушиваться и к позиции менеджмента.

Акимов обещал рассмотреть позицию самого «Аэрофлота» и уже после этого принимать решение. Также Евгений Дитрих, министр транспорта, объявил, что речь о продаже лоукостера пока не ведется.

Андрей Лисов, юрист, член Московского отделения Ассоциации юристов России и эксперт по защите прав потребителей и интеллектуальному праву, обратил внимание на то, что государство и так фактически является монополистом в сфере авиаперевозок, поскольку тот же «Аэрофлот» находится под фактическим контролем государства. Чтобы избежать конкуренции лоукостер «обеда» стал сокращать количество внутренних рейсов по России.

По словам эксперта, это может привести к росту неудобств для граждан страны, к ухудшению охвата авиарейсами российской территории, а ведь перевозка граждан имеет стратегическое значение. С этой стороны руководство ФАС предлагает единственный, на их взгляд, разумный выход из сложившейся ситуации – «Победу» надо вычленить из «Аэрофлота» и тогда она уже будет на равных конкурировать с главной российской авиакомпанией.

«С другой стороны, с позицией «Аэрофлота» также сложно не согласиться. Сейчас лоукостер активно осваивает и международные рейсы. Так зачем создавать препятствия для его деятельности? Не лучше ли создать еще одну аналогичную компанию, которая могла бы обслуживать внутренние авиарейсы? Именно с такой позицией сейчас выступает руководство «Аэрофлота». Другое дело, что в Совете министров РФ все же могут прислушаться к мнению Федеральной антимонопольной службы России.

Сам лоукостер «Победа» существует во многом благодаря поддержке «Аэрофлота» и если он будет вычленен из его состава, то последствия могут быть самыми плачевными, вплоть до прекращения существования бюджетной авиакомпании через относительно непродолжительное время. Проект в случае приватизации государством может потерять прибыльность и исчезнуть через года четыре, а такое развитие событий не выгодно никому – ни государству, ни «Аэрофлоту», ни российским гражданам», — подчеркнул эксперт.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"