Торговые центры поживут без арендаторов

947
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank предполагают, что большинство торговых центров, готовящихся к открытию в 2021-м, окажутся полупустыми. Из-за переизбытка торговых площадей арендаторов на всех не хватит. При этом наученные пандемией ритейлеры все чаще предпочитают онлайн-площадки физическим корнерам.

До конца года в регионах РФ планирует к вводу порядка 610 тыс. кв. м торговых площадей, таким образом, совокупный объем предложения может достичь 18 млн. кв. м. Среди наиболее крупных объектов — ТРЦ «Планета» (83 тыс. кв. м) в Перми, МФК «Рамус Молл» (78 тыс. кв. м) в Нижневартовске, ТРЦ Veer Mall (76 тыс. кв. м) в Екатеринбурге. В Москве ожидаемый прирост торговых площадей 546,4 кв. м (рост за год — 9%), а рынок Санкт-Петербурга, согласно планам, пополнится на 77,6 тыс. кв. м.

Эксперты предупреждают, что половина площадей в новых ТРЦ после их открытия может оказаться невостребованной. Как отмечает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Екатерина Хакбердиева, в 2020-м многие девелоперы приняли решение о переносе ввода торговых объектов, которые находились в высокой степени готовности, на 2021 год. В результате, в текущем году на рынке образуется переизбыток площадей. В городах Урала, Дальнего Востока и части Поволжья, где запланирован наибольший объем ввода, ТРЦ будут открываться на 40-50% пустые.

Кроме переизбытка площадей на отсутствие спроса среди арендаторов повлияла и пандемия. В 2020-м оборот розничной торговли в России снизился на 4,1% и составил 33,5 трлн руб. Оборот продовольственных товаров сократился на 2,6%, непродовольственных — на 5,2%. Из-за падения покупательского трафика достаточно большое количество ритейлеров (особенно небольших) приняло решение о закрытии бизнеса или о переводе его в онлайн, что требует меньших затрат.

«Вектор развития отрасли за предыдущий год сменился на 180 градусов, если раньше ТЦ воспринимались ритейлерами, как основная площадка для продаж и коммуникации с клиентом, то 2020 и смена потребительского поведения, научили ритейл практически полностью дистанционной работе. Более 30% малого и среднего бизнеса во время пандемии были вынуждены отказаться от арендуемых площадей в ТЦ и перейти в онлайн, к слову, у большинства это неплохо получилось», — отмечает руководитель Премии в области коммерческой недвижимости Arendator Awards Анастасия Кремлева.

В работу крупных компаний коронавирус тоже внес свои коррективы. Многие сети (например, «Магнит» и X5 Retail Group) сделали упор на развитие хард-дискаунтеров — магазинов с ограниченным ассортиментом продукции с низкой розничной наценкой (сети «Чижик», «Моя цена»). Такой формат на фоне кризиса пользуется большой популярностью у населения.

Ритейлеры непродовольственных товаров стали чаще делать выбор в пользу небольших магазинов формата «у дома», потому как во время пандемии большие гипермаркеты в ТРЦ оказались закрыты для посетителей. Например, «Детский мир» в 2021-м планирует открыть порядка 100 магазинов малого формата «ПВЗ Детмир», к концу 2024-го число таких маркетов может увеличиться до 800. Даже пользовавшиеся популярность в период пандемии строительные магазины вынуждены были перестроить работу. Так, «Леруа Мерлен» из-за высокого спроса переформатировала часть гипермаркетов в dark store, где сотрудники занимались сборкой и выдачей заказов для самовывоза и доставки.

По мнению Анастасии Кремлевой, тенденция высокой вакантности в ТРЦ может сохраниться и после 2021 года. В московских торговых центрах доля вакантных мест будет составлять более 30%, в региональных — доходить до 50%. Полное восстановление и возвращение к допандемийным показателям, как считает эксперт, возможно не ранее конца 2022 года, при условии стабильной эпидемиологической и экономической ситуации.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"