Третья волна коронавируса ухудшает потребительское настроение безработных и предпринимателей
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньгиТретья волна коронавируса, а вместе с ней и новые карантинные ограничения в некоторых регионах, сказались на потребительских настроениях некоторых категорий россиян. Сильнее всего пострадали самозанятые и предприниматели: индекс крупных покупок снизился сразу на шесть пунктов, а индекс потребительского настроения — на девять пунктов. По данным «инФОМ», негатив ощутили и безработные. Их желание совершать крупные покупки снизилось на 13 пунктов, а потребительское настроение — на четыре пункта.
В июне аналитики также наблюдали снижение потребительских настроений у жителей сельской местности и поселков городского типа. Желание совершить крупные покупки упало на 10 пунктов, а потребительское настроение — на четыре пункта. В крупных городах, где население превышает 500 тыс. человек, потребительские настроения, напротив, улучшились. Например, в Москве индекс крупных покупок вырос сразу на 11 пунктов.
В то же время по России индекс потребительских настроений остается неизменным и составляет 91 пункт с мая. Так, 55% граждан совершали крупные покупки, 45% воздержались от них.
В преддверии трудных времен поведение потребителей будет меняться в зависимости от характера наступающих перемен, отмечает директор Центра статистики и науки о данных РЭУ им. Г.В. Плеханова Никита Эпштейн. В целом, по мнению эксперта, можно было бы ожидать снижения количества крупных покупок и склонности россиян к сохранению пошатнувшегося в 2020 году благосостояния.
Директор Центра статистики и науки о данных РЭУ им. Г.В. Плеханова также подчеркивает, что наиболее уязвимыми в «третью волну» оказались безработные, так как из-за нестабильной ситуации в экономике вследствие пандемии в частных компаниях превалирует желание стабилизации бизнеса, поскольку расширение или его изменения в сегодняшних условиях может не оправдать себя. Поэтому компании стараются не набирать новых сотрудников и поддерживать существующее состояние.
Самозанятые, по словам эксперта — еще одна категория занятых, сильно пострадавших от последствий COVID-19. Значительная часть самозанятых работают в профессиях, которые напрямую связаны с общением лицом к лицу (например, репетиторство, услуги косметологов), из-за чего на период пандемии они не смогли выполнять свою работу. Как правило, самозанятые не предоставляют услуги первой необходимости, как, например, продукты питания или медицинские услуги. Спрос на услуги самозанятых упал из-за общей нестабильной экономической ситуации и опасения людей тратить деньги.
Никита Эпштейн отмечает, что многие предприниматели пострадали по тем же причинам, что и самозанятые, однако к их проблемам добавляется и то, что они вынуждены тратиться не только на оплату собственного труда и некоторые необходимые для работы товары. Им также необходимо тратиться на работников, помещения или технику, и многие ИП предпочли закрыться на этот период или же постарались продержать свой бизнес как можно дольше, что во многих случаях привело не только к закрытию, но и к банкротству.
Эксперт считает, что сейчас указанным категориям населения нужна поддержка в виде установления стабильно развивающейся экономики, поддержка малого и среднего бизнеса, здравая налоговая нагрузка, гибко реагирующая на экономическую ситуацию. Это поможет созданию новых производств и расширит сферу предоставляемых услуг, что даст новые рабочие места и новых налогоплательщиков.
Справка:
Общественная приемная по санации и банкротству по Северо-Восточному округу г. Москвы
Профессиональная помощь юристов и антикризисных менеджеров.
Консультации, советы, реальная помощь бизнесу, попавшему в трудную ситуацию. Обратиться на «горячую линию» приемной — здесь.
Адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 102 стр. 30