Цифровизацию в ЖКХ оплатят потребители?

Минстрой оценил необходимые затраты в 375 млрд рублей

4 минуты
Поделиться новостью:
Цифровизацию в ЖКХ оплатят потребители?

Минстрой РФ намерен цифровизировать сферу строительства и ЖКХ. До 2030 года на эти цели планируется потратить 375 млрд руб. В то же время цифровизация пройдет за счет самих участников рынка. Ведомство намерено обязать управляющие компании и ресурсоснабжающие организации самостоятельно покупать и устанавливать необходимое оборудование, что, вероятно, потребует изменения системы тарифообразования. Опрошенные «Ъ» эксперты считают, что это снова приведет к увеличению темпов роста тарифов.

Согласно проекту «Цифровая инфраструктура ЖКХ», внедрение IT-технологий позволит повысить срок службы коммунальных сетей и предотвратить аварийные ситуации. Предполагается, что системы контроля зданий, умные датчики и интеллектуальные приборы учета будут автоматически передавать операторам в УК и РСО информацию о состоянии городских систем освещения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Однако поддержку из бюджета компании не получат — все новые технологии будут внедряться ими за свой счет в период с 2025 по 2030 гг.

Ассоциации, компании и эксперты, опрошенные «Ъ», указали, что уровень долгов в сфере ЖКХ превышает 1,3 трлн руб., при этом цифровизация данную проблему не решает. Также в проекте множество неясностей. Например, не указано, какое IT-оборудование нужно ставить, каким программным обеспечением оно должно быть снабжено, и как добиться «взаимодействия» новых технологий с ветхими инфраструктурными коммуникациями. Также неясно, откуда УК и РСО должны брать деньги на финансирование — предусмотрены ли они в действующих тарифах ЖКХ, которые и без того ежегодно растут в среднем на уровень инфляции. В частности, в 2021 году они подорожали на 4%.

Помимо проекта «Цифровая инфраструктура ЖКХ», в Минстрое РФ планируют реализовать еще три. Это «Строим в один клик» — система электронного документооборота между ведомством и застройщиками, «Решаем вместе» — платформа, которая учтет общественное мнение при ремонте или создании городских объектов, «Новый умный дом» — система, позволяющая управлять многоквартирными домами.

Реализация стратегии цифровой трансформации строительной отрасли и ЖКХ позволит сократить административные барьеры и сроки строительства, снизить расходы государственного бюджета и частного бизнеса, накапливать и обмениваться достоверными данными об объектах капитального строительства на протяжении всего их жизненного цикла и создать единое информационное пространство электронного взаимодействия органов власти, застройщиков и граждан, считает генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй» Артем Евланов.

«При этом каждый проект, предложенный Минстроем РФ, направлен на решение конкретных задач. Платформа «Новый умный дом» обеспечит прозрачность данных о количестве и качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг как для потребителей, так и для поставщиков. Кроме того, такая система поможет увеличить вовлеченность жителей в вопросы управления своим домом: каждый зарегистрированный пользователь портала Госуслуг сможет напрямую связываться с управляющими организациями, оставлять запросы на работы, отслеживать свою заявку онлайн. Также планируется перевести в онлайн 80% общих собраний собственников и оплат ЖКУ», — рассказывает о проекте эксперт.

Необходимость в использовании платформы учета общественного мнения «Решаем вместе» обусловлена нынешней низкой активностью граждан в вопросах управления объектами городского хозяйства, считает Артем Евланов. Благодаря внедрению сервиса цифрового взаимодействия граждан и администраций городов и субъектов РФ жители смогут принимать участие в определении приоритетов развития территорий, решении вопросов о строительстве объектов, развитии социальной, коммунальной, транспортной и иных видов инфраструктуры. Все голосования по отбору проектов благоустройства и городскому развитию будут проводиться онлайн.

Цифровизация ЖКХ, по словам генерального директора ООО «ИНТЭК-Строй», предполагает внедрение типовых систем интеллектуального управления региональной инфраструктурой: «умный» водоканал, «умное» теплоснабжение, «умное» городское освещение. Также планируется расширять зоны покрытия публичного Wi-Fi и систем связи интернета вещей. Использование информационных технологий РСО поможет быстрее обнаруживать, ликвидировать аварии и повысить эффективность диспетчеризации за счет применения автоматизированной системы управления технологическим процессом.

По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина в интервью «Российской газете», к 2030 году за счет цифровых процессов управления период вынужденной непоставки коммунальных ресурсов из-за аварий сократится в 2 раза, а потребление энергии при ее транспортировке и производстве уменьшится на 15%.

Справка:

Общественная приемная по санации и банкротству по Северо-Восточному округу г. Москвы

Профессиональная помощь юристов и антикризисных менеджеров.

Консультации, советы, реальная помощь бизнесу, попавшему в трудную ситуацию. Обратиться на «горячую линию» приемной — здесь.

Адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 102 стр. 30

Читайте также