У «Ашана» проблемы? Уйдет ли ритейлер с российского рынка

7955
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Сеть магазинов «Ашан», появившаяся на российском рынке в 2002 году была крайне популярна среди населения. Однако после введения санкций и ответных мер России она утратила возможность ввозить французские вино и сыры, за которыми приезжали люди. С тех пор дела компании стали ухудшатся.

С начала 2019 года руководство заявило о начале реорганизации своей бизнес-системы. В процессе могут быть закрыты около трети работающих на настоящий момент магазинов, и, возможно, ритейлер полностью уйдет с российского рынка, хотя руководители сети это отрицают.

В прошлом году новый глава компании Франсуа Реми говорил о том, что за последние несколько лет сильно изменились ожидания клиентов от магазинов. Это и спровоцировало построение новой бизнес-модели. Главной целью «Ашана» сейчас является перезапуск форматов.

 

Как будут спасать компанию

Новый проект реорганизации называется Renaissance и представляет он собой закрытие нерентабельных объектов и больший упор на продвижении перспективных.

В планах компании наполовину сократить штат головного офиса и закрыть в среднем около 100 магазинов (в данный момент «Ашану» принадлежит около 314 точек). Возможно, под закрытие попадут магазины бренда «Атак». Проект развития косметической сети LillaPois Beauty также сворачивают.

Большинство из магазинов, подлежащих закрытию, — это формат супермаркетов и магазинов рядом с домом.

По плану Реми в текущем году «Ашан» «перезапустится», заработает в новом формате и станет генерировать большую прибыль. Однако конкуренты утверждают обратное. Большинство из них уверены, что реорганизация компании была запущена слишком поздно, помимо этого в политике сети было слишком много ошибок. Вполне возможно, что в ближайшие три года сеть покинет российский рынок полностью.

В свою очередь, представители сети утверждают, что планов ухода с рынка нет. Финансовая ситуация сложная, но компания делает ставку на реорганизацию и планирует открытие крупного логистического центра в Москве, новых гипермаркетов в Московской области и на Урале.

 

Главные ошибки сети «Ашан»

Аналитики уверены, что основная причина финансовых проблем «Ашана» — это неверный выбор стратегии развития. Слишком долго компания работала в формате гипермаркетов и вкладывала огромные деньги в их развитие. В то время как большую совокупную прибыль давно приносят небольшие магазины, расположенные рядом с домом и супермаркеты.

Данный формат «Ашан» стал развивать слишком поздно, только в 2013 году, когда «Магнит» уже открыл 7 тыс. магазинов, а «Пятерочка» — 3 тыс.

Другой проблемой сети считают то, что ее создатель в 2008 году отошел от дел. С того момента дела у компании стали постепенно ухудшатся. Икее пророчат аналогичную историю.

Еще одна ошибка, по мнению экспертов, это выбор децентрализации в политике компании. Это работает в небольших розничных сетях, так стимулируется инициатива. Но огромные компании рушит. У магазинов «Ашана» нет общего ассортимента, единых цен и мерчендайзинга, бизнес-процессы не прописаны. Каждый магазин «живет» своей жизнью, а в результате создается хаос.

Кроме того, компания не была способна к гибкости. Она делала ставку на гигантские магазины, которые давали хорошую рентабельность в столице, Самаре и Екатеринбурге. В остальных городах ситуация складывалась иначе, потому что на российском рынке самый популярный формат — магазины площадью 7-8 тысяч кв.м., а не 15 тысяч.

Эксперты также называют одной из причин скопившихся проблем то, что «Ашан» как был французской компанией, так ей и остался. На международный уровень в плане внутренней политики сеть так и не вышла. Сделать карьеру без знания французского языка в ней невозможно. В управлении преобладает французский стиль, когда спрашивать с подчиненных в жесткой форме — это моветон. Поэтому сложился коллектив, который не сильно напрягается, потому что не видит серьезных последствий своей халатной работы.

Также серьезной ошибкой является слишком долгий процесс приема важных решений. Так, например, «Ашан» был одним из первых, кто стал продавать через интернет, но только непродовольственные товары, а доставка продукции появилась только лишь в прошлом году. В то время как конкуренты оказывают эту услугу своим покупателям уже несколько лет.

Сотрудники, проработавшие в компании, утверждают, что «Ашан» ждет полное закрытие, если он кардинально и быстро не перестоит свою работу и не станет ориентироваться на потребности покупателей и меняющийся рынок.

 

Финансовое положение компании

Точные финансовые данные французская сеть не раскрывает, однако по отчетности отдельных структур сети и подсчетам аналитиков можно сделать определенные выводы.

Сумма чистых активов ООО «Ашан» за 2017 год составила 51,8 млрд руб., это выше уставного капитала – 2,3 млрд руб.

Прибыль от продаж за тот же период составила 104,5 млрд руб., а объем продаж – 294,3 млрд.

Выручка «Ашана» достигла пика в 2015 году, а после начала планомерно снижаться, упав на десятки миллиардов рублей. На 6% она снизилась в 2017 году по сравнению с показателями 2016, а прибыль упала на 66%. За 2018 год выручка упала еще на 1,4% (без учета валютных колебаний).

Несмотря на то, что выручка падает, компания все равно остается в плюсе. Однако текущий год сеть может закончить с большим убытком, ввиду предстоящих затрат на реорганизацию.

Руководители ««Ашан» Ритейл Россия» заявления о сворачивании бизнеса категорически отрицают. По их словам, реорганизация производится в целях повышения продуктивности и увеличения выручки от продаж. При этом мало кто верит, что эти действия действительно принесут успех. 

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"