У дистанционной торговли в России есть беды: связь и множество логистических сложностей

1251
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Пандемия коронавируса буквально «убила» офлайн-торговлю: ограничительные меры вынудили закрыться рынки и торговые центры. Продавцам оставалось только одно: наладить дистанционное обслуживание или ждать лучших времен, опасаясь закрытия из-за нехватки средств. Большая часть ритейлеров предпочла пойти по первому пути, и 2020 год отметился развитием онлайн-торговли.

Коронавирусный феномен дистанционных продаж решила исследовать Высшая школа экономики (ВШЭ). Авторы работы зафиксировали рост сферы E-commerce, однако заметили, что переход на онлайн-продажи дался российскому бизнесу непросто. Не все магазины продают массово востребованные товары, которые можно было бы «раскрутить» в интернете, а у небольших ритейлеров не хватало средств для создания полноценного сайта или автоматизации бизнес-процессов.

Выводы экономистов ВШЭ

Пандемия заставила законодателей плотнее сотрудничать с ритейлерами. Так, например, 1 апреля в III чтении был одобрен закон о продаже лекарств через интернет, хотя до этого в парламенте приводили множество аргументов против такого сервиса, опасаясь подделок или злоупотреблений со стороны покупателей. Дистанционная торговля показала рост в сегменте товаров повседневного спроса и продуктов питания, а также средств индивидуальной защиты и гигиены.

Впрочем, переход в онлайн был не без сложностей: не каждый магазин мог позволить себе организовать собственную службу доставки. Потому им приходилось сотрудничать со сторонними компаниями, которые ощутили массовый спрос на услуги. В результате им пришлось экстренно увеличивать штат курьеров. Но на этом проблемы не закончились: службы доставки с трудом выстраивали логистические маршруты, в результате чего страдал потребитель. Последнему приходилось терпеть задержку доставок и путаницу в заказах. И как итог – «ностальгия» по классическому офлайн-ритейлу, когда человек пришел в магазин, выбрал товар на полке и расплатился за него.

В региональном разрезе 25 субъектов РФ даже в период пандемии коронавируса показали очень низкую активность дистанционных продаж, 15 субъектов РФ – просто низкую активность. В лидерах с высокой и очень высокой активностью дистанционных продаж оказалось 26 регионов. Получается, что одна половина России начала применять интернет-закупки и смогла перестроить процесс во время карантина, а другая половина – приспособиться к новшествам не смогла и испытывала товарные ограничения.

Экономисты ВШЭ выделили основные проблемы развития дистанционной торговли в России:

  • отсутствие доступа к онлайн-платежам;
  • ненадежное подключение к электричеству и интернету;
  • высокая стоимость трансграничной торговли;
  • сложности с завоеванием доверия покупателей;
  • трудности с видимостью в поисковой выдаче;
  • онлайн-мошенничество;
  • сложности с размещением всей информации о поставщиках на страницах товаров;
  • затраты на обеспечение соблюдения санитарных норм сотрудниками онлайн-магазинов.

Помимо этого, развитию дистанционной торговли мешают и общемировые, а также российские тенденции (экономический спад, рост безработицы, транспортные ограничения). Потому бизнес активно копит средства, чтобы перейти в цифровой формат. Продавцы заказывают разработку мобильных приложений, просят помочь с автоматизацией предпринимательской деятельности, с развитием облачных сервисов, а также с обеспечением информационной безопасности.


Продуктовый ритейл

ДОЛГ.РФ решил выяснить у крупнейших торговых сетей России, как именно у них развивается дистанционная торговля.

В пресс-службе «АШАН Ритейл Россия» рассказали, что во время пандемии коронавируса покупатели все больше стали делать выбор в пользу покупок онлайн. Количество заказов в интернет-магазине торговой сети выросло вдвое. Зафиксирован большой спрос на услугу по доставке товаров на дом.

«До пандемии доставка из интернет-магазина всегда осуществлялась с помощью курьерских служб и транспортных компаний-партнеров. С 10 мая мы расширили онлайн ассортимент и перешли на сбор и доставку продуктов на базе гипермаркетов. Ранее для заказа были доступны только непродовольственные и бакалейные товары, доставка осуществлялась с собственного склада E-commerce. Теперь клиенты могут заказать свежие продукты (мясо, молочную продукцию и т.д.), а сбор заказов и доставка осуществляются напрямую из гипермаркетов», – уточнили в пресс-службе «АШАН Ритейл Россия».

Также, помимо собственного интернет-магазина, в апреле 2020 года компания заключила партнерство с крупным сервисом продуктов в России iGooods и расширила географию со «СберМаркетом».

Остальные участники рынка на момент публикации на запрос ДОЛГ.РФ не ответили.

Без интернета в глубинках полноценного E-commerce не будет

Екатерина Донцова (Солягина), операционный директор кэшбек-сервиса Backit и партнерской сети ePN Affiliate, дала оценку исследованию и сделала вывод о том, что с его помощью можно понять не только развитие дистанционной торговли в стране, но и доступность интернета по России. Главным условием для развития цифровых сервисов является доступность современных каналов связи.
«Увы, в формате огромных территорий с этим у нас возникают большие сложности. Вспомните нашумевшие кадры, как школьникам приходилось отправлять выполненные задания, взбираясь на телекоммуникационную вышку. Даже вдоль федеральных трасс интернет ловит не везде, не говоря уже о глубинке. Поэтому во многих областях при всем желании нельзя говорить о внедрении E-commerce», – говорит Екатерина Донцова (Солягина).
Еще одной проблемой развития дистанционной торговли выступает уровень обеспечения населения смартфонами и компьютерами. Чем дальше от федерального центра и крупных городов, тем этот показатель ниже.

Серьезным препятствием для онлайн-продаж является и неразвитая логистика. Без наличия крупных транспортных узлов и широкой сети пунктов выдачи товаров проникновение технологий внутрь страны невозможно. И здесь возникает вопрос: кто должен компенсировать убытки компаниям за открытие пунктов обслуживания или постаматов в точках с низким трафиком. Пока решения нет, никто вкладывать средства в это не будет.

Екатерина Донцова (Солягина) считает, что для того, чтобы онлайн-торговля развивалась, нужно не только желание, но и возможность совершать покупки. И до тех пор, пока разрыв между регионами в плане доходов будет существенным, рост показателей E-commerce будет неоднородным. Что касается развития торговли по сегментам, то в теории не имеет значения, что продавать. Достаточно обеспечить потребителям условия, при которых будут сняты их страхи: не подойдет, сложно вернуть, не могу посмотреть до покупки, сложно доставить. Дистанционно с одинаковым успехом можно продавать и квартиры, и люкс-сегмент, и железобетонные изделия.

Кроме этого, после пандемии коронавируса можно наблюдать более объективную оценку развития дистанционной торговли. В настоящее время сегменты росли неоднородно лишь потому, что к онлайн-продажам на момент карантина подключились не все компании. Поэтому у некоторых из них – парфюмерии и косметики, одежды и обуви, бытовой техники – была фора. Но именно в этих сегментах наблюдался мощный спад покупательской активности. Во многом это было обусловлено страхом за будущее (отказ от крупных покупок) и отсутствием необходимости в сезонных коллекциях при режиме работы из дома.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"