В частные руки и вперед: государственное имущество на выданье

План приватизации 2020-2022 гг. заинтересует только азиатских инвесторов

5 минут
В частные руки и вперед: государственное имущество на выданье

Распоряжением Правительства РФ № 3260-р от 31 декабря 2019 года был утвержден Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2020-2022 гг. В документе на 253 страницах указано, что в частные руки планируется передать свыше 1 тыс. объектов государственной казны, доли РФ в 13 обществах с ограниченной ответственностью (ООО), 86 унитарных предприятий, ценные бумаги 186 акционерных обществ. За счет приватизационных мероприятий бюджет планирует ежегодно зарабатывать по 3,6 млрд руб. Сейчас Россия владеет долями / акциями в 1130 компаниях и является собственником 700 унитарных предприятий (по состоянию на 1 января 2019 года).

Известно, что государство больше всего заинтересовано в приватизации унитарных предприятий и долей / акций в компаниях, ведущих деятельность в сфере науки, здравоохранения, полиграфии, сельского хозяйства и операций с недвижимостью. Среди объектов, которые хотят передать в частные руки – конюшни, племенные заводы, совхозы, ряд издательств (например, «Уральский рабочий», «Советская Кубань»), научно-технические предприятия («РостехИнтеграция», «Северная Заря»), многочисленные заводы и энергетические предприятия.

И если часть государственных компаний прибыльна, то другие кажутся убыточными (или околоубыточными). В Прогнозном плане сказано, что Правительство РФ видит в качестве инвесторов кого угодно: от отечественных капиталовкладчиков до иностранных бизнесменов. Вопрос в том, будут ли государственные активы привлекательны для инвесторов, и удастся ли федеральным властям осуществить задуманное.

План выполнят за счет азиатских инвесторов

Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что план приватизации 2020-2022 гг. будет реализован в назначенные сроки, так как созданы все условий для эффективного управления и отчуждения федерального имущества. В план включено имущество, востребованное в коммерческом обороте. Помимо этого, государственные органы исполнительной власти для успешной реализации плана приватизации организовали следующие мероприятия:

  • повышение открытости приватизационных процедур;

  • расширенная реклама, маркетинговые ходы, информированность бизнеса о проводимых мероприятиях;

  • завершение оформления прав на активы государственных предприятий.

Несмотря на это, инвестиционный климат в стране остается далеким от идеала. А потому крупные иностранные компании вряд ли заинтересуются финансовыми активами, утвержденными планом приватизации 2020-2022 гг., из-за международных экономических санкций. Из иностранных компаний могут быть инвесторы только из азиатских стран, например, компании Китая.

Оксана Васильева подчеркивает, что одной из перечисленных в распоряжении целей снижения доли государства в федеральном государственном имуществе посредством приватизации является привлечение иностранных инвесторов и тем самым повышение эффективности крупного бизнеса. Однако вряд ли стоит ожидать заинтересованных лиц из Европы или Америки. Отечественные капиталовкладчики также говорят о необходимости совершенствования инвестиционного климата и сейчас недовольны темпами его изменения в позитивную сторону.

«Иностранными» инвесторами могут стать офшоры с российским происхождением

Валентин Смирнов, СЕО группы компаний «Космос», считает, что через приватизацию государственные компании попадут в собственность как отечественных, так и «иностранных» инвесторов (компаний-офшоров), капитал которых имеет российское происхождение. Управленец не исключает, что имущество федеральной казны может быть передано во владение приближенных к высокопоставленным лицам страны. По мнению Валентина Смирнова, граждане вряд ли ощутят смену собственников предприятий. Они так или иначе достанутся лицам, имеющим общие интересы с государственными чиновниками.

Скорее всего, приватизационный план будет выполнен, и его реализации не помешают ни санкции, ни законодательство, ни судебная система, ни курсы валют или процентов по кредитам. Валентин Смирнов считает, что потенциальные инвесторы на указанное в плане имущество уже определены, и за счет этих мероприятий обогатится не только федеральный бюджет, но и капиталовкладчики.

Борьба с огосударствлением экономики

Юрист Алексей Хижняк, специалист по вопросам развития промышленности и малого, среднего бизнеса, назвал план Правительства РФ достаточно амбициозным. В частности, планируется сокращение доли государства в уставных капиталах 7 крупнейших обществ, среди которых есть банк ВТБ, южные морские торговые порты, «Алмазювелирэкспорт», «Совкомфлот» и другие.

Эксперт считает, что реализация данной программы в конкретные заданные сроки пока вызывает осторожные сомнения. В 2018 году Институт Адизеса (международная консалтинговая компания в области менеджмента) провел опрос, по итогам которого 90 % крупных российских компаний обратили внимание на растущее огосударствление экономики. При том, что бизнесу всегда комфортнее работать с частными партнерами, он не видел предпосылок для масштабной приватизации. 50 % опрошенных посчитали долю государства в ВВП «крайне высокой», а еще 23 % – просто высокой. Однако Президент России Владимир Путин регулярно высказывался о необходимости уменьшения доли государства в экономике, в том числе в своем Послании Федеральному Собранию, поэтому шаг, сделанный Правительством, вызывает оптимизм.

«У большинства компаний, предлагаемых к приватизации, крайне низкая прозрачность для потенциальных инвесторов, и у них на балансе в избытке находятся неоперационные активы. Отечественные инвесторы в большинстве своем не располагают лишними денежными средствами, чтобы покупать предприятия, в которые, скорей всего, придется еще серьезно вкладываться. А иностранных инвесторов допускать к владению российскими активами, которые государство считает принципиально важными, также никто особо не торопится, учитывая внешнюю конъюнктуру и санкционные реалии», – анализирует Алексей Хижняк.

По мнению специалиста, успешность реализации плана по приватизации в 2020-2022 гг. зависит от совокупности следующих факторов:

  1. Стоимость продажи активов. Государство будет реализовывать активы по рыночной или ниже рыночной цене?

  2. Наличие дополнительных льгот и преференций для инвесторов.

  3. Окончательное принятие закона «О защите капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», который закрепит четкие условия и гарантии ведения бизнеса на территории нашей страны.

Эксперт считает, что вышеуказанные условия могут помочь поэтапной реализации приватизации, создать некие «лучшие практики», которые в дальнейшем простимулируют и расширение перечня приватизируемого имущества, и, в конечном счете, снизят долю государства в экономике, увеличив поступления в бюджет РФ.

Чем закончится приватизация государственного имущества пока неизвестно. Федеральные власти вроде хотят увеличить количество «частных рук» в экономике, но при этом понимают, что у российских инвесторов денег не слишком много. Из иностранцев только представители азиатских стран могут по-настоящему заинтересоваться проектом. Другой вариант – заграничные офшоры с «пророссийским» происхождением. Однако здесь вопрос о стратегически важных активах, которые рискованно «отдавать за рубеж».

Комментировали:
Оксана Васильева
Кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Алексей Хижняк
Юрист, специалист по вопросам развития промышленности и малого и среднего бизнеса

С точки зрения пристроить активы в нужные руки -  замечательная инициатива, с точки зрения избавится от  содержания  низко-доходных, но социально-ориентированных  или выполняющих специальные функции предприятий,  так же замечательная инициатива, с точки зрения привлечения инвестиций абсолютно бесполезная. Рост  государства в ВВП,  о котором говорят  эксперты, это последствия роста  рабочих мест с бюджетным финансированием, распространение  на  бюджетные организации  правил исчисления  налогов, применимых в принципе только для небюджетной сферы и включения в расчеты  ВВП  сумм, оказанных государственных услуг.

По сути  это последствия манипулирования,  как учетными,  так и отчетными данными, а так же методами анализа.  Сам вопрос своевременности и необходимости  приватизации - это вопрос  не сферы экономики, а вопрос борьбы двух противоположных идеологических  направлений: консервативного, ориентирующегося на суверенный путь и предполагающего контроль в т.ч. силовой за  базовыми отраслями экономики и либерального предполагающего отсутствие участия государства в собственности производственной сферы. Однако, Россия это не только  одна из самых богатых ресурсами  стран, но и прежде всего  северная  страна с очень дорогой инфраструктурой, содержание и развитие которой  возможно только путем  консолидации средств на государственном уровне и путем  создания вертикальной  системы непосредственного управления, а не только  регулирования. Нужно смирится  с фактом  необходимости государства содержать инфраструктуру, а для этого  со времен Петра Великого  лучше казенных предприятий   никто  не придумал. При этом коммерческие предприятия  могут  на равных конкурировать с  госсектором и это демонстрирует тройка  сотовых операторов.

В части инвестиционного климата  применимы следующие подходы: растет деловая активность внутри страны- инвестиции  придут  сами, придется их сдерживать,чтобы не перегреть экономику  снижается деловая активность- необходимо ограничить  доступ на  внутренний рынок  иностранных инвесторов в целях сохранения национальной предпринимательской среды. И в первом и особенно в втором случае речь идет о сдерживании внешних инвестиций в целях сохранения  возможности  развития  собственного человеческого капитала и соответственно суверенитета.

Индустриализация и переход на новый технологический уровень возможны только в эпоху протекционизма. Средств для инвестиций в  стране накоплено достаточно. Нет самого главного государственного заказа на создание же 100% государственного производственного сектора, основанного на заимствованных высоко-технологических решениях  прежде всего в сфере производства средств производства- базиса для дальнейшей модернизации и самостоятельного перехода на новый технологический уклад.

14 Января 2020
Николай Скляров
Директор ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания"
Нравится 568
Ха-ха 251
Удивительно 227
Грустно 125
Возмутительно 76
Не нравится 75




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров