В России началась кульминация деофшоризации
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Экономика России относительно недавно, но стремительно начала процесс усиления контроля над деятельностью офшорных зон.
Деофшоризация – снижение офшорного фактора в российском бизнесе – уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом, уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих через офшоры.
При расторжении соглашений льготные налоговые ставки уже не будут применяться Договаривающимися сторонами. Данная мера потребует корректировки двухсторонних соглашений с 84 странами. Если страны будут отказываться от повышения ставки налога, то Россия выйдет из них в предусмотренном соглашениями одностороннем порядке.
Наиболее часто используемые офшорные зоны российскими собственниками для структурирования владения российскими компаниями – это Кипр, Нидерланды, Великобритания, Швейцария, Сингапур, Гонконг, Мальта и другие. Больше всего дивидендов перечисляется на счета на Кипре, в Люксембурге, Нидерландах, Ирландии.
Среди юридического сообщества сложилось мнение, что после введенных изменений, будет менее выгодно содержать не только офшоры, а все иностранные компании.
Взимать налог с дивидендов и процентов по повышенной ставке начнут с доходов за 2021 год. Но мера затронет не только тех, кто уводит деньги в офшоры, а и добросовестные компании, например, российские группы с иностранными субхолдингами, которые создавались для инвестиций за рубежом. Рост налога также может снизить инвестиционную привлекательность России для компаний, зарегистрированных в транзитных странах, но не связанных с российским бизнесом.
1 апреля Минфином России было направлено письмо в министерство финансов Кипра о пересмотре действующего соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), в котором Российская Федерация предлагает изменить соглашение в части налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов. Аналогичные письма были затем отправлены в Люксембург и на Мальту.
Власти Кипра не предоставили Москве свои предложения по изменению ставок в срок до 15 июня, в связи с этим фактом Россия намерена выйти из действующего соглашения с Кипром об избежании двойного налогообложения (СИДН). Все выплаты в пользу резидентов Кипра из России будут облагаться в соответствии с российским законодательством по налоговым ставкам, закрепленным в Налоговом Кодексе РФ для иностранных компаний. Попасть под перемены могут также российские компании и физлица, которые получают доход с Кипра, поскольку налогообложение этих выплат будет осуществляться по законодательству Кипра, без применения СИДН.
Власти России и Кипра 25 июня начали переговоры по изменениям в соглашение об избежании двойного налогообложения, второй раунд состоялся 2 июля,процесс переговоров пока не доступен для общественности, возможно ведутся работы по согласованию текста поправок.
Для России также важно укрепление координации антиофшорной политики со странами ЕАЭС. Сложилось так, что в условиях образования общего экономического пространства в ЕАЭС и усиления налогового соперничества в его рамках, прежде всего со стороны Казахстана и Беларуси, наметилась линия направленности к формальному перетоку российского бизнеса в эти юрисдикции, что приводит к потере бюджетных доходов. Тем более что по закону о КИК компании, зарегистрированные в других странах ЕАЭС, не являются иностранными контролируемыми компаниями.
Таким образом, политика деофшоризации России начала приносить намеченные результаты. Она в целом соответствует тенденциям антиофшорной политики мирового сообщества, с которым Россия постепенно развивает сотрудничество в данной сфере. Однако процесс деофшоризации экономики в России находится в начальной стадии. И для его дальнейшего прогресса потребуется приложить существенные усилия, связанные как с улучшением внутреннего законодательства и, в частности, практики его применения, так и выстраиванием реального международного взаимодействия в этой области.