Жители России не экономили в период нерабочих дней

Уменьшение спроса из-за локдауна составило 0,1% ВВП, что в целом не отразится на экономике

3 минуты
Поделиться новостью:
Жители России не экономили в период нерабочих дней

Уменьшение спроса домохозяйств из-за введенного в октябре-ноябре локдауна в российских регионах составило порядка 0,1% ВВП, подсчитал портал «СберИндекс». По мнению аналитиков, потери от нерабочих дней незначительны и не отразятся на росте экономики по итогам 2021 г.

К такому выводу в «СберИндексе» пришли в связи с тем, что Москва уже вернулась в обычный режим работы, а жесткие ограничительные меры сохранились только в регионах с тяжелой эпидемиологической ситуацией. В целом период ноябрьского локдауна прошел мягче, чем в апреле-мае 2020-го, считают аналитики.

По подсчетам «СберИндекса», в период с 1 по 7 ноября 2021 г. прирост расходов на товары и услуги в России составил 4% г/г. Сокращение расходов из-за ограничений в денежном эквиваленте оценивается в 120 млрд руб., – это порядка 2,7% от общего ожидаемого объема трат по итогам месяца. Падение спроса относительно трендовых уровней на нерабочей неделе составило 11,7%.

В непродовольственном секторе и секторе услуг потери трат составили 20% и 17% соответственно относительно трендовых уровней. По сравнению с локдауном в апреле-мае 2020 г., снижение было в 2-2,5 раза меньше. Как отметили в «СберИндексе», бизнес научился перестраиваться на режим работы «на вынос» и онлайн-продажи. Не смогли адаптироваться сектора, чей режим работы просто не совместим с ограничениями – салоны красоты, массажные и СПА-кабинеты, а также фитнес-индустрия: в этих сферах спрос был в два раза ниже нормальных значений.

сб1.png

В продовольственном сегменте, наоборот, наблюдается значительный рост – с начала ноября спрос на 5-6% выше, чем в среднем в октябре. Гораздо лучше себя чувствует туристическая отрасль: падение спроса в ноябре на билеты составило 20% относительно октября, в магазинах duty-free расходы вообще практически не изменились.

Профессор ВШЭ Иван Родионов отметил, что доля российского ВВП, приходящаяся на малый и средний бизнес (МСП), незначительна по сравнению с долей государственных, сырьевых, оборонных предприятий. Данные предприятия продолжали деятельность в нерабочие праздничные дни, следовательно, на общую картину экономики России они не повлияли.
«Роль малого и среднего бизнеса в экономике такая маленькая, что падение даже на 10-15% для общей экономики не существенно. Другой вопрос, что это неправильно. Мы живем при капитализме, как убеждает нас президент, и именно бизнес, во-первых, должен быть негосударственным, во-вторых, должен быть основным источником доходов для населения и бюджета. В нашей стране этого нет. На самом деле, если даже вообще все закрыть, кроме экспортно-ориентированных и оборонных предприятий, то для экономики падение не будет большим», – поделился Иван Родионов.

Финансовый консультант, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова добавила, что в целом малый и средний бизнес уже был готов к сложностям, в связи с чем, этот период для него прошел значительно лучше.
«Многие отрасли, уже имея опыт нерабочих дней, выстроили стратегии, которые позволили им продолжать работать – не все были готовы уходить снова в локдаун и приостанавливать свою деятельность. Безусловно, в этот раз были не столько серьезные последствия по сравнению с локдауном в апреле-мае 2020 г. Например, ресторанный бизнес уже работал более сложено: удалось настроить как возможность продажи блюд на вынос, так и обеспечить доставку продукции. Магазины также перешли в онлайн», – отметила Мария Ермилова.

сб2.png

* Редакция не несет ответственности за мнение экспертов.
Читайте также