Должники начали жаловаться приставам на банки и МФО чаще, чем на профессиональных коллекторов

В 2019 году было возбуждено 3098 дел о нарушениях при сборе долгов

4 минуты
Должники начали жаловаться приставам на банки и МФО чаще, чем на профессиональных коллекторов

Коллекторы больше не «самое страшное зло» для должников. Со временем, в России развевается представление о взыскателях как о готовых пойти на все, лишь бы «выбить» из задолжавшего последние деньги. Об этом говорит официальная статистика – число жалоб россиян на банки, микрофинансовые организации (МФО) и прочих сборщиков долгов оказалось вдвое выше, чем на включенных в госреестр коллекторов.

По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые приводит ТАСС, количество обращений, связанных с деятельностью по возврату просроченной задолженности, по-прежнему демонстрирует рост. Только теперь позиции «виновных» поменялись – считавшиеся когда-то угрозой для должников коллекторы больше не собирают большинство жалоб. Они уступили эту сомнительную пальму первенства.

Так, в 2019-м к рассмотрению было принято 28,4 тысяч обращений – это на 29 % больше, чем годом ранее. Из принятый к рассмотрению обращений – 46 % касались деятельности МФО. В 33 % говорилось о деятельности юрлиц, которые включены в госреестр. На долю обращений о кредитных организациях пришлось только 9 %, а 12 % – на долю всех иных лиц.

В 2019 году приставами было возбуждено 3098 дел об административных правонарушениях по статье о нарушении порядка общения с гражданами при сборе задолженностей. 1597 из них – в отношении МФО, 1309 – в отношении коллекторов, включенных в госреестр.

Общее увеличение количества направляемых жалоб говорит о росте осведомленности граждан о различных каналах решения споров с кредиторами и взыскателями, считают в СРО «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР»).

«В отчете ФССП значится, что из принятых к рассмотрению 28,4 тысячи обращений были рассмотрены 21,2 тысячи обращений. При этом признаны обоснованными, и мы хотели бы подчеркнуть это отдельно, лишь 3,1 тысячи или менее 15 %. Незначительная доля обоснованности свидетельствует о сохраняющемся низком уровне понимания, когда права и вправду нарушены, а когда нет. В последние годы компании предпочитают урегулировать спорные ситуации с клиентами на своем уровне до привлечения сторонних инстанций, активно развивают клиентские службы и службы внутреннего контроля, курирующие в том числе и вопросы жалоб», – рассказали ДОЛГ.РФ в пресс-службе СРО «МиР».

В организации отметили также, что МФО стали активнее использовать такой инструмент как судебное взыскание.

«Он уже показал себя достаточно действенным в ситуациях так называемого потребительского экстремизма», – подчеркнули в СРО «МиР».

О потребительском терроризме мы уже писали ранее.

Напомним, что Минюст обнародовал готовящийся законопроект, приравнивающий все организации, где предусмотрен сбор долгов, к коллекторской работе. Для того, чтобы осуществлять эту деятельность, организации должны быть включены в реестр приставов, чтобы на них можно было распространить те же требования.

Что касается статистики по обращениям граждан, представленной ФССП, то внимание стоит обратить на три момента, считает директор Национальной Ассоциации коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин.

«Во-первых, действительно большинство жалоб поступает не на профессиональные коллекторские агентства, а на МФО и банки. Причем этот перекос усилится в течении 2020 года, так как дочерние по отношению к МФО коллекторские агентства как раз и генерируют основной поток жалоб на коллекторов. А эти «дочки» уже вылетали из реестра в 2019-м и уже на грани вылета из реестра в 2020-м. Рынок профессиональных коллекторов будет очищен лучше. Во-вторых, иных 12 % – это как раз в большинстве своем компании ЖКХ или скрывающие свое название хулиганы из МФО. Не следует думать, что это «черные кредиторы». Таковых в структуре жалоб граждан нет. И, в-третьих, очень большое число неподтвержденных жалоб. Это означает, что требуется научить граждан правильно писать жалобу. Зачастую недобросовестные юристы не помогают гражданам, а просто тянут из должников деньги. Немалое число жалоб - это попытка уйти от оплаты долга», – рассказал Борис Воронин.

Однако не все банки отмечают рост жалоб, связанных с процедурой взыскания долгов. Например, в пресс-службе «Россельхозбанка» ДОЛГ.РФ рассказали, что клиенты стали чаще обращаться по другим вопросам.

«В «Россельхозбанке» не увеличилось количество поступающих от клиентов жалоб. Одновременно с этим, за последнее время мы отмечаем рост числа обращений в банк по вопросам, связанным с графиком работы отделений, возможностями дистанционного обслуживания. Кроме того, клиентов интересуют меры государственной поддержки, которые реализует РСХБ. Банк оперативно обрабатывает и отвечает на все обращения, поступающие от клиентов», - объяснили в банке.
На момент опубликования статьи ответ от других банков так и не поступил.
Комментировали:
Борис Воронин
Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств
Нравится 203
Ха-ха 97
Удивительно 56
Грустно 32
Возмутительно 24
Не нравится 16




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров